Презентация "Одарённые дети"
материал
Подписи к слайдам:
Тема одаренных и талантливых детей считается одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального и творческого потенциала людей. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно, целенаправленная работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более востребованной.
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи: Матюшкин А.М. ,Шумакова Н.Б. , Чистякова Г.Д., Юркевич В.С. В настоящее время данной проблемой занимаются А.И. Савенков, В.И. Панов, Д.Б. Богоявленская и другие. Их работы посвящены вопросам изучения особенностей психического развития одаренных детей и вопросам диагностики одаренности.
1) одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности; 2) все дети от природы одарены. 3) сторонники которой вместо понятия "одарённый ребёнок" часто употребляют выражение "ребёнок с признаками одарённости", или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость – это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей. Необходимо, отметить, что понятие "одаренный" очень близко понятию "способный".
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный – характеризует способы его деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: 1 . Наличие специфических стратегий деятельности. - быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; - использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; - выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
2 . Сформированность индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" . Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта. 3 . Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное. 4. Особый тип обучаемости . Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: 1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия . 2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность . 3. Повышенная познавательная потребность, любознательность. 4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. 5. Высокая критичность к результатам собственного труда , склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Интеллектуальные способности Творческий потенциал (креативность ) Качества личности Окружающая среда (социум) Мотивация
выявление поддержка сопровождение
Выявление Диагностический комплекс Создание информационной базы
Качества учителя: увлечённость своим делом; способность к научной и творческой деятельности; интеллектуальность, нравственность; знание психологических особенностей ….
Повышение квалификации учителя: Психологическая подготовка Обучение по теме: «Проблемы развития интеллектуальной одарённости детей» Коучинг «Работа с одарёнными детьми» Научно-методическое тьюторство
Проектная деятельность Психологические тренинги Метапредметные игры Тьюторство (учитель,ученик, родитель) Специальные программы на развитие интеллектуальных способностей (очные,дистанционные) Совершенствование психологических ресурсов на уроке Модель поддержки
Модель сопровождения Психолого-педагогическое: -повторная диагностика; -выявление препятствий и барьеров Административное: -мониторинг; -управленческие решения Медицинское: -предотвращение рисков
Использование банка данных кружков и дополнительных занятий Социальные сети Сотрудничество с высшими учебными заведениями Сотрудничество с образовательными учреждениями дополнительного образования детей
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...