Методика разноуроневого обучения
учебно-методический материал

Гузилова Наталья Васильевна

Выступление на ШМО и курсах повышения квалификации (2017 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология разноуровневого обучения на уроках английского языка как одна из форм повышения познавательной активности обучающихся в свете требований ФГОС основного общего образования

                                                          Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж.Ж. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так её заставляли не законы природы, а идеология. В результате школу не любят  не только "лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети. 
Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. разноуровневое обучение. Разноуровневое обучение является наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности),
В условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

.

 Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося;

Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный. Соответственно, учеников также можно разделить на три категории:

1-ая группаученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач).Они обладают устойчивым вниманием,  владеют большим словарным запасом.

2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам). Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке). Они характеризуются быстрой утомляемостью,  большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

1. Этап изложения новых знаний, умений.

.

При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы, чтобы на них отвечали сильные дети, детям с низкой мотивацией можно предложить ответить на вопросы известные из ранее изученного. Дети с высокой мотивацией могут подготовить дополнительный материал в виде сообщений, подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).

При введении новых ЛЕ на уроках английского языка,  можно сделать карточки разных уровней:

  1. переведи  с русского языка на английский язык;
  2. переведи с английского языка на русский;
  3. соедини картинку и слово;
  4. подпиши картинку;
  5. Заполни кроссворд, чайнворд;
  6. Разгадай ребусы.

2. Этап закрепления и применения знаний и умений.

На этом этапе основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы в виде заданий различной трудности. Удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек, в форме игры или парного (группового) задания.

Например:

Учащимся раздаются карточки со слогами

Задание 1.Составить слова по изученной теме;

Задание 2.Составить словосочетания и предложения с этими словами.

Задание 3. Мотивированным учащимся можно задать на дом составить рассказ, загадку с этими словами.

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей мотивированных можно сразу же предложить выполнить практическое задание. Для детей с низкой мотивацией предлагается работа с  учебником. Со слабыми детьми повторить основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. При закреплении нового материала проводятся самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп - различное.

Если задание сложное, (например, выразить свое мнение по проблеме или неподготовленный пересказ короткого текста) группа делится на пары, куда входит один из сильных учеников, и проводится работа в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и, возможно, добавляет что-то свое, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При работе над грамматикой  использую различные карточки для индивидуальной работы.

Слабый уровень.
Переведите предложения на русский язык.
1.Thе Earth is bigger than the Moon.
2.January is the coldest month.
3.It is better to do well than to say well. 

Вставьте недостающие слова.
4.Kate is not ....nice ....Ann.
5.I Am not ....tall .......Mike.

Средний уровень.

Вставьте недостающие слова.
1.Rose is ...lazy ...her brother.
2.This book is not ....interesting .....that one.

Переведите предложения на английский язык.
1.Анна - лучшая студентка в нашей группе.
2.Днепр короче Волги.
3.Кошка меньше собаки.

Сильный уровень.

Переведите предложения на английский язык.
1.Она не так занята, как я.
2.Испанский язык не так труден, как немецкий.
3.Лучше поздно, чем никогда.
4.Он читает более интересную книгу.
5. Она читает самую интересную книгу.
6. Лето самое жаркое время года.
 
При проведении проектной работы также проводится дифференциация

---- составить план, подобрать материал

---- перевести его на английский язык

---- выполнить презентацию

---- подготовить защиту проекта в устной форме

Аудирование.

TAI'ESCIUPT

Imcrvicwer. Margareta, what are the problems with alternative ways to make electricity?

Margareta: Well. The biggest problem is that they don't produce enough electricity. If you want a lot of electricity from solar power, for example, you need an enormous number of solar cells. They take up a lot of space and they are very ugly.

Interviewer. I see, yes. What about wind power?

Margareta: Well, it's the same problem with wind generators. You need a lot of wind generators to nuke enough electricity for a small town. And they are very, very noisy' Nobody wants to live near wind generators. And of course, we don't have wind all the time.

Interviewer. No. Are there other ways to make electricity?

Margareta: Oh yes! We are experimenting, for example, with wave generators.

Interviewer: What are they?

Margareta: Well, wave generators use the power of the sea. As the sea moves backwards and forwards it turns a generator, Interviewer. That's very clever!

Margareta: Yes. The problem is that the best place for a wave generator is at the mouth of a river. This makes it very difficult for ships. They can also cause floods.

Interviewer. That's interesting. Does this mean it is impossible to use alternative ways to make electricity?

Margareta: Oh no! There are problems, but they are much cleaner than normal ways- Coal, for example, is very dirty

Задание в учебнике.

Прослушайте интервью и составьте список проблем, о которых она говорит.

Поддержка для слабых. 

  • Мозговой штурм. Как вы думаете, о каких проблемах альтернативных источников энергии пойдет речь в передаче? Представьте себе, что вы живете рядом с ветровым генератором.
  • Работа в малых группах. Прослушайте только часть радиопередачи (например, о солнечных батареях) и обменяйтесь услышанной информацией с другой группой.
  • Выписать на доске вопросы и замечания репортера.
  • Выписать на доске ключевые слова и фразы.
  • Раздать слабым ученикам полный текст радиопередачи.

Усложненные задания. 

  • Продолжить передачу и обсудить другие источники альтернативной энергии.
  • Написать небольшое сообщение о радиопередаче в виде газетной или журнальной статьи.

Чтение.

Несколько лет назад люди нашли что-то в горах, об этом говорится в газетной статье. Эти слова из статьи. Как вы думаете, о чем она?

Tourist, a body, snow, police, archeologists, 4000 years ago.

Прочитайте статью и проверьте свои предположения.

WALKERS FIND MYSTERY BODY IN THE ALPS.

LAST THURSDAY, two people discovered a body in the snow on the border of Italy and Austria. Helmut and Erika Simon found an axe, a bow and twelve arrows near the body. The body had, boots on, filled with grass. Mr and Mrs Simon called the police immediately. Archaeologists also went to see the body. They think the body is probably over4,000 years old. Dust from a sandstorm melted the snow over the body. Archaeologists from Rome and Vienna say that the body can tell us a lot about life thousands of years ago. The body is one of the most important discoveries for a long time. In 1950, archaeologists found some bodies in Denmark. They were also over 4,000 years old.

Образцы заданий по чтению для разноуровневых групп.

Поддержка для слабых. 

  • Прочитайте текст и выпишите числительные или слова, которые начинаются с заглавных букв,   объясните, в связи с чем употребляются эти слова.
  • Прочитайте текст вместе со своим соседом по парте и объясните, в связи с чем употребляются слова из списка.
  • Выпишите незнакомые слова, значение которых вы смогли угадать, и слова, которые вам не понятны.

Упражнение для сильных. 

  • В первом предложении обведите подлежащее two people, просмотрите текст и найдите, о ком идет речь, соедините линией эти слова, и так далее по тексту.

Поддержка для слабых. 

  • Выписать трудные слова из текста на доске и перевести их.
  • Выписать из текста на доске числительные или слова, написанные с заглавной буквы, и попросить учеников угадать, о чем рассказ.
  • Выписать ключевые слова и фразы и попросить учеников предсказать, о чем будет текст.
  • Выписать ключевые предложения из текста и перевести их.
  • Рассмотреть картинки и иллюстрации к тексту и попросить учеников угадать, о чем будет текст.
  • Рассмотреть картинки и иллюстрации и составить список слов для их описания, просмотреть текст, найти в нем слова из вашего списка.
  • Прочитать заголовок и подзаголовок и попросить учеников угадать содержание текста, прочитать текст и проверить свою догадку, найти подтверждения в тексте.
  • Разделить текст на смысловые части, а класс на группы , каждая группа читает свою часть текста.
  • Разделить текст на смысловые части, попросить учеников выписать на доске их заголовки, ключевые слова или фразы к каждой части.

Упражнение для сильных. 

  • Составить вопросы по содержанию текста.
  • Составить предложения типа true \ false по содержанию текста.
  • Дописать по одному предложению к каждому абзацу.
  • Рассмотреть иллюстрации, прочитать заголовок и составить список идей, которые могут содержаться в тексте.
  • Закрыть листком бумаги последние слова в предложениях (абзацах) и попросить учеников дописать те слова, которые, по их мнению, подходят по смыслу.
  • Прочитать текст два раза, закрыть книги и составить предложения со словами, которые записаны на доске.
  • Дописать продолжение текста.
  • Работая в паре, составить интервью для радио или телевизионной передачи, драматизировать его.
  • И, наконец, задания на выбор, когда ученикам предлагается сделать одно задание из нескольких. Например, после текста WALKERS FIND MYSTERY BODY IN THE ALPS даются три задания на выбор.
  • Составить список незнакомых слов, найти их в словаре.
  • Записать ответы на вопросы по тексту.
  • Составить вопросы от лица полицейского, допрашивающего  Саймонов.

3.Домашнее задание:

Детей с высокой мотивацией нужно учить работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Средним и слабым тоже предлагается  выступить, но для подготовки дается литература или указывается источник. Объем материала для изложения регламентируется. Для преодоления пробелов в знаниях детям даются небольшие дополнительные упражнения .

4. Контроль и самоконтроль.

Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этапе проверки и оценки знаний и умений, можно использовать тестовые задания, составленные с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Можно использовать перфокарты, задания на подстановку и т.д.

При письменном опросе используются карточки различной степени сложности, тесты разных уровней.  Для опроса лексики используются нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности.

Устная проверка знаний: первыми вызываются учащихся с низкой мотивацией, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даются задания высокомотивированным учащимся найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу. В конце изучения раздела проводятся контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по разным уровням.

Эти задания имеют разный уровень сложности и потребуют от учеников применения различных навыков и умений, но именно ученики должны сами определить, какое задание выполнять и в каком режиме: индивидуально, в паре или группе. Цель подобного задания не только развитие различных навыков чтения, применение изученного, но и формирование навыков принятия решений при выборе задания и путей его выполнения.

 Создание благоприятных условий для проявления способностей слабых учеников, а именно отсутствие жестких рамок в учебной деятельности на уроке, возможность выбора упражнения, варьирование темпа урока способствуют реализации положительных ожиданий ученика.

Заключение

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей: 

У слабых учащихся

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. 
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

У средних учащихся

1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

У сильных учащихся

1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся. 
Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Дифференциация учащихся, то есть деление их на группы по уровням  способствует повышению мотивации к обучению, активности обучаемых в ходе классных занятий и раскрепощению учеников на уроке , что благотворно влияет на усвоение материала.  Я думаю, что такой подход помогает учащимся быть максимально расслабленными в ходе урока. И так хотелось бы выделить причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования:

  1. Повышается активность;
  2. Повышается работоспособность;
  3. Повышается мотивация к изучению;
  4. Улучшается качество знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы организации и методики интегрированного обучения в культуросообразной школе

Основы организации и методики интегрированного обучения в культуросообразной школе  В современных условиях интенсивного расширения человеческих знаний об окружающем мире, ускоренного развития на...

о методике "Интел-обучение для будущего" в элективном курсе "Мир графиков функций"

рассказ о том, как создался элективный курс в рамках предпрофильного обучения "Мир графиков функций" и как его я сочетала с методикой "Интел- обучение для будущего"...

Методика станционного обучения в обучении английскому языку

Методика станционного обучения в обучении английскому языку...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...

Мурманская методика - методика коллективного обучения

Мурманская методика - методика коллективного обучения...

Урок информатики с применением методики кооперативного обучения (сингапурской методики)

Урок с использованием интерактивных методов обучения. Сингапурская методика кооперативного обучения (Cooperative Learning)Технологии: "Парное обучение" (Think-Pair-Share), "Карусел...