Доклад на тему : «Самооценка и ее влияние на успех. Этапы построения ситуации успеха на занятии».
консультация
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_samootsenka_i_ee_vliyanie_na_uspeh.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ МО «Преображение» для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Доклад на тему : «Самооценка и ее влияние на успех.
Этапы построения ситуации успеха на занятии».
Воспитатель: Ермилова В.Б.
Что такое самооценка и как она влияет на Ваш успех ? Главное в жизни – это постараться разобраться в себе, понять смысл жизни, научиться побеждать трудности и неприятности, поверить в себя и свои силы. Конечно, это непросто, и не все получится сразу, но если захотеть, то недостижимых целей нет. Полюбить и принять себя таким, какой Вы есть – главное. Что такое самооценка и для чего он нужна? Самооценка – это то, как Вы о себе думаете, оцениваете. У каждого человека она разная. У кого-то слишком низкая, у других — завышенная. Вы спросите, какая лучше? Это зависит в первую очередь от характера и темперамента каждого из нас. Объясните, почему одни люди легко общаются, у них много друзей, они часто не прислушиваются к мнению других, идут вопреки стереотипам и правилам. Другие, наоборот, четко выполняют указания, делают так,как все, а свое мнение боятся высказывать. А все потому что одни любят себя, а другие нет. Лучше себя переоценивать, чем страдать от комплекса неполноценности. Да конечно же, нужно прислушиваться к мнению окружающих, только не всегда. Собственное мнение должно всегда преобладать над мнением толпы совсем незнакомых Вам людей. Неправильно себя оценив можно испортить себе всю жизнь. Закрыться в себе и страдать от одиночества, а всему этому виной низкая самооценка. Посмотрите на себя, умного и успешного, станьте личностью, человеком с большой буквы. Это сделать никогда не поздно.
Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.
С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов.
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
стимулировать работоспособность;
корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;
поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.
Одна из основных задач педагога сводится к созданию ситуаций успеха.
Следует «разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог.
О такой ситуации рассказывает в своей книге «Школы без неудачников» У. Глассер. В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий «коэффициент интеллектуальности». При этом исследователь сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал «самыми умными», более половины в действительности обладали средними или невысокими интеллектуальными возможностями. Через год, придя в ту же школу, психолог обнаружил, что все те, кому он создал репутацию «наиболее умных», являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умника побудила слабых школьников с интересом и старанием относиться к учебе.
Итак, ситуация успеха в педагогической деятельности создается педагогом.
Рассмотрим организацию ситуации успеха поэтапно.
Мотивационный этап. Педагог ставит задачу сформировать у ребёнка установку на успешное выполнение задания, преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы. Другими словами, формирует мотив достижения. Но здесь педагог сталкивается с неадекватной реакцией детского коллектива: кто-то уже выполнял подобное задание, и результаты его оказались неудачными, так что у этой категории воспитанников уже сформировано отрицательное отношение. Вторая группа не сталкивалась с такой работой, поэтому они не знают, чего можно ожидать от будущей деятельности. Третья группа, уже выполнявшая сходные задания и успешно справившаяся с ними, находится в состоянии мобилизованности, готовности приступить к выполнению поставленной задачи.
На данном этапе руководителю проще всего будет работать с третьей группой, где необходимо только актуализировать положительные эмоции, пережитые детьми ранее. У второй группы воспитанников нужно предвосхитить эмоциональную реакцию, нарисовать перспективу удачного выполнения задания, связав ее с теми или иными условиями деятельности, которые в прошлом обеспечивали успех. Наиболее трудоемкой окажется работа с первой группой. Прежде всего, необходимо нейтрализовать воспоминания о неудаче , а затем создать перспективу для новой. Сделать это можно, например, подчеркнув, что ребёнок поработал над своими ошибками или что задание, предлагаемое педагогом, изменено по сравнению с прошлым разом.
Педагог вправе предложить различные варианты мотивов достижения: стремление самостоятельно решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, установить новые контакты в ходе выполнения задания. Другими словами, педагог, опираясь на эмоциональную память воспитанников, организует определенные ситуации.
Организационный этап. Задача педагога: обеспечить с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств условия для успешного выполнения задания, заинтересовать его самим процессом.
На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой – ощущается недостаток условий для ее выполнения. Здесь особо нужна помощь воспитателя. Необходимо помочь ребенку правильно включиться в процесс, преодолеть утомление, усталость, стимулировать его деятельность. Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов создания ситуации успеха. К ним, в частности, относятся эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию воспитанника, помощь сверстников объединения, обращение к педагогу.
Результативный этап. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив.
Как показывает практика, этот этап оказывается наиболее болезненным. Известно, что мнения педагога и воспитанника в данном вопросе чаще всего расходятся. Дело в том, что педагог оценивает итог деятельности, учитывая аккуратность, правильность, грамотность выполнения задания и пр., а обучающийся помнит о степени затраченных усилий, концентрации внимания и ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе .
Хорошо, когда степень затраченных усилий соответствует результативному итогу работы. В этом случае педагогу достаточно похвалить ребёнка, подчеркнуть его достижения, тем самым, стимулируя его.
Возможен и такой вариант: воспитанник затратил минимальные усилия, но итог его работы удовлетворяет основным требованиям. Такой вариант требует от педагога знания индивидуальных особенностей обучающегося.Необходимо продумать для конкретного воспитанника систему индивидуальных заданий с повышенным уровнем сложности, предложить такую форму работы, когда налицо вклад каждого ребёнка в общее дело. Кроме того, возможны личные беседы, где педагог прямо, но без свидетелей говорит обучающемуся о его недостатках: равнодушии, лени, попытке улизнуть от предложенного задания и пр.
На первый взгляд возникает парадокс: педагог намеренно ставит воспитанника в ситуацию неуспеха. Но цель подобной тактики состоит в том, чтобы в сознании ребёнка родилась радость не столько от итога работы, сколько от самого процесса
Вариант третий, наиболее болезненный для обеих сторон – воспитанник уверен, что «выложился», но результат, оцененный педагогом, не соответствует его ожиданиям. Здесь возможны серьезные конфликты двух сторон . Следует предложить ребёнку попытаться найти свои неудачи, а затем с помощью педагога исправить их.
Четвертый вариант напоминает первый – количество затраченных усилий соответствует итогу деятельности, но результат – неудовлетворительный. Данный вариант является свидетельством того, что организация условий деятельности на предыдущих этапах строилась без учета индивидуальных способностей конкретного ребёнка. Теперь руководителю придется начинать все сначала.
Завершающий этап носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов предыдущего этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности.
Как показала практика, в силу индивидуальных различий воспитанники по-разному реагируют на предложенные педагогом ситуации. Для некоторых ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ребёнок испытает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.
Итак, мы выяснили, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она организуется на всех этапах воспитательного процесса; усложняет задачи, стоящие на каждом этапе; реализуется с учетом индивидуальных особенностей детей, что находит свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Создание ситуации успеха на занятиях в объединении «Художественное конструирование»
Создание ситуации успеха - одно из условий гуманизации процесса обучения. Важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха»....
Формирование социальной одаренности обучающихся через создание ситуации успеха на занятии
Беляк Наталия Владимировна,МБОУ ДОД Центр детского творчества МО г. Саяногорск Социум и ребенок, как много вопросов вызывает этот тандем. Насколько успешной будет социализация подрастающего...
Деловая игра для педагогов дополнительного образования "Педагогические приемы создания ситуации успеха на занятиях объединений как реализация принципа опоры на положительное в человеке"
Цель - содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе приемов и методов создания ситуации успеха на занятиях, как одного из условий реализации принципа опоры на положител...
Создание ситуации успеха на занятиях
Создание ситуации успеха на занятиях...
Деловая игра«Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях объединений как один из факторов успешного освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы»
Деловая игра состоит из серии индивидуальных и групповых заданий, в ходе которых участники практически отрабатывают навыки создания ситуаций успеха на занятиях творческого объединения....
"Создание ситуации успеха на занятиях"
laquo;Успех - это умение двигаться, не теряя энтузиазма».Уинстон Черчилль....
Работа педагога дополнительного образования по созданию ситуации успеха на занятии
Выступление на районном методическом объединении по теме "Создание ситуации успеха каждого ребенка на занятиях в дополнительном образовании"...