Организация групповой работы на занятии в системе дополнительного образования
материал (7 класс)
Задача педагога дополнительного образования. Плюсы и минусы групповой работы. Задачи учителя при организации групповой работы. Принципы формирования групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация групповой работы в системе дополнительного образования | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Сагайдачный Юрий Петрович Педагог дополнительного образования ГБОУ ЦО №167 |
Организация групповой работы на занятии в системе дополнительного образования
Задача педагога дополнительного образования – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию обще учебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
Экспериментально установлено, что генетически первым субъектом учебного обращения к взрослому выступает не индивид, а группа совместно работающих детей. Для того чтобы ребенок достиг самостоятельности в контрольно-оценочной сфере, взрослый должен выйти из ситуации непосредственного взаимодействия, сорганизовав действия самих детей. Сотрудничество с равно несовершенными партнерами является необходимым условием зарождения инициативности ребенка в учебных действиях, имеющих рефлексивную природу.
Для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Так, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).
Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итог, разделять ответственность.
Плюсы и минусы групповой работы.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Плюсы:
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
Минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
- В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Задачи учителя при организации групповой работы:
- организатор самостоятельной, познавательной , исследовательской, творческой деятельности учащихся, объяснить цели предстоящей работы;
- учит самостоятельно добывать нужные знания;
- критически осмысливать полученную информацию;
- делать выводы и аргументировать их;
- решать возникающие проблемы, используя добытые факты.
Принципы формирования групп:
- группы создаются на различных этапах урока в зависимости от дидактических, психологических и управленческих целей учителя и результатов контроля, от этих же целей зависит и состав группы;
- каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится на решение предложенной задачи;
- группа получает задачу на строго ограниченное время и по истечении этого времени отчитывается своим результатах работы (порой большое значение имеет не результат, а сам процесс работы);
Исследования показывают, что продуктивно работают группы, сформированные из учеников с одинаковыми учебными возможностями, так называемые гомогенные группы. Такие группы чаще формируются на уроках естественно-математического цикла. Объясняется это хорошо развитыми навыками самостоятельной работы. Испытывая интерес к учебе, такие учащиеся тщательно анализируют изучаемый материал, сравнивают, обобщают, делают выводы.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Литература:
1.Учительский портал (https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251)
2.Открытый урок 1 сентября (https://urok.1sept.ru/579384/)
3. Иванов А.С., педагог дополнительного образования . ГБОУ школа №258 Колпинского района
Санкт- Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Выступление на Окружном семинаре "Инновационные подходы к организации учебного занятия в системе дополнительного образования"
В выступлении внимание уделяется ведущей тенденциии становления педагога дополнительного образования - включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительн...
Групповая работа на занятиях в системе дополнительного образования, цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)
Предлагается опыт организации групповой работы на занятиях судомодельного кружка...
Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа с родителями, является одним из главных направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятия в системе дополнительного образования детей по изучению боевых искусств (карате)
В статье представлены игровые упражнения и игры для развития спортивных качеств...
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей Игра – дело серьезное «В детском возрасте игра – это норма,...