Анализ урока как средство оценки соответствия содержания учебного занятия требованиям ФГОС НОО
материал

Чернова Светлана Евгеньевна

Анализ урока как средство оценки соответствия содержания учебного занятия требованиям ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ урока  как средство оценки  соответствия содержания учебного занятия  требованиям  ФГОС НОО

   ФГОС общего образования для обучающихся с УО(ИН) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации АОООП НОО обучающихся с УО(ИН) образовательными организациями.

ФГОС – это совокупность трех систем требований.

-Требования к результатам освоения основных образовательных программ;

-Требования к организации образовательного процесса;

-Требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Главная цель ФГОС раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

Основа стандарта:

1. Деятельностный подход

2. Дифференцированный подход

Системно - деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.

Дифференцированный подход

Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).

Содержание ФГОС для обучающихся с УО(ИН) выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»:

«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью.

Компонент «жизненной компетенции»- овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции.

Стандарт направлен на обеспечение:

-равных возможностей получения качественного общего образования учащимися с УО(ИН);

-государственных гарантий качества образования  УО(ИН)

-нравственного развития учащихся  УО(ИН),

-формирование основ их гражданской идентичности;

-учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;

-вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп учащихся УО(ИН)      Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование базовых учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися базовыми учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что базовые учебные действия– это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку.

Главное отличие современного урока от традиционного состоит в:

1.Уровне активности учащихся

2.Роли учителя на уроке

3.Целях урока

4.Методах, применяемых учителем

5.Способах оценивания

6.Структуре урока

     Происходит замена  планов-конспектов технологическими картами урока. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия. Технологическая карта – графический вариант традиционного плана-конспекта.

    Важнейшая задача современной системы образования – не дать сумму определенных ЗУН, а «Научить учиться», то есть сформировать базовые  учебные действия

Требования к современному уроку

Требование к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит их к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит их к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Требования ФГОС к современному уроку

1. Целеполагание.

Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. В задачу учителя входит создание проблемной ситуации, организация  погружения в эту проблему. Учащиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока

2. Мотивация.

Мотивация предполагает, что обучающийся с интересом будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации обучающегося решающая роль принадлежит учителю: он должен вызвать интерес к процессу учебной деятельности, к конечному результату и к практическому применению полученных знаний.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.

Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности

4. Отбор содержания.

Отбирая содержание, учитель должен руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е. не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и УУД. Остальная информация может носить вспомогательный характер.

Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, если:

-она актуальна для обучающегося, т.е. согласуется с потребностями и интересами ученика;

-согласуется с известной для ребенка информацией, сочетается с текущей ситуацией, т.е. соблюдается принцип «от простого к сложному»;

- затрагивает чувства конкретного ученика;

- на уроке используются различные средства обучения, различные приемы организации учебной деятельности;

- знания, полученные на уроке, ученик должен уметь применить в новой для него ситуации.

5. Интегрированность знаний, отработка метапредметных способов образовательной деятельности.

6. Построение каждого этапа урока по схеме:

Постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.

7. Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:

-узнавание нового материала;

-воспроизведение;

-применение знаний в новой ситуации;

-применение знаний в незнакомой ситуации;

-творческий подход к знаниям

8.Подведение итога каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.

9.Наличие блоков самостоятельного получения знаний учащимися (самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, в первую очередь, с ресурсами сети Интернет)

10. Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции учащихся. Обучающийся быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм)

11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности

13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации

14. Минимазация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию в учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.

- требования учителя по отношению к обучающимся должны быть разумными, проверенными, доступными;

- обучающиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;

- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение обучающимися каждого требования;

-учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;

-не должно быть однообразия в учебной работе;

- должно быть чередование слушания с практическими работами;

- все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям

  В соответствии с новыми стандартами, нужно, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема выступления «Виртуальные экскурсии как средства обогащения содержания образовательной области "Технология".

Выступление на городском семинаре для окружных и районных методистов г. Москвы «Музейная педагогика в образовательной области «Технология»....

Материалы областного Интернет- семинара "Электронные образовательные ресурсы как средство визуализации содержания урока математики"

Споры о необходимости использования электронных образовательных ресурсов - пусты. На современном этапе использование ЭОР- необходимость. Только таким образом обучение станет полным и ярким....

Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)

В статье представлена структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине "Русский язык". Определена структура технологической карты, дан пример обратного листа....

Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения

Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия по Разделу 8. «Начала математического анализа» (8 часов)

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕМатематика:алгебра и начала математического анализа; геометрия по Разделу 8. «Начала математического ана...

ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише

ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише...