возможности современного урока
материал
сообщение на психолого-педагогический семинар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resursy_sovremennogo_uroka.docx | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату, как для учеников, так и для учителя. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня. Помимо этого, если урок – современный, то он целенаправленно ведёт за собой развитие и обязательно закладывает основу для будущего.
С учётом новой образовательной цели существенно меняется функция и форма организации урока. Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные. Новый образовательный результат разворачивается и через определённую последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.
Структура современного урока, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача « научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у обучающихся метапредметного результата - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться»
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС .
И это вполне оправдано, ведь роль учителя существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
1.Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
2.Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
3.Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
4.Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
5.Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
6.Продумать форму подведения итогов урока.
7.Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
8.Как организовать рефлексию.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности и без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) возможно лишь в деятельности, которая проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Чтобы обучающихся научить учиться, т.е. сформировать УУД ,в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.
Но основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.
Но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Всем учителям следует перейти « от стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий.
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса:
1.проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
2.организация учебного сотрудничества;
3.работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
4.проектно-исследовательская деятельность;
5.использование интерактивных возможностей ИКТ.
Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду, позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.
Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:
- обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
В таком случае структура урока в технологии деятельностного метода может выглядеть так:
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение обучающихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу». У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Возникновение проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который нужно ответить, или в виде темы урока.
4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение учебной задачи (устно), обсуждение проекта её решения.
5. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Сначала предлагается из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
8. Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
Таким образом, ФГОС делает акцент на деятельностном подходе к организации обучения: знания имеют ценность не сами по себе, а как средство развития личности, в применении к опыту деятельности, который ученик осваивает на основе полученного знания.
Отличие современного урока от традиционного:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность обучающихся | Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание обучающихся | Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Поэтому, возникает вопрос: как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться.
Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся:
Требования к уроку | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность обучающихся | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные (коррекции) |
Оценивание обучающихся | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики было при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности обучающихся.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах уделяется большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на уроке проводится формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Очень важно, при формировании УУД, научить детей планировать последовательность своих действий. Постепенно обучающиеся учатся составлять план по решению учебной задачи.
Планируя любой урок, направленный на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, стараться максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке учитываются его инвариантную и вариативную части, дифференциацию обучающихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности обучающихся класса.
Большим подспорьем при отборе заданий к уроку становиться таблица с типовыми заданиями, с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД.
Формировать УУД школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного). Организация на уроке устной коммуникации при работе по технологии развития целостного мышления помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их коммуникативной компетенции.
Работу в парах на этапе урока по закреплению обучающимися предметных знаний можно организовывать в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты становятся инструментом, который позволяет и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у обучающихся универсальные учебные действия.
Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов может быть систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у обучающихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, вырабатывает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они включают в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Каждый учитель понимает, успешность обучения в школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть обучающиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
Формировать УУД у обучающихся нужно планомерно, выстраивая этот процесс от урока к уроку. Стихийность развития универсальных учебных действий будет находить отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части обучающихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Поэтому учителю необходимо владеть технологиями формирования УУД.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он сможет начать делать первые уверенные шаги в новых условиях в более сжатые сроки.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.
Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.
-Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
-Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
-Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
-Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
-Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
-В центре внимания урока – дети.
-Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
-Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
МБОУ СОШ с.ЧЕРНОЗЕРЬЕ
Совещание при директоре
«Значение современного урока при
формировании желания
учиться»
Подготовила учитель математики и физики
Жиляева Л.В.
2017г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие возможности современного урока в условиях школы-интерната.
Статья. Обмен опытом....
Современный урок "Тенденции и возможности"
В последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции: изменениецелеполагания в направлении культуросообразности, природосообранности обучения,усиление личностной ориентации содержания ...
Современный урок: тенденции и возможности
Проектная работа учащихся на уроках иностранного языка...
Интегрированный проект «Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
Интеграция дисциплин «Методика преподавания начального курса математики» и «Новые ИКТ в образовании» позволила учесть требования стандарта и подготовить урок, отвечающий современным требованиям.Проект...
Доклад «Воспитательные возможности современного урока географии»
В докладе обобщён опыт работы по использованию различных методов и приёмов для реализации воспитательных задач на уроках географии....
Использование возможностей современной цифровой образовательной среды для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы
Методический продукт проблемно-творческой группыгородского профессионального объединения учителей русского языка и литературы[1]:Комплект методических разработок уроков по литературе с использованием ...
Цифровая образовательная среда как одно из условий создания пространства возможностей современного урока
Цифровая школа – уже не утопия. Это реальность. Интерактивная, интересная, многогранная и современная реальность.Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее...