Доклад на тему: «Организация работы с высокомотивированными детьми в системе дополнительного образования»
статья

Аржаникова Инна Владимировна

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Работу с одаренными детьми строится в три этапа:

I этап - увлечь! На этом этапе стараемся заинтересовать обучающихся своими предметами.

II этап – раскрыть! Этап урочной и внеурочной деятельности, где появляется возможность у студентов полную силу проявить себя, раскрыть свои способности и таланты.

 III этап – развить! На этом этапе организуем и проводим работу с узким кругом обучающихся, которые проявили способности и заинтересованность в предметах.

При воспитании одаренного ребенка нужно помнить, что это в первую очередь ребенок, который также нуждается в полноценном детстве, как и все дети. От того, какое детство будет у ребенка, во многом зависит вся его дальнейшая жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_rabota_s_vysokomotivirovannymi_detmi.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Организация работы с высокомотивированными  детьми

в системе дополнительного образования»

/подготовил педагог дополнительного образования

Аржаникова Инна Владимировна, МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей/

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

 В.А. Сухомлинский

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

 Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно- деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования –выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности данных учреждений  позволяют удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребенка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Одаренные дети  – это особые дети, и задача педагогов – понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог дополнительного образования должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по своему, и для педагога дополнительного образования важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

−индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

−работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;

−каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

−система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

−детские научно-практические конференции и семинары.

Работу с одаренными детьми строится в три этапа:

I этап - увлечь! На этом этапе стараемся заинтересовать обучающихся своими предметами.

II этап – раскрыть! Этап урочной и внеурочной деятельности, где появляется возможность у студентов полную силу проявить себя, раскрыть свои способности и таланты.

 III этап – развить! На этом этапе организуем и проводим работу с узким кругом обучающихся, которые проявили способности и заинтересованность в предметах.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:

 - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

Выявление одаренных и талантливых детей возможно при использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений ребенка; создание банка данных по талантливым и одаренным детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.

На базе учреждения дополнительного образования детей необходимым является организация психологического сопровождения родителей одаренного ребенка; совместной практической деятельности одаренного ребенка и родителей; поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

Поведение и деятельность педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определенным требованиям:

−разработка гибких, индивидуализированных программ;

−создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;

−стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;

−использование различных стратегий обучения и воспитания;

−уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки;

−поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.

При воспитании одаренного ребенка нужно помнить, что это в первую очередь ребенок, который также нуждается в полноценном детстве, как и все дети. От того, какое детство будет у ребенка, во многом зависит вся его дальнейшая жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Педагог-организатор в системе дополнительного образования детей осуществляет работу с учащимися, а также обеспечивает организацию и проведение широкого спектра мероприятий, в том числе направленных на...

Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Работа с родителями, является одним из главных  направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь  на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...

Организация групповой работы на занятии в системе дополнительного образования

Задача педагога дополнительного образования. Плюсы и минусы групповой работы. Задачи учителя при организации групповой работы. Принципы формирования групп....