Выступление на заседании ПЦК№1 "Работа со слабоуспевающими студентами"
материал (11 класс)

Трифонова Елена Ивановна

мНесмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает с существовать и по сей день. 
Определенная трудность состоит в том, что невозможно дать преподавателям точный, универсальный методический совет.
Несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает с существовать и по сей день. 
Определенная трудность состоит в том, что невозможно дать преподавателям точный, универсальный методический совет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slabouspev_studenty.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании ПЦК №1

Доклад

Формы и методы работы со слабоуспевающими студентами.

Первый тип:  студенты с низким качеством мыслительной деятельности, но с положительным отношением к учению.
Второй тип:  студенты с высоким качеством мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению.
Третий тип: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

    Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.  

   Несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает с существовать и по сей день. 
Определенная трудность состоит в том, что невозможно дать преподавателям точный, универсальный методический совет.
Что же такое неуспеваемость?
Под 
неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки студентов требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки занятий, посвященных изучению одной темы или раздела курса, семестра, года).
Каковы причины неуспеваемости студентов?
Выделяют несколько причин:

  • Низкая эффективность и интенсивность учебной деятельности
  • Пропуски занятий
  • Несформированность познавательных мотивов и недисциплинированность
  • Эмоциональные и волевые нарушения
  • Несформированность знаний, умений и навыков
  • Низкий уровень познавательных способностей
  • Общая ослабленность организма
  • Слабый тип нервной системы
  • Сенсорные и речевые нарушения
  • Отсутствие дифференцированного подхода  преподавателей
  • Дефицит любви и заботы родителей

      Таким образом, в реальной жизни студента туго переплетается целый ряд причин. И дело не только, как считает большинство педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем, кажется на первый взгляд.
Психофизиологи считают, что часть названных проблем можно преодолеть с помощью педагогических технологий.
Исследователями изучались индивидуально-психологические особенности студентов, отчисленных по причинам неуспеваемости. По совокупным данным личностных тестов был составлен психологический портрет отчисленного или потенциально готового к отчислению студента. Ему присущи такие особенности, как:

  •  отсутствие эмоциональной устойчивости.  Они часто чувствуют себя беспомощными, склонными обижаться на других, неспособными контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме
  •  им свойственна выраженная тенденция к самоутверждению, игнорированию социальных условностей и авторитетов, они могут агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность.
  • студенты группы риска живут, не задумываясь над событиями, легко относятся к жизни, не заботятся о будущем, строят жизнь по принципу «авось пронесет», верят в удачу, доверчивы, импульсивны. Студенты с такими характеристиками с трудом могут удерживаться в условиях, требующих ответственности, необходимости планировать и регулировать деятельность, произвольно поддерживать мотивацию, что предусматривает процесс обучения.
  •  они не прилагают усилий к выполнению общественных и культурных норм. Такие люди склонны к  непостоянству и могут легко бросить начатое дело, отказаться от своих обязательств.
  •  для отчисленных студентов и студентов группы риска характерны слабый самоконтроль, внутренняя недисциплинированность, невнимательность к другим. Их деятельность хаотична, они часто теряются, не умеют организовать свое время и порядок выполнения дел.

   Исследования показывают, что у иногородних студентов изначально высокая самодисциплина в школе может значительно снижаться при переезде в другой город. Это связывается уменьшением влияния родительского контроля и невысоким преподавательским контролем посещения занятий, текущего восприятия информации, уровня знаний студентов.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

   Основная помощь студентам  для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в учебное заведение бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт. Эти студенты занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться. Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:


• создавать проблемные ситуации; 
• активизировать самостоятельное мышление; 
• организовывать сотрудничество студентов на уроке; 
• выстраивать позитивные отношения с группой; 
• проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят. 
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют задания, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Работа со студентами, не желающими учиться

  Причиной плохой успеваемости многих студентов является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Учебное заведение они посещают безо всякого желания, на занятиях избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателей относятся отрицательно. 

Задача педагога в этом случае:
• помочь студентам осознать необходимость получения новых знаний; 
• развивать ответственность; 
• поддерживать уверенность студентов в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку. 

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это: 
• решение проблемных ситуаций; 
• использование исследовательского подхода при изучении учебного материала; 
• связь учебной информации с жизненным опытом студентов; 
• организация сотрудничества, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Как можно помочь слабоуспевающему студенту

Работа со слабоуспевающими может осуществляться как на занятии, так и вне его (дополнительные занятия). 
Рекомендации: 
В процессе контроля за подготовленностью студента
• Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. 
• Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. 
• Предложения студенту примерного плана ответа. 
• Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. 
• Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала 
• Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. 
• Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. 
• Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.

В ходе самостоятельной работы на уроке 
• Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. 
• Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. 
• Напоминание приема и способа выполнения задания. 
• Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. 
• Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 
• Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. 
• Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы 
• Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. 
• Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Виды работ со слабоуспевающими студентами

• Карточки для индивидуальной работы. 
• Задания с выбором ответа. 
• Деформированные задания. 
• Карточки - тренажеры. 
• Творческие задания. 
• “Карточки-информаторы”, 
• “Карточки-с образцами решения”,
• “Карточки-конспекты”.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
  • Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется студенту).
  • Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  • Индивидуальные дифференцированные задания.
  • Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки студентов (вариант определяет преподаватель).
  • Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  • Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  • Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

          В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь сильному студенту реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому – выполнить посильный объем работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"

Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и  России.     Забота о здоровье нации – одно из...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...

Выступление на заседания ШМО по теме: «Психолого-педагогического сопровождения низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся»

Доклад по теме:«Психолого-педагогического сопровождения низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся»...