Выступление на заседании ПЦК№1 "Работа со слабоуспевающими студентами"
материал (11 класс)
мНесмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает с существовать и по сей день.
Определенная трудность состоит в том, что невозможно дать преподавателям точный, универсальный методический совет.
Несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает с существовать и по сей день.
Определенная трудность состоит в том, что невозможно дать преподавателям точный, универсальный методический совет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slabouspev_studenty.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании ПЦК №1
Доклад
Формы и методы работы со слабоуспевающими студентами.
Первый тип: студенты с низким качеством мыслительной деятельности, но с положительным отношением к учению.
Второй тип: студенты с высоким качеством мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению.
Третий тип: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.
Несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает с существовать и по сей день.
Определенная трудность состоит в том, что невозможно дать преподавателям точный, универсальный методический совет.
Что же такое неуспеваемость?
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки студентов требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки занятий, посвященных изучению одной темы или раздела курса, семестра, года).
Каковы причины неуспеваемости студентов?
Выделяют несколько причин:
- Низкая эффективность и интенсивность учебной деятельности
- Пропуски занятий
- Несформированность познавательных мотивов и недисциплинированность
- Эмоциональные и волевые нарушения
- Несформированность знаний, умений и навыков
- Низкий уровень познавательных способностей
- Общая ослабленность организма
- Слабый тип нервной системы
- Сенсорные и речевые нарушения
- Отсутствие дифференцированного подхода преподавателей
- Дефицит любви и заботы родителей
Таким образом, в реальной жизни студента туго переплетается целый ряд причин. И дело не только, как считает большинство педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем, кажется на первый взгляд.
Психофизиологи считают, что часть названных проблем можно преодолеть с помощью педагогических технологий.
Исследователями изучались индивидуально-психологические особенности студентов, отчисленных по причинам неуспеваемости. По совокупным данным личностных тестов был составлен психологический портрет отчисленного или потенциально готового к отчислению студента. Ему присущи такие особенности, как:
- отсутствие эмоциональной устойчивости. Они часто чувствуют себя беспомощными, склонными обижаться на других, неспособными контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме
- им свойственна выраженная тенденция к самоутверждению, игнорированию социальных условностей и авторитетов, они могут агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность.
- студенты группы риска живут, не задумываясь над событиями, легко относятся к жизни, не заботятся о будущем, строят жизнь по принципу «авось пронесет», верят в удачу, доверчивы, импульсивны. Студенты с такими характеристиками с трудом могут удерживаться в условиях, требующих ответственности, необходимости планировать и регулировать деятельность, произвольно поддерживать мотивацию, что предусматривает процесс обучения.
- они не прилагают усилий к выполнению общественных и культурных норм. Такие люди склонны к непостоянству и могут легко бросить начатое дело, отказаться от своих обязательств.
- для отчисленных студентов и студентов группы риска характерны слабый самоконтроль, внутренняя недисциплинированность, невнимательность к другим. Их деятельность хаотична, они часто теряются, не умеют организовать свое время и порядок выполнения дел.
Исследования показывают, что у иногородних студентов изначально высокая самодисциплина в школе может значительно снижаться при переезде в другой город. Это связывается уменьшением влияния родительского контроля и невысоким преподавательским контролем посещения занятий, текущего восприятия информации, уровня знаний студентов.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Основная помощь студентам для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в учебное заведение бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт. Эти студенты занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться. Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
• создавать проблемные ситуации;
• активизировать самостоятельное мышление;
• организовывать сотрудничество студентов на уроке;
• выстраивать позитивные отношения с группой;
• проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют задания, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Работа со студентами, не желающими учиться
Причиной плохой успеваемости многих студентов является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Учебное заведение они посещают безо всякого желания, на занятиях избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателей относятся отрицательно.
Задача педагога в этом случае:
• помочь студентам осознать необходимость получения новых знаний;
• развивать ответственность;
• поддерживать уверенность студентов в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
• решение проблемных ситуаций;
• использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
• связь учебной информации с жизненным опытом студентов;
• организация сотрудничества, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Как можно помочь слабоуспевающему студенту
Работа со слабоуспевающими может осуществляться как на занятии, так и вне его (дополнительные занятия).
Рекомендации:
В процессе контроля за подготовленностью студента
• Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
• Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
• Предложения студенту примерного плана ответа.
• Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
• Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала
• Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
• Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
• Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.
В ходе самостоятельной работы на уроке
• Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
• Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
• Напоминание приема и способа выполнения задания.
• Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
• Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
• Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
• Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
При организации самостоятельной работы
• Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
• Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Виды работ со слабоуспевающими студентами
• Карточки для индивидуальной работы.
• Задания с выбором ответа.
• Деформированные задания.
• Карточки - тренажеры.
• Творческие задания.
• “Карточки-информаторы”,
• “Карточки-с образцами решения”,
• “Карточки-конспекты”.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется студенту).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки студентов (вариант определяет преподаватель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
- помочь сильному студенту реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
- слабому – выполнить посильный объем работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"
Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и России. Забота о здоровье нации – одно из...
Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...
Выступление на заседании ШМО учителей русского языка
Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...
Выступление на заседания ШМО по теме: «Психолого-педагогического сопровождения низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся»
Доклад по теме:«Психолого-педагогического сопровождения низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся»...