Особенности преподавания физики в современной школе
статья по физике

Физика как наука о природных явлениях находится в центре естественно-научного блока дисциплин и формирует общую картину мира в сознании человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuleshova-statya.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания физики в современной школе

В мире постоянно высоких технологий качество образования стало решающим фактором успеха. Это относится как к отдельной личности, так и к группам людей. От грамотности и подготовки кадров сегодня зависит успех и отдельно взятого предприятия, и целой отрасли, и в конце концов – экономики всей страны. Фундамент «пирамиды успеха» опирается на школьное образование, что, конечно же, повышает ответственность учителя перед обществом. И если в прежние десятилетия задачей педагогов-предметников выступала передача знаний с последующей их фиксацией в сознании ученика, то в условиях стремительно меняющегося мира на первый план выходит принципиально иная цель — научить ребенка учиться самостоятельно, добывать постоянно обновляющуюся информацию из разных источников и в довольно сжатые сроки воспринимать новые знания, осваивать практические навыки и технологии.

Одновременно с динамикой научного познания мира сегодня совершенствуются и методы преподавания школьных дисциплин. Педагогика тоже постоянно развивается как наука, и основа этого процесса заложена на данный момент в ярко выраженной практико-ориентированности образования. Не секрет, что разработка ФГОСа третьего поколения стала логическим завершением сформировавшейся в обществе потребности в обновленных кадровых и человеческих ресурсах, обладающих принципиально иным, чем прежде, уровнем сознания, — сознания, в основе которого лежит естественнонаучное мировоззрение и критическое мышление. А с другой стороны — сознание ориентированного на успех человека третьего тысячелетия предполагает наличие в нем парадигмы гуманитарных и духовных ценностей, базирующихся на гражданском самосознании. Без этого фактора невозможно ни процветание государства, ни благополучие отдельной личности. Такова, на мой взгляд как учителя-предметника и организатора образовательного процесса, общая установка на преподавание всех школьных дисциплин.

Что касается преподаваемой мною физики, то здесь следует учесть специфику этой науки, которая в силу своей сложности далеко не каждому ученику открывает свои богатства и дает перспективы для дальнейшего изучения. Существует мнение о том, что по отношению к физике выпускники школ делятся на две категории: одни не понимают физику совсем, с трудом зазубривая минимальный набор формул, другие — имеют природные склонности к изучению этой науки и выбирают ее в качестве области будущей профессиональной реализации. Причем, вторая группа гораздо малочисленней первой.

Между тем, именно физика как наука о природных явлениях находится в центре естественно-научного блока дисциплин и формирует общую картину мира в сознании человека. Трудно переоценить ее роль в метапредметных связях с такими дисциплинами, как химия, биология. Начиная с античных времен, физика неразрывно связана с философией. Кроме того, современная физика очень математична. И если в математике расчеты и математический анализ выступают самоцелью, то для физики математика — важнейший инструмент познания истины. Поэтому для современных учащихся так важен широкий математический кругозор и способность определять оптимальный путь вычислений при решении той или иной задачи.

Еще одна черта, характеризующая специфичность физики в ряду других дисциплин, — это обязательная трактовка полученного результата. Что означает вычисленная цифра в контексте физических явлений, как она может быть применена на практике (или скорректирована) в тех или иных условиях — вот ключевые вопросы, на которые должны уметь отвечать учащиеся, получая решение физической задачи. Именно такие трактовки и обсуждения позволяют современному педагогу перевести учеников от полюса «сложно и неясно» к полюсу «интересно и полезно».

Анализ практики учительской работы в контексте выполнения требований ФГОС второго поколения, а также наработанный за последние годы опыт групповой и индивидуальной проектной деятельности с учащимися позволяет мне утверждать, что наиболее перспективными приемами в развитии творческих способностей в области физики выступают такие, как:

- формулировка заведомо привлекательных тем для изучения (в последние годы, например, особенно высокий интерес вызывают темы, связанные с квантовой телепортацией, передачи информации с помощью света или альтернативными источниками энергии; не меньший интерес вызывает применение тех или иных физических явлений в быту, это можно сказать об использовании принципов действий рычагов, воздействии силы на движущееся тело по прямой или по окружности, применение статистического электричества в быту и пр.);

- постановка практически значимых задач;

- возможность верификации полученных знаний, которая может проявляться в проведении экспериментов, получении статистических данных и т.д.;

- моделирование проблемных ситуаций, постановка вопросов и задач, активизирующих учащихся;

- формирование учебных гипотез с их последующим доказательством или опровержением.

Практика показывает также высокую эффективность знакомства с биографиями и открытиями ученых-физиков. Это позволяет персонифицировать физические знания, развивать ассоциации с этой наукой, как не только значимой для жизни человека, но и увлекательной деятельностью, которой можно посвятить жизнь.

Кулешова Татьяна Евгеньевна, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания физики в гуманитарных классах

Содержание курса физики общеобразовательной школы и решаемые на уроках многочисленные задачи ориентированы прежде всего на отработку знаний, умений и навыков, необходимых для сдачи приемных экзаменов ...

Особенности преподавания физики в профессиональном лицее

В статье рассмотрены вопросы преподавания физики в системе начального профессионального образования. Описывается опыт автора по проведению занятий по теме "Тепловые двигатели" для обучающихся по ...

Особенности преподавания физики в школе

Материал для молодых учителей...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Силы природы"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Законы Ньютона"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Особенности преподавания истории в современной школе

Цель моей работы рассмотреть особенности современного обучения истории в старших классах с учетом профильного экономического курса с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории...

Статья “Преподавание физики в современной школе. Трудности и пути их преодоления”

Преподование современной физики, какое оно? Учащийся должен вызубрить множество формул или разобраться в окружающем мире с точки зрения физики?...