Выступление на ШМО "Использование учебных фильмов для активизации мыслительной деятельности на уроках физики"
материал
Проблемой методики использования учебных видео пособий в процессе обучения занимаюсь 3 года. Главная задача моей работы:
- изучить весь имеющийся перечень видеофильмов, ознакомиться с их содержанием и отобрать из большого числа фильмов те, содержание которых соответствует содержанию учебной программы 7 – 11 классов,
- определить конкретное место и дидактическое назначение каждого видеофильма в учебном материале,
- разработать методику использования видеофильмов и апробировать этот материал на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo_2018.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
по теме:
" Использование учебных фильмов
для активизации мыслительной деятельности
на уроках физики"
Подготовила:
Булатова Т.Н.,
учитель физики и информатики
2017-2018
Бурное развитие науки и техники непосредственно влияет на изменение и совершенствование методов и средств обучения. Современная техника записи и воспроизведения информации позволяет использовать на уроках физики, так называемые, аудиовизуальные средства обучения.
Разрабатывая методические приемы работы с аудиовизуальными средствами обучения на уроках, я предпочтение отдаю учебным кинофильмам. Я считаю, что «учебный кинофильм отличается от других пособий динамикой воспроизводимых процессов и явлений, он дает возможность одновременно увидеть то, что происходит в разное время и в разных местах, то, что в действительности протекает быстро или медленно, но в режиме того времени, которое необходимо для наблюдения», «позволяет, как бы проводить эксперименты и демонстрации в учебной аудитории на молекулярном и атомном уровнях, делать видимым и чувственно воспринимаемым невидимый мир», «он обладает научной документальностью и достоверностью отснятых явлений».
Включая в работу учебные фильмы, прежде всего, нужно определить, какую дидактическую задачу будет решать данный фильм, как его содержание связано с логикой учебного материала, поскольку только умение методически правильно использовать учебные фильмы, умело сочетать их с другими средствами обучения, может обеспечить глубокое, эмоциональное восприятие информации и, как следствие этого, повысить качество обучения.
Проблемой методики использования учебных видео пособий в процессе обучения занимаюсь 3 года. Главная задача моей работы:
- изучить весь имеющийся перечень видеофильмов, ознакомиться с их содержанием и отобрать из большого числа фильмов те, содержание которых соответствует содержанию учебной программы 7 – 11 классов,
- определить конкретное место и дидактическое назначение каждого видеофильма в учебном материале,
- разработать методику использования видеофильмов и апробировать этот материал на практике.
В курс физики входят демонстрации таких опытов, для проведения которых требуется длительная и тщательная подготовка, само проведение занимает очень большое количество учебного времени. Помимо этого, бывают случаи, когда проведение эксперимента, непосредственно в классе, является невозможным из-за отсутствия демонстрационного оборудования или просто запрещено по технике безопасности. Лишь по этим причинам можно заменить показ «живого» опыта на демонстрацию соответствующей видеозаписи.
Предлагаю некоторые методические приемы использования учебных видеофильмов в процессе преподавания темы «Основные положения МКТ» курса физики 10 класса.
Урок начинается с того, что формулирую перед учащимися задачу: выяснить каково строение веществ, из которых состоят окружающие нас тела? Далее демонстрирую видеофрагмент с записью демонстрационного опыта по слипанию свинцовых цилиндров, опыта по сжатию газа и жидкости. Во время просмотра учащиеся должны самостоятельно фиксировать у себя в тетрадях наблюдаемые опыты. После просмотра фрагмента проводится совместное обсуждение и обобщение опытных фактов.
Формируя знания учащихся об изучаемом явлении, демонстрирую фрагмент «Броуновское движение». Он дает возможность детально пронаблюдать механизм протекания явления броуновского движения, который без специального оборудования увидеть просто невозможно. Перед демонстрацией фрагмента фильма даю учащимся задание: по материалу фильма, который будет представлен вашему вниманию, придумайте вопросы. По окончанию просмотра видеофрагмента делю класс на две команды и организую, перекрестный опрос учащихся: участники противоположных команд задают друг другу вопросы и отвечают на них. Учитель наблюдает за этим процессом, контролирует его и, если возникают какие-либо трудности, приходит на помощь.
В процессе объяснения явления диффузии в качестве иллюстрации демонстрируется фрагмент «Диффузия». Этот фрагмент позволяет наглядно показать и объяснить механизм протекания явления диффузии в газах, жидкостях, твердых телах. После просмотра, организую совместное обсуждение, задаю учащимся вопросы, сформулированные на основе материала фильма. Таким образом, формирую у учащихся представление о механизме протекания явления диффузии.
В процессе совместного обсуждения выдвигаем гипотезу: накопленные опытные факты можно объяснить, если представить себе, что
- Все тела состоят из частиц.
- Частицы хаотично и беспорядочно движутся.
- Частицы взаимодействуют между собой посредством сил притяжения и отталкивания.
В дальнейшем, выстраивая свою работу с учащимися, опираюсь на эти положения и постоянно к ним возвращаюсь. К примеру, можно строить дальнейшее объяснение материала следующим образом. Все вещества состоят из молекул, однако, одно и то же вещество может существовать в трех различных состояниях: газообразном, жидком, твердом. Чем может быть обусловлено такое различие в строении веществ? Для ответа на вопрос, учащимся предлагается просмотреть видеофрагмент «Агрегатные состояния вещества» до момента, когда диктор четко и ясно произносит его. После этого учащимся дается возможность высказать свои мнения по данному вопросу и сравнить свои ответы с выводом, который произносит диктор. Для этого демонстрируется продолжение фрагмента фильма.
В контекст со всеми видеофрагментами сочла нужным включить фрагмент под названием «Взаимодействие молекул». Это мультипликационный фрагмент. Динамическая картина представления информации позволяет наглядно продемонстрировать, возникающие между молекулами силы взаимодействия, показать механизм протекания явления диффузии и объяснить учащимся, почему это явление протекает в различных состояниях вещества с разными скоростями.
Логически рассуждая, учащиеся совместно с учителем выдвигают предположение о том, что поскольку размеры молекул разных веществ не одинаковы, очевидно, различны и их подвижности. После этого демонстрирую эксперимент с глиняным стаканом. Его просмотр позволяет проверить это предположение и сделать соответствующие выводы.
Опираясь на одно из положений МКТ о том, что частицы хаотично и беспорядочно движутся, задаю учащимся вопрос: что вы можете сказать о скоростях движущихся частиц? Можете ли вы оценить значения этих скоростей? Для формирования знаний о скоростях движущихся частиц демонстрирую фрагмент «Опыт Штерна». После показа вновь задаю эти же вопросы. Учащиеся, уже владея определенной информацией, на них отвечают.
Любое изучаемое явление в физике находит свое применение в технике, промышленности, играет роль в природе и в жизни человека. Явление диффузии не является исключением. Для формирования знаний учащихся о значимости изучаемого явления демонстрирую фрагменты фильма «Роль диффузии в природе и технике». Перед демонстрацией видеофрагментов школьникам дается задание: во время просмотра фрагментов фиксировать в тетрадях примеры применения явления диффузии в промышленности, в технике, зашифровывая информацию в виде ассоциативных слов, опорных знаков, рисунков. После просмотра фильма учащимся предоставляется возможность озвучить те ассоциативные ряды, которые они составили. Можно предложить свой вариант.
Для проверки эффективности использования учебных фильмов в процессе обучения апробировала имеющийся видеоматериал на уроках.
Оказалось, что уровень знаний учащихся, за счет включения учебных видеофильмов в процесс обучения, немного повысился. Непосредственно наблюдая за учащимися, было замечено, что за счет наглядной и выразительной формы представления учебного материала уменьшилась утомляемость школьников, повысилось внимание, работоспособность и, как следствие этого, повысился уровень восприятия и понимания учебного материала, о чем свидетельствуют результаты контрольных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики
О применении различных приёмов, с помощью которых можно активизировать мыслительную деятельность учащихся....
Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта
Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке....
Статья "Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"
Из опыта работы...
"Активизация мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания"
В статье приводится материала рассказывающий о приёмах работы по активизации мыслительной деятельности на уроках истории...
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики
Презентация разделена в 4 архива так как содержит много рисунков и анимационные эффекты.Презентация подготовлена для выступлении на МО учителей в школе по теме: "Активизация мыслительной деятельности ...
Активизация мыслительной деятельности на уроках химии
Из опыта работы...
Выступление на Районном МО учителей физики по теме: "Активизация познавательной и мыслительной деятельности на уроках физики"
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой...