Проектная и исследовательская деятельность во внеурочное время.
проект

Улановская Ольга Анатольевна
  1. Произошедшие в последние годы изменения в практике отече­ственного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых мето­дов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
  2. 2 слайд
  • формировали бы активную, самостоятельную и инициа­тивную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и на­выки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е.
    умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познаватель­ного интереса учащихся;

—      реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале

мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учеб­но-познавательной деятельности школьников на результат, кото­рый получается при решении той или иной практически или теоре­тически значимой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская деятельность во внеурочное время.

1.Слайд

  1. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
  2. 2 слайд
  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е.
    умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

—        реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале

мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

  1. Слайд

В соответствии со стандартами второго поколения ведущее место в организации внеурочной деятельности  учащихся сегодня принадлежит методу проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой  проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося.

Слайд -4

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

  1. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

5 Слайд

В своем выступлении хочу обратить ваше внимание на следующие вопросы:

1.характеристика типов проектов.
2.Структура индивидуального проекта.
3.Требования к оформлению и презентации проектов.

Учитывая современные требования и собственный многолетний опыт

6Слайд

Под понятием «проект» понимается  творческая,  завершенная работа, соответствующая возрастным  возможностям учащихся. 

Цель проектной деятельности –

получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.

7 слайд

Проекты бывают:

По доминирующей деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные (социальные), творческие, ролевые, прикладные и прочие проекты.

По содержанию: монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным  (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).

По продолжительности: краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными.

По характеру координации, характеру контактов и количеству участников: индивидуальные, парные, групповые. 

Слайд8

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Слайд9

Практика-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Слайд10

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Слайд11

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Слайд 12.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Слайд13

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Слайд14

Алгоритм проектирования

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Слайд 15

Структура оформления проектной работы

Слайды проектов 16

Введение должно содержать (зачитать)

Компонент

Описание компонента

Актуальность

Обоснование выбора темы: личный интерес, противоречивость мнений по изучаемому вопросу, практическая значимость, малоизученность и т.п.

Цель

Ответ на вопрос: «Что я хочу выяснить в результате проведенной работы?». Цель, как правило, начинается с глаголов: выявить, выяснить, обосновать, определить, создать, построить …

Задачи

Шаги для достижения цели: изучить литературу по вопросу исследования, провести эксперимент, обосновать…, разработать… и т.п.

Гипотеза

Развернутое предположение, требующее доказательства. Как правило, гипотеза формулируется виде сложноподчиненного предложения с придаточным условия («Если…, то…», «Чем…, тем…»)

Объект

Область, раздел науки, в рамках которого находится то, что будет изучаться

Предмет

Конкретная часть объекта, который собственно и исследуется

Теоретическое обоснование

Краткий обзор состояния проблемы. Указание основных работ по вопросу

Методы

Ответ на вопрос: «Как проводилось исследование?»

17-20

на примере ученических проектов рассмотрим структуру и требования к проектам.

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

     Титульный лист является 1-й страницей работы. Титульный лист         не нумеруется. Содержит наименование конференции, тему работы, в скобках указывается тип проекта, название секции, сведения об авторе (Ф.И.О., класс, образовательное учреждение (в соответствии с Уставом), сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень и  звание, должность, место работы), место  выполнения работы и год ее написания.

Тема

В теме выразить главное содержание всего исследования, обозначить объект и предмет исследования. Придать теме адресность, т.е. сделать ее доступной и понятной для тех, кто будет участвовать в ее разработке, а также понятной, на кого она направлена.Сделать ее лаконичной, без лишних слов, удобной для быстрого прочтения, да к тому же благозвучной. Должна быть понятной, доступной (научность языка в меру).

Оглавление

        В оглавлении указываются основные разделы работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, библиографический список, названия приложений) с указанием страниц.

Введение

Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные характеристики. Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы,  формулируются цель, гипотеза и задачи, указываются объект и предмет исследования, избранный метод (или методы) исследования, определяются хронологические рамки исследования.

Актуальность

Значимость

Цель исследования

Конечный результат

Гипотеза исследования

     Это  предположения, допущения, требующие проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным знанием

Гипотеза - является  предполагаемым  ответом на заданную проблему.
Гипотеза является отправной точкой исследования, подтверждаемой или опровергаемой в ходе теоретических рассуждений и хода эксперимента.

Задачи исследования

это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой .

Теоретическое обоснование

краткий обзор используемой литературы и Интернет-ресурсов

  • трактовка проблемы отечественными и зарубежными учеными, специалистами
  • современное состояние изучаемого, исследуемого предмета, указание основных работ по вопросу
  • собственное мнение к позиции исследователей

В каких вида источников информации освещается тема исследования? Какими авторами и какие аспекты проблемы изучены?  Какие вопросы по теме требуют дальнейшего подробного изучения? 

Основная часть

Выполнение исследования

Выводы

Заключение – это не просто перечень полученных результатов. Необходимо указать, удалось или нет достигнуть поставленной цели, показать практическую значимость работы.

    подводятся

  • итоги теоретического и  практического исследований
  • делаются выводы

содержится

  • оценка результатов исследования
  • отмечается практическая значимость исследования

даются

  • рекомендации по использованию и внедрению результатов исследования в практическую деятельность

определяются

  •  перспективы дальнейшей работы (если необходимо)

Назначение работы (практическая значимость)

Ценность и востребованность.  

Где можно использовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья организация проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время

приобщение обучающихся к исследовательской деятельности...

Организация проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время....

«Исследовательская деятельность во внеурочное время как средство формирования универсальных учебных действий»

Мир, в котором мы живём стремительно меняется. Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативн...

План по теме самообразования: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»

Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает условия, при которых школьники: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать приобрет...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сей...

Оксана Борисовна Роскрут. Об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время

Оксана Борисовна Роскрут, победитель ПНП «Образование» в номинации «Лучший учитель», учитель истории высшей квалификационной категории,председатель методического объединения ГБ...