Методики безотметочного обучения в системе развивающего обучения
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Безотметочное обучение
Методика оценки качества результатов образования в системе развивающего обучения
Д.Б.Эльконина-В.ВДавыдова
В системе РО используется 5 этапов контроля.
Виды работ: тестово - диагностическая, самостоятельная, проверочная, контрольная и итоговая (стартовая).
1-й этап. Урок тестово - диагностической работы с целью проверки степени усвоения способа, который дети открыли на предыдущем уроке. По результатам работы осуществляется коррекция знаний учащихся. (путем проведения индивидуальной консультации, выполнения дополнительного заданий, повторного тестирования или решения аналогических задач).
2-й этап. Урок самостоятельной работы с целью отработки навыков, обучению самоконтролю и самооценки, умению выбрать критерии оценки.
3-й этап. Урок разноуровневой проверочной работы (семь уровней сложности с целью проверки ЗУНов. Ученику представляется возможность выбора задании доступного ему уровня трудности).
- 1 уровень- задания с выбором правильного ответа (нужно оценить правильность ответа ).
- 2 уровень - задания с ответом, но без решения (нужно восстановить решения).
- 3 уровень – задача ( решить и получить ответ).
- 4 уровень- составление аналогичной задачи для другого ученика.
- 5 уровень – задача с «ловушкой».
- 6 уровень – составление задания «ловушки» в задании
- 7 уровень – олимпиадная задача повышенной трудности, нестандартная задача.
На этом этапе проводится работа, результаты которой заносятся в таблицу № 1, в работе не делается никаких пометок.
№ вариант | ФИ ученика | Номер заданий | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1 вар | Иванова Катя | |||||||
2 вар | Смолина Ира |
Затем выполняется вторая работа – подобная первой, но более легкая, с ориентировкой на выявление ошибок. После нее на руки выдается первая работа, предлагается исправить в ней ошибки. Учитель проверяет работу уже с пометками. Если ученик исправил ошибку, значит, она была случайной, если нет – ошибка устойчивая, значит над ней нужно работать индивидуально.
Проверочная работа проводится не сразу после окончания темы, а в середине изучения следующего .Это дает время учащимся разобраться в теме.
4-й этап. Урок контрольной работы с целью выявить, как ученик научился учиться. Оценивается верхняя граница знаний учащихся, определяется, чего он еще не знает, закладываются основы учебной самооценки. Даются задачи трех видов:
- решаемые неизвестным учащимся способом (он может отказаться от нее обосновав причину отказа. Но лучше, если учащийся, понимая, что задача является для него новой, тем не менее, пытается найти новый способ ее решения, что фактически и есть проявление умения учиться;
- на применении известных понятий и способов в нестандартной, незнакомой ситуации – это позволяет выявить, насколько глубоко учащийся овладел изученным ранее материалом;
- на применении известных способов в лжеситуации - даются умышленно ложные рассуждения, формально кажущимися верными. Ложность рассуждения состоит в том, что хорошо известный способ действия предлагается применить неправильно (за границами области его применимости);
5-й этап – урок итогового (стандартного ) контроля. Итоговая контрольная работа проводится в конце года, обычно в конце мая по материалам всего курса. Стартовая контрольная работа проводится в начале сентября каждого учебного года, без специального повторения пройденного материала в прошлом учебном году.
Что позволяет зафиксировать уровень «остатка знаний» после летних каникул. Ученики сами сравнивают результаты работ за май и за сентябрь.
Итоговая работа (май 3 класс) | Стартовая работа (сентябрь 4 класс) | |||
Номера невыполненных заданий | Оценка | Номера невыполненных заданий | Оценка | |
Иванова Катя | 1, 2, 3, 9, | Выше среднего | 1,2, 3, 9, 12, 15, | средний |
Итоговым компонентом контроля является оценка, учитывающая правильность выполнения по способу и по результату, а также степень освоения материала.
Результаты уроков контроля в виде тестовой работы, отражаются в оценочных листах, которые вычерчиваются заранее в своих тетрадях для контрольных работ или специальных листах.
Например:
Оценочный лист по теме « Морфемный состав слова».
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Правильный ответ | а | б | в | т | г | д | в |
Иванова Катя | + | - | + | + | + | + | + |
Смолина Ира | + | + | + | + | + | + | + |
……… | |||||||
Количество правильных ответов | 15 | 12 | 3 | 17 | 19 | 16 | 17 |
Количество неправильных ответов | 5 | 8 | 17 | 3 | 1 | 4 | 3 |
Перед контрольной работой ученик может оценить свои возможности при помощи индивидуальных оценочных листов . Оценивает свои знания не только сам ребенок, но и родители и учитель. Из этого оценочного листа видно, какой ребенок готов к выполнению контрольной работы , а какому ребенку еще нужно время для подготовки этой контрольной работы.
Лист прогресса учащихся в изучении темы: Имя существительное
ОУУН | Выявляю с помощью сравнения отдельных признаков им сущ | Работаю с простейшими графическими моделями | Создаю творческие работы | |||||||
Специальные предметные умения Ф. И уч-ся | Даю определение им сущ. | ставлю вопросы к им сущ. | Выделяю им сущ среди других частей Речи. | Называю грамматические признаки им сущ (число, род) . | Определяю лексическое значение им сущ. Устанавливаю связи Слов по смыслу слов по смыслу
| Разбираю по составу им сущ. | Вычленяю имя сущ из главных членов предложения
| Проектирую модель предложения | Составляю словосочетания исп имена сущ.
им сущ. | оставляю предложения исп имена сущ. Составляю текст исп имена сущ. |
Иванова Екатерина | ||||||||||
Метелкин Иван | ||||||||||
Веселкина Мария |
Лист прогресса учащихся 5 А класса в изучении темы «Фонетика»
Специальные учебные достижения | Предметные умения Общеучебные умения | ||||||||
У1 | У2 | У3 | У4, У5 | У6 | У4 | У2, У 7 | У1,У2,У8 | У9, У10 | |
Обозначает букву звуком | Даёт характеристику гласных звуков | Даёт характеристику согласных звуков | Указывает и объясняет смыслоразличительную роль ударений в слове | Обозначает предударные и заударные слоги | Объясняет различие между словесным и логическим ударением | Выделяет слово, на которое падает логическое ударение | Воспроизводит фонетический разбор слова. | Объясняет различие между ассонансом и аллитерацией и приводит по 2 примера | |
Ф.И. уч-ся | |||||||||
Алесенко Егор | |||||||||
Быбина Настя |
Общеучебные умения | Моделиреет У1 | Создает устное высказывание У2 | Создает устное высказывание У3 | Высказывает суждение, сравнивает по критерию У4, У5 | Классифицирует по критерию У6 | Исследует и делает вывод У 7 | Исследует и делает вывод У7 | Использует алгоритм У8 | Выбирает и использует выразительное средство языка в соответствии с коммуникативной задачей У10 | Выполняет творческую работу У9 |
По результатам диагностики и самодиагностики учитель составляет диагностическую карту, где отмечает стадии сформированности умений и навыков, подсчитывает обученность в классе в процентах и делает статистические выводы. В конце года учитель выдает оценочный лист достижений учащимся за год, в котором показывает динамику развития учащегося.
Достижения по русскому языку
Линия развития | Предметные умения | Знает | применяет |
Правильно пользоваться речью в различных ситуациях | Правильно списывать слова, предложения, тексты; | Да | Высокий |
Составлять предложения, тексты на заданную тему. | Да | Выше-среднего | |
Проверять написанное | да | Высокий | |
Использовать в общении знания о языке | Закон русского письма | Да | Средний |
Значимые части слова | Да | Средний | |
Уметь определять значимые части слова | Да | Выше- среднего | |
Уметь находить окончание | |||
Уметь находить корень слова | |||
Уметь находить приставку слова | |||
Уметь находить суффикс слова | |||
Уметь находить основу слова | |||
Знать, как проверяются окончания у слов- предметов, слов- признаков, слов- действий. | |||
Писать без ошибок | Орфограммы в корне слова | ||
Орфограммы в окончания слов- предметов | |||
Орфограммы в окончаниях слов- признаков | |||
Орфограммы в окончании слов- действий | |||
Орфограммы в приставках | |||
Орфограммы в суффиксах слова | |||
Орфограммы непроверяемые (словарные слова) | |||
Большая буква | |||
Пробел | |||
Знаки препинания | |||
Перенос слова | |||
Жи-ши, ча-ща, чу-щу | |||
Э после шипящих | |||
Ы после шипящих | |||
Разделительные Ь иЪ знаки |
Использование мониторинга и диагностики знаний учащихся позволяет:
- убедить детей в том, что они учатся не для отметок, а для получения знаний, для развития мыслительной деятельности;
- повысить познавательную активность детей;
- развивать творческое начало;
- устранить психологические проблемы, обиды за «2», страх перед родителями за отметку, стабилизировать внимание на уроках, сделать работу учащихся на уроках целенаправленной и мотивированной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.
Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...
Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения
Проблемное обучение направлено на формирование мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...
Уроки физики в системе развивающего обучения (система Эльконина Давыдова)
Что такое урок физики в системе развивающего обучения? какова его структура? каковы его этапы? каково их содержание? - ответы на эти вопросы уважаемый читатель найдёт в данной статье. ...
Уроки творческого развития. Система развивающего обучения.
Способность к творчеству - неотъемлемое свойство ребёнка. Создать условия для развития творческого начала каждого ученика - задача учителя развивающего обучения. Такие условия создаются на уроках тво...
Программа для начальной школы 2-4 класс в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова
Данная программа была разработана для начальной школы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова по предмету: Английский язык. Данная программа разработа на основе УМК "Spotlig...
Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.
В статье представлен теоретический и практический материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....