Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год
учебно-методический материал

анализ МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_mo_nach.klassy_2019_god.docx112.05 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №9»

Аналитическая справка

о деятельности

 методического объединения

учителей начальных классов

за 2018-2019 учебный год

Ушакова Радмила Николаевна,

руководитель МО начальных классов

р. п. Переяславка

2019

В 2018-2019 учебном году деятельность методического объединения учителей начальных классов осуществлялась в соответствии с годовым планом работы школы. Педагогический коллектив работал над методической темой: разработка инструментария оценивания результатов формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненных, профессиональных, социальных компетенций.

 Исходя из методической темы школы, работа учителей начальных классов была направлена на достижение цели: создание условий для формирования педагогических компетенций учителей начальных классов по разработке инструментария оценивания жизненных, социальных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику образовательного учреждения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития обучающихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:

1. подбор методов и приемов оценивания обучающихся начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2. внедрение в учебный  процесс современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования;

3. совершенствование системы урочной и внеурочной деятельности через обогащение содержания, форм и методов, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса.

4. продолжение работы по проектной деятельности младших школьников;

      5. создание условий для повышения профессионального уровня педагогов как одного их требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В состав МО  учителей начальных классов входят  7  педагогов:        

ФИО

Образование

Должность, квалификационная категория

Стаж работы

Тема по

самообразованию

1

Иванькова

Ольга

Юрьевна

Высшее педагогическое

Учитель 3 класса

1 категория

  7 лет

«Сказкотерапия в работе с обучающимися младших классов»

2

Мельникова Мария

Сергеевна

Высшее педагогическое

Учитель 4 класса

1 категория

 43 года

«Использование здоровьесберегающих технологий в структуре урока»

3

Ушакова

Радмила Николаевна

Высшее педагогическое

Учитель 1 класса

1 категория

 29 лет

«Метод учебного проекта как средство социализации детей с ОВЗ»

4

Скрябина Надежда Серафимовна

Среднее специальное

Учитель

надомного

обучения

1 категория

46 лет

«Использование проектного метода на уроках письма и развития речи»

5

Журавлёва Наталья Владимировна

Высшее педагогическое

Учитель

надомного

обучения

1 категория

 44 года

«Личностно-ориентированный урок: технология проведения»

6

Мартынова

Елена

Борисовна

Среднее специальное

Учитель

надомного

обучения

1 категория

 33 года

«Развитие навыка чтения у обучающихся с умственной отсталостью»

7

Лаврентьева Светлана Владимировна

Высшее

педагогическое

Учитель 2 класса

1 категория

 29 лет

«Развитие мелкой моторики у обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта»

Основными формами работы по повышению профессионального уровня педагогов стали:

  1. открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  2. круглые столы, педагогические мастерские, мастер-классы, презентация опыта;
  3. организация и проведение недели начальных классов;
  4. разработка рекомендаций, инструкций, наглядных пособий;
  5. участие в семинарах, конкурсах, проектах;
  6. заседания МО, доклады и сообщения из опыта работы;
  7. самообразование, обобщение и распространение опыта собственной педагогической деятельности в профессиональных сообществах;
  8. взаимные посещения уроков.

Было проведено 5 заседаний МО, три из которых были тематическими, два организационными. Рассматривались следующие темы:

  1. «Обучение детей с аутизмом»                                               (С. В. Лаврентьева)
  2. «Подходы к решению проблемы оценки личностных и предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 

                                                                         (М. С. Мельникова, Е. Б. Мартынова)

  1. «Формирование социально-значимых коммуникативных компетенций  у обучающихся с умственной отсталостью  в образовательной деятельности» 

                                                                                  (Р. Н. Ушакова, Н. В. Журавлёва)

Выступления коллег обсуждались на заседаниях, выполнялись практические задания, каждый имел возможность высказать своё мнение, поделиться личным опытом по теме.

Внеклассная работа

В течение года младшие школьники  активно участвовали  в  школьных, муниципальных, краевых, всероссийских конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, предметных неделях.  

Участие в мероприятиях различного уровня

Время проведения

Название мероприятия,

уровень участия

Участники

Организаторы

Результат

Всероссийский уровень

январь

Конкурс «Творчество и интеллект»,

номинация «Зимняя сказка»

Бердников А.

Всероссийский конкурс талантов (г. Москва)

диплом

1 место

январь

Конкурс «Творчество и интеллект»,

номинация «Рисуем вместе»

Францева В.

Всероссийский конкурс талантов (г. Москва)

диплом участника

11.01

Международная Олимпиада «Моя планета»

Чихарев А.

Всероссийское образовательное издание «ПЕДРАЗВИТИЕ»

диплом

2 место

январь

Конкурс «Творчество и интеллект» (г. Москва)

Конкурсная работа «Зимняя сказка» в номинации «Декоративно-прикладное творчество»

Собровина Н.

Францева В.

Ассоциация педагогов России «АПРЕЛЬ»

диплом участника

январь

Конкурс «Творчество и интеллект» (г. Москва)

Конкурсная работа «Моя будущая профессия» в номинации «Изобразительное Творчество»

Евдокимов С.

Комплис С.

Ассоциация педагогов России «АПРЕЛЬ»

диплом участника

январь

Конкурс талантов в номинации «В здоровом теле – здоровый дух»

Францева В.

Всероссийский конкурс талантов (г. Москва)

диплом

4 место

январь

Конкурс талантов в номинации «Очумелые ручки»

Францева В.

Всероссийский конкурс талантов (г. Москва)

диплом

1 место

16.04

IX Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Надежды России», номинация «Мое рукоделие», конкурсная работа «Два брюшка четыре ушка»

Францева В.

Агентство образовательных и творческих проектов

(г. Москва)

диплом

1 место

22.04

V ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ 2019.

Марафон по финансовой грамотности

Слободенюк Д.

Шубин Д.

ООО "Инфоурок" 

Грамоты,  сертификаты  за успешное прохождение Марафона финансовой грамотности

Краевой уровень

март

Краевой конкурс детского творчества «ШКОЛЬНАЯ ПОРА», номинация «Декоративно-прикладное творчество»

Францева В.

КГА ОУ «Краевой центр образования»

диплом

1 место

апрель

Краевой конкурс художественно-прикладного творчества «ПРИАМУРСКИЕ УЗОРЫ» в подноминации «Изделия с использованием ткани»

Незнанова А.

КГАОУДО «Центр развития творчества детей»

диплом

2 степени

апрель

Краевой конкурс рисунков «СКАЗОЧНЫЙ АНТИГЕРОЙ-КОРРУПЦИОНЕР»

Францева В.

Прокуратура Хабаровского края

диплом

2 место

Обучающиеся начальных классов приняли участие в школьной олимпиаде по математике. 1 место занял Попов Д. (2 класс), 2 место Белун В. (2 класс)

В школьном конкурсе стихов «Зимушка-зима» 1 место занял Чихарев А., 2 место заняли ученики 1 класса (Сорокина К., Платонов Г., Амеженка Н., Вавилов К.) и ученик 2 класса Березницкий М.; 3 место заняла ученица 2 класса Диева Н.

В конкурсе «Новогодняя игрушка» дети приняли участие  вместе со своими родителями. Призовые места заняли Рогов В. (2 класс), Иванова Д. (1 класс).

В мае обучающиеся начальных классов, относящиеся к категории «инвалид» (10 чел.), приняли участие в районном фестивале ВФСК ГТО. Бронзовыми призёрами стали ученики 1 класса Платонов Г., Амеженка Н. Всем участникам вручены сертификаты.

Проектная деятельность

В течение учебного года особое место в образовательной деятельности уделялось внедрению  в учебный  процесс современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования, в частности проектных и игровых технологий, на уроках широко использовались средства ИКТ.

Использование метода проектов педагогами позволяет развивать творческие способности детей, необходимые жизненные компетенции, стремление самому открывать новые знания и умение применять их в современной действительности.

Так, обучающиеся 1-4 классов приняли участие в проекте «Создание школы агротехнологического профиля» (руководитель Т. К. Волкова). В классах были организованы открытые образовательные пространства («Во саду ли, в огороде», «Животные фермы», «Фрукты-овощи», «Пчелиная семья», «Огородники»).

В течение года педагоги и ученики начальных классов участвовали в реализации муниципального социального проекта «Мы разные, но мы вместе» (руководитель Тишкова С.Б.). Проведены занятия по фольгопластике, мастер-классы. Организованы выставки творческих работ в МБУ культуры и спорта «Гармония», Дом культуры «Юбилейный», «Краеведческий музей района имени Лазо» («Ледяная фантазия», «Серебряный возраст»). Всем участникам проекта, педагогам и ученикам, вручены грамоты.

Профориентационную работу, как одно из направлений социализации обучающихся, необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. Поэтому второй год начальные классы реализуют проект «Улица профессий» (руководитель Ушакова Р.Н.) в рамках реализации программы по профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) «Выбираем свой маршрут» и проекта «Создание школы агротехнологического профиля».

Цель проекта: ознакомление младших школьников с  доступными сельскохозяйственными  профессиями; подготовка к выбору будущей профессии; создание условий для развития личности, способной к самореализации и адаптации в обществе.

Задачи проекта:

  1. формирование у младших школьников ценностного отношения к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям на селе, основанное на практической вовлеченности обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности;
  2. разъяснение ученикам общественной значимости сельскохозяйственных профессий, их важность и необходимость;
  3. привитие элементарных трудовых навыков;
  4. диагностика и выявление у школьников склонностей и возможностей, оказывание психолого-педагогической поддержки в проектировании выбора профиля дальнейшего обучения;
  5. взаимодействие с семьей школьника, общественными организациями, школьными специалистами.

Предполагаемые результаты:

  1. ученики узнают об общественной значимости с/х профессий, их важности и необходимости;
  2. узнают о профессиях членов семьи, о трудовых династиях;
  3. овладеют доступными видами труда, приобретут элементарные трудовые навыки;
  4. ученики 4 класса выберут профиль дальнейшего трудового обучения.

Проект был проведен согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на решение поставленных задач. Проведённые мероприятия вызвали интерес участников. В рамках проекта «Улица профессий» дети познакомились с профессиями овощевода, садовода, фермера, животновода, флориста, пчеловода, доярки, конюха, скотника, птичницы. В классах оформлены открытые образовательные пространства. Совместно с воспитателями проведены мероприятия: в 1-2 классах «Хочу стать фермером», в 4 классе «О профессиях».  

Открытие проекта началось на празднике «Встреча с трудом».

Изучая стихотворение Э. Мошковской «Можно всему – всему научиться», дети отвечали на вопрос: «Для чего нужно учиться?». После интересной  дискуссии пришли к выводу, что учиться нужно для того, чтобы быть успешным в жизни, чтобы стать хорошим специалистом в какой-то области. Выяснили, что существует ещё много профессий, о которых мы не знаем. Решили больше узнать о профессиях на селе, о значении их в жизни людей. С этой целью читали рассказы А. Лопатиной «Секреты мастерства».

Проводили с родителями консультации, беседы «Советы родителям школьников».

На часе общения «Труд не в тягость, а в радость» дети познакомились с профессиями родителей (мама Ивановой Даши – флорист, мама Ефимовой Светы – доярка). Также обучающиеся рисовали рисунки на тему «Кем я хочу быть?» и рассказывали одноклассникам, почему им нравится эта профессия.

Была проведена познавательная игра «Дело мастера боится». При помощи загадок о профессиях в интересной и простой форме дети узнали, чем отличается овощевод от садовода, доярка от птичницы и т. д.. Узнали об орудиях труда и их предназначении. Процесс разгадывания загадок вовлекает в участие все психические функции ребенка. Включая воображение, ребенок старается представить себе о какой профессии идет речь, логическое и образное мышление рисуют образ отгадки, а память старается запомнить её, чтобы потом загадать кому-нибудь еще. Ребенок с малых лет будет знать, чем отличается одна профессия от другой, что поможет ему в дальнейшем выбрать нужную специальность.

Итоговое мероприятие показало, что работа над проектом ребятам  очень понравилась. Рассказы о профессиях сопровождались наглядными материалами: презентациями, видео роликами, фотографиями, рисунками, орудиями труда и включали в себя такие моменты: история профессии, содержание труда, профессионально-важные качества, ограничения по здоровью, описание интересных историй и случаев из профессиональной жизни различных людей.

Итоги реализации проекта «Улица профессий». В результате работы над проектом «Улица профессий» ученики не только узнали множество новых доступных сельскохозяйственных профессий, но и нашли, запомнили пословицы и поговорки, загадки и частушки по теме; научились рассуждать о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным, полезным для других людей, для общества, научились представлять результаты своей деятельности.

В  1-4 классах были организованы открытые развивающие образовательные пространства: «Животные фермы», «Во саду ли, в огороде», «Фрукты-овощи», «Юные огородники».

           Таким образом, проект дал возможность обучающимся делать что-то интересное и полезное самостоятельно или в группе, вместе с родителями и учителем, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Данный проект способствовал развитию у обучающихся следующих компетенций: умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, высказывать свою точку зрения, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности, отвечать на вопросы.

Также, в течение года работали над проектом «Пани» (в переводе с удэгейского «Окно к людям») (руководитель Иванькова О.Ю.). Данный проект имел социальную направленность.

Целью проекта было создание новых условий развития детей с ОВЗ для дальнейшей социализации посредством освоения программы по направлению декоративно-прикладного искусства малых народностей, проживающих в Хабаровском крае.

Задачи проекта:

1. приобрести материалы и инструменты для работы по направлению декоративно-прикладного творчества;

2. приобщить обучающихся к культуре народов Хабаровского края через  беседы и мастер-классы;

3. провести показ коллекции (современная одежда с этническими элементами)   на базе школы-интерната.

Работая по программе развития моторики у детей с ОВЗ, педагоги стремились  применить новые технологии в развитии личности ребёнка, что в конечном итоге благотворно сказалось на дальнейшей его судьбе в плане социализации.

В проекте принимали участие обучающиеся  2-7 классов в количестве 12 человек, учителя, педагоги дополнительного образования, классные руководители, родители.

Особенность проекта в приобщении младших школьников от класса к классу к истокам национальной культуры, литературы,  искусства, природы. Кроме того, реализация проекта дает возможность развивать личностные качества школьников, формировать учебные умения через приобщение к культуре.

В ходе реализации проекта предполагалось осуществить следующие мероприятия, поделив выполнение проекта на несколько этапов:

Подготовительный:

  1. заключение договоров о сотрудничестве с партнёрами по проекту;
  2. разработка программы  обучения детей рукоделию, в которую будет включены занятия по бисероплетению, вязанию крючком и вышивке по возрастным группам;
  3. разработка программы по изучению культуры, обычаев, быта коренных  народов, проживающих в Хабаровском крае;

Основной:

  1. чтение сказок народов Дальнего Востока;
  2. мастер - классы по бисероплетению, вышивке орнаментов;
  3. обучение технологиям работы с бисером;
  4. посещение краеведческого музея р.п. Переяславка;
  5. вышивание орнаментов коренных народностей на ткани.

Заключительный этап:

  1. персональная выставка работ обучающихся;
  2. подведение итогов и награждение детей;
  3. фотоотчет;
  4. статья в СМИ.

Итоги реализации проекта « Пани» в 2018-2019 учебном году. В октябре 2018 года проект «Пани» был поддержан грантом администрации района имени Лазо в размере 75.000 руб. На эти деньги купили музыкальный центр, микрофоны, национальные нанайские инструменты, ткань и необходимый материал для вышивки.  Изготовили сценические современные костюмы с этническими элементами, проведены занятия по истории и культуре народностей Дальнего Востока.

Обучающиеся приняли участие в региональном чемпионате «Абилимпикс», а также показали своё мастерство на школьном этапе конкурса.

Дополнительное образование

Удовлетворение интересов и потребностей обучающихся младших классов в дополнительном образовании также учитывалось педагогами. В 2018-2019 учебном году обучающиеся 1-4 классов посещали кружки и спортивные секции: «Пение», «Сюрприз», «Ложкари», «Радуга танца», «Рукоделие», «Чудеса своими руками», «Изостудия», Бочча, ОФП, «Сокровища природной кладовой», «Вытворяшки», «Страна мастеров», «Экологическая азбука», «Юный цветовод».

Занятость обучающихся дополнительным образованием в 2018-2019 учебном году

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

7 чел. (88%)

9 чел. (90%)

12 чел. (80%)

9 чел. (90%)

Таким образом, 87 % обучающихся начальных классов занято в системе дополнительного образования школы. Дети с удовольствием посещали занятия.  Организация кружков и секций на базе нашей школы помогла в обеспечении интересного досуга и способствовала всестороннему развитию младших школьников. Результаты творчества были представлены на родительских собраниях, краевом  семинаре, конкурсах-выставках, школьных праздниках. Творческими работами детей оформлены стены школы.

Внеурочная деятельность

В 2018-2019 учебном году  в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организована внеурочная деятельность для 1- 4 классов по 4 часа в неделю, которая представлена следующими направлениями  работы: 

Направление внеурочной деятельности

Класс

1 (8 чел.)

2 (10 чел)

3 (15 чел)

4 (10 чел.)

спортивно - оздоровительное

«Юные олимпийцы»

«Здоровей-ка»

«Олимпики»

«Здоровей-ка»

духовно - нравственное

«Живая планета»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«В гостях у сказки»

«Азбука добра»

общекультурное

«Весёлый карандаш»

«АРТ-студия»

«Веселые нотки»

«Волшебная мастерская»

социальное

«Мир детства – мир игры»

«Безопасное детство»

«Почемучки»

«Я познаю мир»

Результаты внеурочной деятельности в младших классах отражены в отчётах педагогов, проводивших занятия.

Участие в предметных неделях

Учителя и обучающиеся начальных классов  приняли самое активное участие в логопедической неделе «Волшебный речецветик», неделе психологии и неделе детской книги «Нам без книг никак нельзя». Открытие недели логопедии прошло в актовом зале, обучающиеся  начальных  классов читали стихи, разыграли сценку.  Писали агродиктант. Театрализованное представление по сказке «Теремок» показали ребята 3 класса.

В неделе психологии участвовали в играх на развитие коммуникативной сферы,   занимались фольгопластикой. Прошли мероприятия «Превращение кляксы», игра «Следопыт» и др.

Во время недели детской книги прошло несколько больших мероприятий, которые подготовила и провела библиотекарь И. Н. Баженова. Младшие школьники вместе с учителями приняли активное участие, читали стихи наизусть, отвечали на вопросы викторин, отгадывали загадки, участвовали в сценках.

С 22 по 26 апреля  в школе проводилась тематическая неделя начальных классов «Мы – лазовцы!».

          Цель: воспитание у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) любви к родным местам, к  своей малой Родине – району им. Лазо, формирование мотивации на социализацию в условиях сельского социума, готовности к продуктивной трудовой деятельности.

Неделя была проведена в указанные сроки, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей.

План проведения

Дата

Мероприятия

Ответственные

22.04

Открытие недели начальных классов

«Мы – лазовцы!».

М. С. Мельникова

С. В. Лаврентьева

23.04

День математики

Район имени Лазо в числах

Арифметический диктант

Классный час «Это интересно»

Классные руководители

Учителя надомного обучения

24.04

Мероприятие в Центральной районной библиотеке

«Во саду ли, в огороде»

ЦРБ

Классные  руководители

25.04

День русского языка

Словарный агродиктант

Час красивого письма

Н.С. Скрябина

Классные руководители

Учителя надомного обучения

26.04

День окружающего мира

Познавательно-игровая программа «Сельскохозяйственные профессии»

Итоги недели

Р.Н. Ушакова

Е. Б. Мартынова

В первый день, 22 апреля, состоялось открытие недели, которое подготовили и провели учителя 4 и 2 классов М. С. Мельникова и С. В. Лаврентьева. Детям было очень интересно, с заданиями они справились (делали аппликацию герба района имени Лазо, читали стихи, узнали о достопримечательностях малой родины, вспомнили, в каком селе, посёлке района живёт каждый из них). При такой форме внеклассной работы у детей не только развивается мышление и сообразительность, но и совершенствуются практические умения, расширяется кругозор,  формируется экологическая культура и патриотические чувства.

           23 апреля. День математики. В классах прошли мероприятия: «Район имени Лазо в числах», «Это интересно», «Арифметический диктант».  

          24 апреля. С целью развития познавательного интереса и совместной работы с общественными организациями был организован выход в центральную районную библиотеку. С ребятами была  проведена познавательно – развлекательная программа «Во саду ли, в огороде». Они узнали много интересной информации об огородных и садовых культурах, произрастающих в нашей местности. Дети были очень активны, с удовольствием принимали участие в играх, конкурсах, отгадывали загадки, ребусы.

           Были отмечены победители: Незнанова В., Ибрагимов А., Орешкин С., Бердников А., Сорокина К., Иванова Д.

           Такие формы работы хорошо влияют на социальную адаптацию наших обучающихся и надолго остаются в памяти детей, расширяют их кругозор и формируют экологическую культуру.

           25 апреля прошёл День русского языка. Проведён час красивого письма. Младшие школьники в классах писали агродиктант.  Была оформлена выставка работ, которую организовала Скрябина Н. С.

Победителями в написании агродиктанта стали:

1 кл. - Вавилов Коля.

2 кл. - Слободенюк Дима, Белун Вика.

3 кл. - Багинский Руслан, Незнанова Алина, Ишкова Таня, Ибрагимов Арсений, Пономаренко Диана.

4 кл. - Францева Вика, Бердников Артём.

26 апреля. День окружающего мира. В школе прошло итоговое  мероприятие «Сельскохозяйственные профессии» в форме познавательно-игровой программы. Подготовили и провели его учителя Р. Н. Ушакова и Е. Б. Мартынова.

Цель: расширение и закрепление знаний о сельскохозяйственных профессиях.

Дети с удовольствием приняли участие в играх: «Собери урожай», «Подои корову», «Угадай по голосу», «Угадай профессию», «Назови домашнее животное». В ходе мероприятия у обучающихся расширились и закрепились знания о профессиях на селе, таких, как доярка, тракторист, птичница, фермер, конюх, животновод, пчеловод, овощевод и других.

Затем были подведены итоги недели начальных классов, все участники получили грамоты и сладкие призы.

Вывод. Неделя прошла успешно. Поставленная цель  была достигнута.   Все мероприятия были направлены на повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.  Обучающиеся могли проявить свою фантазию, творчество  и знания по предметам, а через игру у ребят воспитывался интерес, любовь к малой родине, формировалась мотивация на социализацию и трудоустройство в условиях сельской местности.

Важно, что дети ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в учебных предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы  для каждого из них.

Все педагоги творчески отнеслись к проведению тематической недели, мероприятия проведены на достаточно высоком уровне, проделана большая подготовительная работа, задействованы все ученики.

На всех мероприятиях использовались мультимедийные презентации, интерактивная доска, которые расширили возможности учителей в раскрытии тем мероприятий, сделали их более яркими и интересными для детей.

Участие в краевом семинаре

27 мая 2019 года на базе школы-интерната №9 был проведён краевой семинар «Актуальные вопросы  реализации АООП (вариант 2)», где также самое активное участие приняли педагоги методического объединения  начальных классов.

Р.Н. Ушакова была модератором дискуссионной площадки.

С. В. Лаврентьева представила опыт работы по теме «Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС».

       М. С. Мельникова провела в 4 классе открытый интегрированный урок «Профессия моего села».

Тема дискуссионной площадки учителей начальных классов «Эффективные практики организации образовательной деятельности по СИПР».  Коллеги из г. Хабаровска, г. Бикина, г. Вяземского делились  опытом по использованию современных технологий, эффективных форм, приёмов, методов в работе с обучающимися с умственной отсталостью, которым рекомендовано обучение по АООП (вариант 2).

В ходе выступлений и при подведении итогов обозначили проблемы, трудности, которые испытываем в процессе реализации СИПР, отметили успехи и  положительные стороны в этой области. При подведении итогов семинара  представили результаты работы площадки на дереве успеха особого ребёнка.  

Классные уголки в течение года были действующими, яркими, интересными, отражали жизнь класса, соответствовали возрасту и интересам обучающихся начальных классов.

Самообразование

Огромную роль в повышении профессионального уровня педагогов играет их самообразование. Повышению теоретического, методического и профессионального уровня учителя уделялось в работе МО серьезное внимание: методическая и информационная поддержка учителей; организация обмена опытом работы; курсовая подготовка, самообразование.

        Самообразование учителя направлено  на  расширение  и  углубление  профессионально-методических  знаний  и  умений,  совершенствование  уровня  предметной  подготовки. Оно включает научно-исследовательскую  работу по определенной  проблеме, посещение  библиотек,  изучение  научно-методической  и  учебной  литературы; участие  в  работе педсоветов,  научно-методических  объединений, посещение  уроков  своих  коллег, обмен  мнениями  по  вопросам  организации  занятий, содержания  обучения,  методов  преподавания; теоретическую  разработку  и  практическую  апробацию  разных  форм  уроков,  внеклассных  мероприятий  и  учебных  материалов. Творческие отчеты по самообразованию были представлены на итоговом заседании МО в мае 2019 года.

У каждого учителя есть личный сайт, где размещаются педагогические находки, достижения, доклады, разработки мероприятий, уроков  и другие материалы. В 2018-2019 учебном году каждый учитель работал над интересующей его методической темой. Своими достижениями и педагогическими находками учителя делились на педсоветах, семинарах и заседаниях МО учителей начальных классов.

Ф. И. О.

Тема

Форма отчёта

Журавлёва Н.В.

«Личностно-ориентированный урок: технология проведения»

обобщение опыта на МО

Ушакова Р.Н.

«Метод учебного проекта как средство социализации детей с ОВЗ»

обобщение опыта на МО

Иванькова О.Ю.

«Развитие звуковой стороны речи при работе с текстом на индивидуальных занятиях»

презентация, отчёт о проделанной работе

Мартынова Е.Б.

«Развитие навыка чтения у обучающихся с умственной отсталостью»

выступление на МО

Лаврентьева С. В.

«Методика глобального чтения»

выступление на МО

Иванькова О.Ю.

«Формы и методы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

выступление на МО

Лаврентьева С. В.

«Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС».

представление опыта работы на краевом семинаре

Повышению профессиональной компетентности педагогов способствовало прохождение курсов повышения квалификации, участие в конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах.

п/п

Название мероприятия

Участники

Организаторы

Результат

27.11.18

Краевой конкурс научно-методических разработок педагогов и специалистов коррекционно-образовательных учреждений для коррекционно-образовательных организаций, организаций имеющих коррекционные классы и группы детей с особыми возможностями здоровья

Мельникова М. С.

г. Комсомольск-на-Амуре

Сертификат участника

03.02.18

Реализация социального этнокультурного проекта как средство формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Иванькова О. Ю.

Министерство образования и науки Хабаровского края

Присвоен статус «Педагог-исследователь»

09.09.18

Референдум по проектам

благоустройства общественных территорий

городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» «Формирование комфортной городской среды»

Ушакова Р. Н.

п. Переяславка

Благодарность

12.01.19

Всероссийский педагогический конкурс, номинация «Лучшая презентация к уроку»

«Мои любимые фиалки»

Мельникова М. С.

Всероссийский информационно-образовательный портал «Академия педагогических проектов Российской Федерации»

г. Москва

Диплом

 1 место

12.04.19

Курсы повышения квалификации

«Деятельность тьюторов в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новыми ФГОС, ПООП и концепциями модернизации учебных предметов (предметных областей), в том числе по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»

Ушакова Р. Н.

ООО СП «СОДРУЖЕСТВО» г. Москва

Удостоверение о повышении квалификации

23.08.18

Курсы повышения квалификации

«Методика разработки современного урока в условиях реализации ФГОС»

Мельникова М. С.

Всероссийский образовательный портал «Завуч»

Сертификат

23.08.18

Курсы повышения квалификации «Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС»

Мельникова М. С.

Всероссийский образовательный портал «Завуч»

Сертификат

2018 год

Всероссийское тестирование педагогов 2018

Ушакова Р. Н.

Иванькова О. Ю.

Лаврентьева С. В.

Мельникова М. С.

Мартынова Е. Б.

Журавлёва Н. В.

Скрябина Н. С.

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Диплом

2018 год

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников, приуроченный к 130-летию рождения А. С. Макаренко

Диплом

22.05.19

Образовательный семинар «Управление школой»

Ушакова Р. Н.

«Корпорация «Российский учебник» г. Москва

Сертификат участника

24.04.19

Всероссийский семинар-совещание  «Эффективные практики реализации адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Иванькова О. Ю.

Ушакова Р. Н.

Лаврентьева С. В.

Мельникова М. С.

Мартынова Е. Б.

Журавлёва Н. В.

Г. Новосибирск

Сертификат участника

10.02.19

Вебинар для учителей «Имидж педагога»

Ушакова Р. Н.

ООО Мультиурок

«Видеоуроки в интернет»

Свидетельство

20.03.19

Вебинар «Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации»

Лаврентьева С. В.

Свидетельство

25.02.19

Вебинар «Секреты публичных выступлений»

Лаврентьева С. В.

Свидетельство

16.10.18

Вебинар «Как помочь ребёнку с РАС быть успешным в массовой школе»

Лаврентьева С. В.

Свидетельство

12.10.18

Краевой семинар «Модели организации образования обучающихся с РАС»

Ушакова Р. Н.

Лаврентьева С. В.

«Общество помощи аутичным детям «Добро»

г. Хабаровск

Свидетельство

21.01.19

Вебинар «Особенности работы тьютора при организации обучения детей с РАС»

Лаврентьева С. В.

ООО Мультиурок

«Видеоуроки в интернет»

Свидетельство

2018 год

Краевой конкурс художественно-прикладного творчества «Приамурские узоры» в номинации «Образовательный бренд территории»

Иванькова О. Ю.

 «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края»

Диплом

3 степени

22.01.19

Вебинар «Система оценивания МЭО»

Ушакова Р. Н.

Mirapolis Mail *

Свидетельство

11.12.18

Всероссийский правовой (юридический) диктант

Ушакова Р. Н.

Иванькова О. Ю.

Лаврентьева С. В.

Мельникова М. С.

Мартынова Е. Б.

Ассоциация юристов России

Сертификат

21.11.18

Онлайн-конференция 

 «Инновационные направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного и начального общего образования»

Ушакова Р. Н.

«Инфоурок»

Свидетельство

31.10.18

Курсы повышения квалификации

«Современные технологии образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Ушакова Р. Н.

ООО «Высшая школа делового администрирования»

г. Екатеринбург

Удостоверение о повышении квалификации

20.10.18

Курсы повышения квалификации «Реализация ФГОС образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Лаврентьева С. В.

ООО «Высшая школа делового администрирования»

г. Екатеринбург

Удостоверение о повышении квалификации

13.11.18

Курсы повышения квалификации «Организация работы с обучающимися  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

Лаврентьева С. В.

ООО «Высшая школа делового администрирования»

г. Екатеринбург

Удостоверение о повышении квалификации

25.08.18

Курсы повышения квалификации «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Иванькова О. Ю.

ООО «Высшая школа делового администрирования»

г. Екатеринбург

Удостоверение о повышении квалификации

26.06.18

Семинар-практикум «Социальное проектирование. От идеи к проекту»

Иванькова О. Ю.

Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив

Свидетельство

15.05. 18

Практико-ориентированная сессия «Повышение профессиональных компетенций лидеров, активистов и специалистов гражданского общества Хабаровского края»  

Иванькова О. Ю.

г. Вяземский

Сертификат

07.02.18

Практико-ориентированный круглый стол «Этнокультурное воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства» в рамках проведения муниципального этапа Гражданского форума Хабаровского края

Иванькова О. Ю.

Ассоциация корейских организаций Дальнего Востока и Сибири

Г. Комсосмольск-на-Амуре

Сертификат

15.05.18

Практико-ориентированный круглый стол «Этнокультурное воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства» в рамках проведения муниципального этапа Гражданского форума Хабаровского края в Вяземском муниципальном районе

Иванькова О. Ю.

Ассоциация корейских организаций Дальнего Востока и Сибири

г. Вяземский

Сертификат

31.10.18

Курсы

«Оказание первой помощи»

Ушакова Р. Н.

Лаврентьева С. В.

Иванькова О. Ю.

Мельникова М. С.

Мартынова Е. Б.

Журавлёва Н. В.

Скрябина Н. С.

ООО «Высшая школа делового администрирования»

г. Екатеринбург

Удостоверение о повышении квалификации

30.08.18

Курсы «Обучение педагогических работников основам оказания первой медицинской помощи»

Мельникова М. С.

Всероссийский образовательный портал «Завуч»

Сертификат

03.10.18

Межрегиональная научно-практическая конференция " Практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ" 

Ушакова Р. Н.

Лаврентьева С. В.

Иванькова О. Ю.

Мельникова М. С.

Кафедра спец. педагогики СПб АППО

Свидетельство

27.05.19

Краевой семинар «Актуальные вопросы реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Ушакова Р. Н.

Иванькова О. Ю.

Лаврентьева С. В.

Мельникова М. С.

Журавлёва Н. В.

КГКОУ ШИ 9

Справка

 Работа учителей над темой самообразования носит практический характер и направлена на совершенствование профессионального мастерства педагогов. Результатом деятельности стало повышение качества образования в начальной школе, развитие и социализация личности младших школьников.

Среди проблем следует выделить недостаточно активную работу педагогов по обобщению лучшего опыта, его публикации в СМИ.

Решить данные проблемы можно через организацию инструктивно-методических совещаний по вопросам планирования работы над самообразованием и обобщением опыта своей деятельности. На каждом заседании методического объединения необходимо заслушивать сообщения учителей о ходе и результатах работы над темой самообразования.

Анализ состояния преподавания предметов в начальной школе.

В 2018-2019 учебном году контроль качества обучения в начальной школе осуществлялся согласно плану внутришкольного контроля (ВШК).

На уроках учителя используют современные коррекционно - развивающие технологии, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков обучающихся, способствуют усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности. Следует отметить, что учителями начальных классов ведется целенаправленная работа по формированию у обучающихся специальных и общеучебных знаний, умений и навыков.

По результатам наблюдений и анализа деятельности  педагогов и обучающихся на уроках можно сделать вывод, что учителя начальных классов в основном правильно и обоснованно отбирают методы, приемы и средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала и поставленными целями уроков. Разнообразие приемов, методов, применяемых учителями, эмоциональность подачи материала, эффективность использования наглядных пособий, дидактического, раздаточного материала позволяют активизировать познавательные способности обучающихся, максимально реализовывать учебные возможности каждого класса.

Все учителя стараются обучать детей в комфортном, тёплом микроклимате, что позволяет реализовывать принципы индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы на всех этапах урока. Через коррекционную направленность педагоги умело решают задачи активизации познавательной деятельности, развития устной и письменной речи, нормализации учебной деятельности. Все учителя работали в тесном контакте со специалистами службы сопровождения, библиотекарем, воспитателями.

Вовремя оказанная  помощь специалистов, их дельный совет помогали организовать работу с детьми.

Учителя – члены МО – проводили мониторинговые исследования учебного процесса, выявляли недостатки, искали пути их решения.

В течение года проведены контрольные работы по письму и математике. Цель проведения – проверка усвоения программного материала.

Результаты итоговых контрольных работ обучающихся по классам в %

1 четверть

Класс

По списку

Писали работу

Оценки

% успеваемости

% качества знаний

предмет

«5»

«4»

«3»

«2»

2

10

7

2 СИПР, 1 инд.

рус. яз.

2

3

2

-

100%

71%

10

7

мат-ка

2

3

2

-

100%

71%

3

13

8   (5 по СИПР)

рус. яз.

5

3

-

-

100%

100%

13

8

мат-ка

2

4

2

-

100%

75%

4

9

7      

рус. яз.

4

2

1

-

100%

85%

9

8        

мат-ка

3

4

1

-

100%

87%

Итого

32

22

рус. яз.

11

8

3

-

100%

86%

32

23

мат-ка

9

10

3

-

100%

82%

        

2 четверть

Класс

По списку

Писали работу

Оценки

% успеваемости

% качества знаний

предмет

«5»

«4»

«3»

«2»

2

10

7

2 СИПР, 1 инд.

рус. яз.

4

2

1

-

100%

85%

10

7

мат-ка

4

2

1

-

100%

85%

3

13

6  (5 по СИПР)

рус. яз.

2

3

1

-

100%

83%

13

7  (5 по СИПР)

мат-ка

5

-

2

-

100%

71%

4

10

8

рус. яз.

4

3

1

-

100%

87%

10

8

мат-ка

5

2

1

-

100%

87%

Итого

33

21

рус. яз.

10

8

3

-

100%

85%

33

22

мат-ка

14

4

4

-

100%

81%

3 четверть

Класс

По списку

Писали работу

Оценки

% успеваемости

% качества знаний

предмет

«5»

«4»

«3»

«2»

2

10

6

 2 СИПР, 1 инд.

рус. яз.

3

3

-

-

100%

100%

10

7

мат-ка

6

-

1

-

100%

85%

3

14

9     (5  СИПР)

рус. яз.

2

6

1

-

100%

88%

14

9     (5  СИПР)

мат-ка

3

3

3

-

100%

66%

4

10

8

рус. яз.

4

2

2

-

100%

75%

10

8

мат-ка

4

2

2

-

100%

75%

Итого

34

23

рус. яз.

9

11

3

-

100%

86%

34

24

мат-ка

13

5

6

-

100%

75%

4 четверть

Класс

По списку

Писали работу

Оценки

% успеваемости

% качества знаний

предмет

«5»

«4»

«3»

«2»

2

10

6

2 по СИПР

рус. яз.

2

3

1

-

100%

83%

10

6

1 инд.

мат-ка

2

3

1

-

100%

83%

3

15

10 (5 по СИПР)

рус. яз.

5

3

2

-

100%

80%

15

9   (5 по СИПР)

мат-ка

4

2

3

-

100%

66%

4

10

8

2 по СИПР

рус. яз.

3

5

-

-

100%

100%

10

8

мат-ка

4

3

1

-

100%

87%

Итого

35

24

рус. яз.

10

11

3

-

100%

88%

35

23

мат-ка

10

8

5

-

100%

78%

Уровень обученности соответствует программным требованиям.    

Анализ результатов работ по математике показал, что максимальное количество ошибок допущено в примерах на вычитание, решении задач, сравнении чисел.

   Анализ результатов по письму выявил большее количество ошибок звукового состава и графические ошибки.

    Учителям в дальнейшей работе следует тщательно продумать методы устранения пробелов в знаниях учащихся, выбор путей коррекционного воздействия, продолжить отслеживать поэтапно уровень усвоения обучающимися базового материала и улучшение качества знаний.

Главный показатель творческой работы педагогов – достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (чтение, русский язык, математика) проведен сравнительный анализ качества знаний по классам. Качество знаний по предметам представлено следующей таблицей:

Таблица. Показатели качества знаний обучающихся начальной школы

                за 2018-2019 учебный год

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

Усвоили 8 ч.-100%

Усвоили 8 ч.-100%

Усвоили 8 ч.-100%

Усвоили 8 ч.-100%

Усвоили 8 ч.-100%

2

30%

30%

38,4%

38,4%

38,4%

3

40%

70%

60%

50%

60%

4

53,8%

54%

54%

53,8%

61,5%

Таблица. Показатели качества знаний обучающихся начальной школы

                                                 в период с 2015 по 2019 год

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

% качества знаний

43,3%

45,7%

45,2%

52,7%%

На графике виден рост качества знаний с 43,3% в 2015-2016 учебном году до 52, 7% в 2018-2019 учебном году.

Таким образом, учебный план за 2018-2019 учебный год выполнен, учебные программы пройдены, отставаний нет. Все учащиеся, в том числе и обучающиеся на дому по состоянию здоровья, успешно прошли курс обучения за соответствующий класс и переведены в следующий.

Итоговые показатели успеваемости обучающихся 1-4 классов по основным предметам свидетельствует о достаточно высоком уровне образовательной подготовки. Однако недостаточный уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности не позволяет отдельной группе учащихся усваивать учебный материал на высоком уровне. При планировании работы методического объединения на будущий учебный год   в качестве приоритетного направления практической деятельности педагогов следует выделить работу по формированию основных компонентов учебной деятельности, развитию навыков самоконтроля учащихся, формированию готовности к дальнейшему обучению.

 Информационные компьютерные технологии применяют в работе все учителя начальных классов. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителей при проведении уроков более продуктивной и эффективной.

Элементы проектной деятельности в своей работе используют активно педагоги: Мартынова Е.Б., Ушакова Р.Н., Скрябина Н.С., Мельникова М.С., Журавлёва Н.В., Иванькова О.Ю., Лаврентьева С.В. Метод проектов они используют в урочной и внеурочной деятельности. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью обучающихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. В ходе реализации проектов учителям удалось создать условия для развития творческих способностей и познавательных интересов, атмосферы сотрудничества.

Здоровьесберегающие технологии применяют в работе все педагоги методического объединения. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволило не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Большое внимание уделялось учителями подбору парт и стульев, соответствующих росту детей, применению на уроках физминуток, динамических пауз и игр, контролю за осанкой учеников, прогулкам на свежем воздухе на большой перемене, созданию ситуации успешности на уроках.    

Таким образом, используя в работе разнообразные коррекционно-развивающие образовательные технологии, педагоги смогли помочь детям преодолеть трудности в освоении учебной программы.

Анализируя работу МО учителей начальных классов можно сделать вывод, что в коллективе создана атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Учителя активно делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами, знакомились с нормативными документами, обсуждали вопросы адаптации обучающихся, преемственности в обучении и воспитании школьников, обменивались опытом по использованию современных образовательных технологий в процессе урочной и внеурочной деятельности, слушали и обсуждали отчёты учителей по темам самообразования, делились своим педагогическим мастерством. На заседаниях МО уделялось также большое внимание работе учителей по воспитанию у обучающихся культуры поведения и общения, по подготовке и проведению разнообразных классных и школьных мероприятий.   В течение года решались текущие вопросы, велась необходимая документация. Методическая работа носила непрерывный характер и велась в   соответствии с планом.

Педагог-психолог Боднар Т.Н. провела с обучающимися 1-4 классов диагностику психических процессов, дала педагогам рекомендации по развитию познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся начальной школы.

Учителя работали в тесной взаимосвязи с родителями обучающихся. По плану проводились родительские собрания, индивидуальные консультации с учениками и их родителями.

Представленный анализ деятельности МО, результаты внутришкольного контроля, проведённые в течение года собеседования с учителями, родителями, самоанализ учителей позволяют определить ряд вопросов, требующих решения:

   - требуется продолжить совершенствование деятельности по подготовке обучающихся к участию в различных конкурсах, олимпиадах на всех уровнях;

   - совершенствовать уровень владения информационными компьютерными технологиями, активнее их использовать в учебном процессе;

   - недостаточен уровень обобщения и представления передового опыта педагогов.

Учитывая вышесказанное, на 2019-2020 учебный год предварительно определены следующие задачи:

- осваивать новые формы изучения, обобщения и распространения опыта работы (электронное портфолио, участие в интернет-конкурсе);

- совершенствовать методическую работу, применяя активные формы проведения заседаний МО.

- изучать и внедрять достижения творчески работающих учителей в практику работы педагогического коллектива, организовывая проведение проблемных семинаров-практикумов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год.

Подробный анализ работы методического объединения учителей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида....

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ на 2015-2016 учебный год.

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2015-2016 учебный год...

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год...

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2020-2021 учебный год

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2020-2021 учебный год...