Доклады на тему: Технологии в образовании.Особенности педагогического общения.
статья
В статьях представлены новые технологии в образоании. Например: технология проблемного обучения,игровые технологии и др. А также представлены особенности педагогического общения в системе инновационного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litvinenko_darya_gennadevna_shmo2.docx | 38.64 КБ |
shmo4.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Новые технологии в образовании
Подготовила:
Литвиненко Дарья Геннадьевна
Технология проблемного обучения
Краткое описание
Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний Д. В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Технология проблемного обучения реализуется через определенную ситуацию-проблему, описание которой вызывает у учащихся состояние психологического дискомфорта вследствие того, что имеющиеся накопленные знания и умения не позволяют её разрешить привычными способами. Преодоление конфликта на психологическом уровне позволяет дать правильные ответы на заданные вопросы, самостоятельно обработав большой массив информации и найдя в нём ключевые мысли.
Целевые ориентации
Цель проблемного обучения: развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности.
Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Третья цель - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Классификация
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: проблемная.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.
По категории обучающихся: массовая, все категории.
Концептуальные положения (поД.Дьюи)
• Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
• Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
• Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
• Условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
-активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Особенности содержания
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Оптимальной структурой материала является сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
Особенности методики
Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности - это путь достижения обычной активности, а не творческой. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубления знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, они ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.
Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих:
- постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание,
- принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе чего учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;
- применение данных способов для решения конкретных задач.
Основные условия для успешного применения проблемного обучения следующие:
- проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
- быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям;
- должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
- задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Что же представляет собой сущность проблемного обучения?
Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень становился выше, и в настоящее время высокому уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения.
Цель проблемного обучения:
- усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов (овладение способами познания);
- формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника;
- развитие индивидуальных способностей школьника. Достоинства проблемного обучения: высокая самостоятельность учащихся;
- формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; развитие мыслительных способностей учащихся.
- В проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.
Образовательная ценность
Проблемное обучение является весьма эффективным: постоянная постановка задач для решений обеспечивает развитие эрудированности, способности систематизировать и накапливать знания, формирует нестандартное мышление, позволяет увидеть ситуацию в разных аспектах и находить множество способов разрешения той или иной проблемы. Преодоление препятствий – главный ключ к развитию личности.
Для современного профессионального образования технология проблемного обучения играет значительную роль: обращение современной дидактической науки к проблемному обучению было призвано разрешить противоречия между теми знаниями и умениями, которые даются студенту в рамках учебной программы, и теми, которые требуются в будущей практической деятельности. Появление этих противоречий есть результат применения традиционных методов обучения - им присущи такие недостатки, как отсутствие умственной нагрузки и интеллектуальная пассивность учащихся.
Литература
1. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.:Просвещение, 1968 г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/166580/
2. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. Кн 1/ Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 300 с.
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1995. - 230 с.
3. Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении./Вст. ст. С.Г. Воровщикова / Серия. Школа Управления. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 64с.
Игровые технологии
Краткое описание
Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением.
Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Целевые ориентации
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.
Классификация
По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру психологического процесса:
- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По предметной области:
- математические, физические, экологические;
- музыкальные, театральные, литературные;
- трудовые, технические; - физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;
- обществоведческие, управленческие, экономические.
По игровой среде: - без предметов / с предметами; - настольные, комнатные, уличные, на местности; - компьютерные, телевизионные, ТСО; - технические, со средствами передвижения.
По продолжительности различают:
- короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка;
- игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени.
Концептуальные идеи
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности .
• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок .
• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" .
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
Многофункциональна, ее влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все ее возможные воздействия актуализируются одновременно.
Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
Особенности содержания.
Игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (ди-дактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т.п.
По форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:
- игры-празднества, игровые праздники;
- игровой фольклор;
- театральные игровые действия;
- игровые тренинги и упражнения;
- игровые анкеты, вопросники, тесты;
- эстрадные игровые импровизации;
- соревнования, состязания, противоборства, соперничества;
- конкурсы, эстафеты, старты;
- свадебные обряды, игровые обычаи;
- мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
- карнавалы, маскарады;
- игровые аукционы и т.д.
Особенностями игры в старшем возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, ими тирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Образовательная ценность
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.
Литература.
1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.Электронный ресурс. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/
2. Селевеко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 – М.: Народное образование, 2005, 556 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://stavcvr.ru/metod-kopilka/%D0%93.%20%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%BE_%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9%20%281%20%D1%82%D0%BE%D0%BC%29.pdf
3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
Интерактивные формы обучения.
Краткое описание
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними
Интерактивный -означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем либо или чем либо.
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося.
Целевые ориентации
- активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся; - пробуждать внутренний диалог школьника; - обеспечить понимание той информации, которая послужила предметом обмена; - осуществить индивидуализацию педагогического взаимодействия; - вывести ребенка на позицию, где он станет субъектом обучения; - обеспечить двухстороннюю связь в процессе обмена информацией между школьниками.
Классификация
Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
-творческие задания;
- работа в малых группах;
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);
- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
- социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
-изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);
-тестирование;
- разминки;
- обратная связь;
-дистанционное обучение. обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
- разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);
Концептуальные идеи
Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и обучающихся.
1.. Пассивная форма обучения – это форма взаимодействия преподавателя и обучающегося, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей ("объекта" обучения), подчиненных директивам преподавателя (авторитарный стиль взаимодействия).
2. Активная форма обучения – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники (субъекты обучения), обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах( демократический стиль взаимодействия).
3. Интерактивный форма обучения – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные формы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
Особенности содержания
-Обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
-включенность каждого ученика в решение творческих задач на протяжении всего занятия.
- наличие алгоритма деятельности, определенная структура урока.
- рефлексивная составляющая как этап учебной деятельности.
Характерными особенностями интерактивных методик являются:
1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
3. Наличие ясной, конкретной цели.
4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.
5. Групповая рефлексия.
6. Подведение итогов.
Образовательная ценность
Использование возможностей интерактивных технологий позволяет существенно расширить диапазон применяемых видов познавательной деятельности и получаемых обучаемыми умений и навыков. Сейчас стало возможным включение активных форм обучения в их самостоятельную работу, ведение автоматизированного контроля и самоконтроля уровня знаний. Это актуально для высших учебных заведений в силу того, что здесь основной формой обучения является самостоятельная работа. Поэтому формирование инновационной образовательной среды в вузах с опорой на интерактивные технологии становится одной из определяющих тенденций развития системы образования.
Литература
1.Ефимов П. П., Ефимова И. О. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 286-290. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6326/ (дата обращения: 17.12.2018).
2.Иванько А. Ф., Иванько М. А., Воронцова С. С. Новые образовательные технологии // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 364-368.
3. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. / Кашлев В.В. – М.: ТЕТРАСИСТЕМС, 2011. - 224 с.
4. Степанюк И. В. Технология интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 577-578. Электронный ресурс. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/60/8710 /.
5. Косолапова М.А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе /Косолапова М.А.; Томский гос. пед. ун-т. – Томск, 2007. – 177 с.
Предварительный просмотр:
Особенности педагогического общения в системе инновационного образования
Педагогическое общение – сложный и многогранный феномен, требующий системного анализа. В условиях современного образовательного пространства, характеризующегося стремительным динамизмом развития, высокой степенью открытости и интерактивности взаимодействия его субъектов, понятие педагогического общения сближается с категорией педагогической коммуникации, часто используемой в качестве синонима педагогического общения.
Вместе с тем различия, существующие между этими понятиями, представляются весьма существенными для рассмотрения инновационной методологии их реализации. В то время как педагогическая коммуникация рассматривается как обмен потоками информации, педагогическое общение содержательно отражает именно факт преобразования данной информации в знания субъектов образовательного пространства.
Таким образом, педагогическое общение представляет собой обмен не столько информацией, сколько интеллектуальным и эмоциональным содержанием, способствующий в итоге усвоению полученной в результате коммуникации информации и преобразованию ее в индивидуальный опыт обучающегося, ценный для его дальнейшей профессиональный деятельности.
В этом смысле педагогическое общение представляет собой совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения. Такой подход к пониманию содержания педагогического общения свидетельствует об актуальности поиска инновационной методологии педагогического общения в условиях современного образовательного пространства.
Понятие «образовательное пространство», используемое в литературе и образовательной практике реже, чем понятие системы образования, имеет, тем не менее, существенное значение для его характеристики. Понятием «образовательное пространство», как правило, охватывается не одна, а множество различных образовательных систем (подсистем), которые складываются в образовательной сфере.
В вузе, например, к таковым относятся подсистема довузовской подготовки, подсистема высшего профессионального (додипломного) образования, подсистема послевузовского профессионального образования, а также подсистема дополнительного профессионального образования. Кроме того, понятием образовательного пространства охватываются не только системные параметры общей интегрированной системы образования в в целом, но и иные характеристики, которые позволяют на основе анализа состояния, структуры и динамики образовательного пространства судить о направлениях и качествах развития общественных отношений в сфере подготовки кадров соответствующего профиля в целом.
Выделяется несколько координат образовательного пространства:
1) нормативно-регламентирующая – характеризует правовые и нравственные основания, предопределяющие условия функционирования образовательной системы в соответствующем образовательном пространстве;
2) перспективно-ориентирующая – определяет социальную ценность ожидаемых результатов функционирования образовательных систем;
3) деятельностно-стимулирующая – отражает специфику материальных и нематериальных условий жизнедеятельности участников образовательных отношений в соответствующем образовательном пространстве в целом либо в каком-либо его подсистеме;
4) коммуникативно-информационную – служит средством отражения взаимосвязей между различными и многообразными образовательными подсистемами, входящими в само образовательное пространство.
Содержание понятия современного образовательного пространства позволяет рассматривать педагогическое общение как инструмент процесса последовательного изменения отношений между субъектами образовательного пространства. Обращаясь к методологии педагогического общения, можно предположить, что переход к ее инновационному типу будет способствовать введению современных схем организации учебного процесса: различных форм дистанционной подготовки, проектным подходом в учебном процессе, индивидуальными траекториями обучающихся, формированием компетенций и т.д.
При этом приоритетный характер в образовательном процессе приобретает педагогическое общение, строящееся по типу многостороннего взаимодействия и позволяющее отказаться от монополии преподавателя на истину. Такое педагогическое общение является необходимым условием для конструирования обучающимся своего индивидуального знания и опыта, на которые у него есть запрос сегодня и которые могут развиваться по мере возникающей необходимости – завтра или через несколько лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Технология проблемного обучения на уроках общественных дисциплин"
В этом докладе представлены материалы из опыта работы учителя, рассматриваются пути и методы решения проблемных вопросов на уроках общественных дисциплин....
Доклад по теме: « Технология подготовки и проведения классного часа»
Доклад по теме:« Технология подготовки и проведения классного часа»...
Доклад на тему: "Технология дифференцированного обучения математики"
...Что такое дифференцированное обучение? Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у н...
Доклад по теме "Технология деятельностного метода обучения"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии". В данном материале описана дидактическая модель деятельностного метода обучения, система дидактических принципов, с помощь...
Доклад по теме: «Технология коммуникативного обучения иностранному языку»
Доклад по теме: " Технология коммуникативного обучения иностранному языку"...
Выступление на педсовете. " Технологии гражданского образования. Особенности личностно ориентированного подхода в воспитании школьника".
Дисциплина словесности напрямую, неразрывно связана с духовным возрастанием личности. Учение ребенка начинается с развитием у него понятия речи. Формирование навыков свободного владе...
Доклад по теме "Организация образовательного процесса и педагогической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии"
Система педагогической компании и образовательных услуг может быть организована в условиях СКОУ 8 вида, в ЛПЦ, ПМС центрах, в общеобразовательном учреждении, если они распологают необходимыми материал...