Современный урок: тенденции и возможности
статья по французскому языку (8 класс) на тему

Безденежных Наталья Валентиновна

Проектная работа учащихся на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов, как способ вовлечения учащихся

в активный диалог культур.

Язык  - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, учителя иностранного языка должны знакомить учащихся  с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре.

Кроме того, чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно, но и искать способы  включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Один из таких способов  - создание проектов.

Работа над проектом требует основательной подготовки самого учителя, который предлагает возможные темы проекта, формулирует гипотезу, помогает подбирать информацию, анализировать, делать выводы.  Он поддерживает, направляет, помогает,  но ни в коем случае не решает  проблему за ребенка.

Этапы работы над проектом:

Первый этап: разработка проекта

На этом этапе учителю необходимо определить

  • общую тему проекта, например: Le palmarès des villes françaises
  • цель и задачи проекта.

Дидактическая  цель проекта: формирование социокультурной компетенции учащихся посредствам  вовлечения  в активный диалог двух культур и ознакомления с особенностями функционирования французского языка в новой для них культуре.

Методические задачи:

  1. Познакомить учащихся с национально-культурными особенностями города Марселя и его жителей.
  2. Выявить сходства и различия между культурами наших народов.
  3. Формировать потребность в использовании французского языка как средства общения.
  4. Повысить мотивацию учащихся в изучении французского языка.
  5.  Подготовить учащихся к приему марсельских школьников
  • сформулировать  основополагающий вопрос.

Основополагающий вопрос – это вопрос, который должен подтолкнуть ребенка к дальнейшему поиску. На него нельзя ответить одним предложением. Он требует более глубокого исследования, более веских аргументов, чем «да» или «нет».

Основополагающий  вопрос нашего проекта:

Почему  европейской  столицей культуры в 2013 году станет французский город Марсель?

  • затем формулируем гипотезу.  Гипотеза, т.е. предположение, которое нужно подтвердить или опровергнуть в результате работы: достоин ли Марсель этого звания.

Для подтверждения гипотезы надо найти ответы на более конкретные вопросы. Ответы на эти вопросы и будут являться аргументами, подтверждающими нашу гипотезу.

  • Вопросы:  

Какие особенности города  Марселя, чем он отличается от других городов, каковы его

  • географическое положение
  • история
  • культурное наследие
  • каков современный город

Второй этап: организационный.

На этом этапе распределяем  участников на группы. Каждая группа выбирает вопрос и преступает к сбору информации.  Например, группа 1  собирает  материал о географическом положении Марселя, вторая группа об историческом прошлом города и т.д.

Желательно определить источники информации и распределить обязанности каждого участника группы.

Обсуждаем  критерии оценки презентаций.

Третий этап: работа с информацией

Основная задача учителя   научить учащихся методам поиска, обработки и обобщения информации, умению делать выводы. По сути, каждая группа работает над индивидуальным  мини-проектом. Важно, чтобы ученики помнили, что  от результата  их работы   зависит общее дело.  

Четвертый этап:  оформления результатов:  создание индивидуальных   презентаций.

Задачи учителя:  научить уч-ся  составлять сообщение по изученной теме, использовать презентацию при устном ответе, помочь сделать презентацию яркой, интересной.

Требования к презентации:

Каждая  презентация должна состоять из 5-8 слайдов,   включающих обложку, оглавление, краткое изложение материала, иллюстрации, фотографии, схемы, упражнения на проверку знаний с ключами, словарь новых слов, вывод, список источников информации.

Особо хочется отметить важность наличия упражнений в презентации. С одной стороны это систематизация материала для тех учащихся  кто готовил презентацию, с другой стороны это хороший повод внимательно слушать, запоминать, анализировать  информацию  для слушателей.

Упражнения лучше раздать перед показом презентации, чтобы слушая выступающих,  дети могли делать пометки, задавать вопросы, уточнять, переспрашивать.

 Упражнения могут быть различные: грамматические, лексические, на множественный выбор, ответы на вопросы, заполнение пробелов и т.д.

Например, группа, которая собирала информацию  об историческом прошлом  Марселя, подготовила  несложное грамматическое упражнение, но интересное по содержанию.

L'histoire de Marseille commence par un roman d’amour entre Protis, le Phocéen, et Gyptis, la Ligure. Lui, (appartenir) à un groupe de navigateurs grecs, (venir) de Phocée, un port d'Ionie situé en Asie Mineure, à l'autre bout de la Méditerranée. Elle est la fille du roi Nann de Ligurie, territoire  (relier) la France du sud-est à l’Italie. Les marins phocéens (découvrir), à peine visible, un port orienté d’est en ouest et facile à défendre. Décidés à y construire une ville, ils (envoyer) Protis en repérage afin d’obtenir l’accord et l’amitié du roi des lieux. Protis débarque dans le port de Ligurie, le jour-même où le roi Nann marie sa fille Gyptis. Elle (devoir)  choisir son futur époux durant le banquet en lui offrant à boire et c’est vers Protis qu’elle se tourne et ( tendre)  la coupe. En dot, Protis et Gypstis acquièrent le territoire tant convoité qui deviendra Marseille. Massalia est ( naître) de la rencontre improbable de ces deux êtres, environ 600 ans avant J.-C.

Пятый этап: Защита презентаций.

Это демонстрация самостоятельной работы школьников. Без процедуры защиты работа по созданию проекта не может считаться завершенной. Защита помогает решить ряд задач.

Учебные задачи: развитие речи, памяти, мышления, воспитание культуры общения и речевой культуры.

Воспитательные: формирование интереса к языку, потребности в углублении страноведческих знаний, навыки работы в группе, выступления перед аудиторией.

Шестой этап: завершающий.

Оформление конечного продукта и подготовка к защите проекта на школьной конференции  

На основании выводов, представленных  каждой группой, мы можем

  • утверждать, что
  • Марсель наслаждается привилегированным местоположением на побережье  Средиземного моря,
  • история города, которому более  двух   тысяч  шестисот лет,  уникальна
  • культурное наследие -  многовековое:  развалины античных городов, прекрасные памятники средневековой  архитектуры, знаменитые Замок Иф и  собор, символ города Нотр-Дам де ля Гар
  • современный город  - научный, культурный, туристический центр
  •  сделать вывод:

Марсель по праву может называться европейской культурной столицей.

La ville de Marseille vaut la peine d’être nommé Capitale Européenne de la Culture pour 2013 et la ville obtiendra ce titre convoité.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок: Новые тенденции в уроке

На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: из...

Современный урок "Тенденции и возможности"

В последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции: изменениецелеполагания в направлении культуросообразности, природосообранности обучения,усиление личностной ориентации содержания ...

Психология музыкально-исполнительской техники; современные передовые тенденции

Воспитание технического мастерства исполнителя является одной из центральных проблем музыкальной педагогики. Проблема формирования технического мастерства издавна интересовала исследователей, педагого...

возможности современного урока

сообщение на психолого-педагогический семинар....

Современные технологии и их возможности. Урок технологии. 6-7 класс.

Современные технологии и их возможности. Урок технологии. 6-7 класс.Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке: 1. Развитие современных технологий. 2. Современные технологии в военном делеЦель урока:...

Доклад «Воспитательные возможности современного урока географии»

В докладе обобщён опыт работы по  использованию различных методов и приёмов для  реализации воспитательных задач на  уроках географии....