Информационные технологии в образовании
методическая разработка

Максимова Жанна Вячеславовна
Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач - как учебных, так и практических. Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности: • незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ; • компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных"; • архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных; • автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения. Реализация вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как. • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах; • интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы; • управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы); • управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих; • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование. • Ввиду того что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью. • Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества • развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления); • эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа); • развитие коммуникативных способностей • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ); • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов). • Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества • подготовка специалистов в области информатики и вычислительной техники; • подготовка пользователя средствами новых информационных технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационные технологии в образовании Автор: методист Максимова Жанна Вячеславовна ГБУ ДПО " СПбЦОКОиИТ "

Слайд 2

2. Персональный компьютер как средство обучения 3.Мультимедиа как средство обучения 4. Использование презентаций на уроке 5. Интерактивные доски 7. Информационно-коммуникативные технологии и иностранный язык 6. Мобильные компьютерные классы 1. Педагогическая технология

Слайд 3

Общепедагогический уровень Частнометодический (предметный) уровень Локальный (модульный) уровень 3 уровня употребления понятия «педагогическая технология» в образовательной практике:

Слайд 4

Критерии технологичности - основные методологические требования: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость .

Слайд 5

Классификация педагогических технологий: Классическая классно-урочная система. Современное традиционное обучение. Групповые и дифференцированные способы обучения. Программированное обучение.

Слайд 6

Информационные технологии Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые , еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Слайд 8

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер

Слайд 9

Задачи, решаемые с помощью компьютерных технологий Сформировать умение работать с информацией, развить коммуникативные способности. Воспитать личность «информационного общества». Дать каждому так много учебного материала, как он может усвоить. Сформировать исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения.

Слайд 10

Основные концептуальные положения Обучение – общение ребенка с компьютером. Приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. Диалоговый характер обучения. Коррекция учителем процесса обучения возможно в любой момент. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы. При общении с компьютером у ученика должно быть состояние психологического комфорта. Неограниченное обучение: содержание , его интерпретации и приложения как угодно велики.

Слайд 11

Особенности содержания Многократное увеличение «поддерживающей информации». Наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации. Гипертекст и мультимедиа. Микромиры. Имитационное обучение. Электронные коммуникации. Экспертные системы.

Слайд 12

Особенности методики Компьютерные средства обучения называются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, вступать с ним в диалог. Для компьютерной технологии можно говорить о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Слайд 13

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: При объяснении нового материала Закреплении Повторении Контроле

Слайд 14

Функции компьютера для ребенка Учителя. Рабочего инструмента. Объект обучения. Сотрудничающего коллектива. Досуговый.

Слайд 15

Функции компьютера для учителя Источник учебной информации. Наглядное пособие. Индивидуальное информационное пространство. Тренажер. Средство диагностики и контроля.

Слайд 16

Работа учителя в рамках компьютерной технологии Организация учебного процесса на уровне класса в целом ,предмета в целом. Организация внутриклассной активизации и координации. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи Подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием определенного учебного курса

Слайд 17

Internet Всемирная компьютерная сеть – это уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой.

Слайд 18

Основные правила учителю: Компьютер не заменит учителя, но он сделает работу легче. Для детей компьютеры всегда существовали. Дети учатся очень быстро. Но они всё ещё должны учиться. Если планируете «компьютерный урок», имейте поддерживающий план. Убедитесь, что вы уверены в содержании того, что преподаёте. Необходимо учить учащихся быть внимательными (в противном случае потерпите неудачу). Идите шаг за шагом. Не доверяйте очень умным детям. Давайте очень подробные инструкции, даже если они звучат смешно. Не спрашивайте невозможных вещей. Прежде чем спланировать урок, задайте себе вопрос, действительно ли вам нужен компьютер.

Слайд 19

Мультимедийный продукт - интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных

Слайд 20

Электронные лектории Видео энциклопедии Тренажеры Системы самотестирования знаний обучающегося Обучающие программы

Слайд 21

Презентация Слайд 1 слайд Слайд 2 Слайд 1 Слайд … Текст Звук Клип Рисунок

Слайд 22

Схема презентации Первый слайд – это всегда заголовок презентации. 2. Второй слайд – определение термина или общее пояснение к теме. 3. Два-три слайда посвящаются иллюстрациям, примерам, применению объекта изучения, то есть выделению его наиболее ярких особенностей. 4. Последний слайд – итог, то есть выделяется то главное, что должно быть понято и должно остаться в памяти учащихся.

Слайд 25

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор

Слайд 28

Оверхед - проектор предназначен для проецирования на экран изображений

Слайд 29

Лингафонный кабинет предназначен для активного обучения иностранным языкам под наблюдением преподавателя с применением современных технических средств

Слайд 31

О собенности - высокое качество передачи звука и регулируемый уровень громкости; - информативный интерфейс для мгновенной оценки текущей конфигурации лингафонного класса (кабинета); - подключение до 16 мест учеников; - произвольное формирование до 7 независимых групп; - три управляемых входа внешних источников звука; - один внешний вход для оперативного подключения; - два управляемых выхода для внешнего усилителя и записи на магнитофон; - прочное покрытие панелей управления преподавателя и учеников; - отсутствие опасного напряжения на рабочих местах учеников; - для своей работы требует одну точку электропитания; - отсутствие свободного доступа к крепежным элементам и коммуникациям; - простота подключения и отсутствие наладочных работ; - простота в использовании и не требует предварительной подготовки

Слайд 33

Рабочее место преподавателя Специальный лингафонный стол преподавателя; Пульт управления лингафонным кабинетом встроенный в столешницу стола; Аудио-гарнитуру (наушники с микрофоном) закрытого типа; Один или два кассетных магнитофона для записи и воспроизведения фонограмм.

Слайд 36

Обращение ко всем ученикам одновременно (режим «Всем»). Микрофоны и звук с магнитофонов всех учеников заблокированы, кроме активных учеников по отношению к преподавателю. Подключение к любому выбранному ученику, прослушивание и контроль (незаметно), диалог, вывод в режим «Всем». Подключение к любой выбранной группе, прослушивание и контроль (незаметно), диалог, вывод в режим «Всем». Трансляция одного из любых 4 источников сигнала на все ученические в режиме «Всем». Преподаватель имеет возможность вставлять речевые фрагменты во время трансляции. Выдача ученику любого из 3 источников сигнала, с возможностью добавлять комментарии преподавателя. Трансляция любых 3 источников, в любую выбранную группу. Возможность вставлять речевые фрагменты преподавателя во время трансляции. Запись любого ученика на магнитофон преподавателя. Запись любой группы на магнитофон преподавателя. Запись фонограммы с пульта преподавателя на магнитофон любого, выбранного ученика. Запись фонограммы с пульта преподавателя на магнитофон любого ученика из предварительно выбранной группы. Запись фонограммы с пульта преподавателя на магнитофоны любой, выбранной группе учеников одновременно. Запись фонограммы с пульта преподавателя на магнитофоны всех учеников одновременно (копирование). Трансляция преподавателя, любого выбранного ученика, группы учеников на внешние акустические системы (при наличии в лингафонном классе (кабинете) усилителя мощности и звуковых колонок Возможности рабочего места преподавателя:

Слайд 37

Рабочее место ученика лингафонная кабина; пульт управления ученика встроенный в столешницу стола; аудио-гарнитура (наушники с микрофоном) закрытого типа.

Слайд 39

На пульте ученика расположены: клавиша вызова преподавателя красного цвета, разъемы для подключения аудио-гарнитуры, индикаторы включения и блокировки рабочего места, регулятор громкости, кассетный аудио магнитофон.

Слайд 40

Возможности рабочего места ученика: Индивидуальное прослушивание фонограммы с магнитофона на каждом рабочем месте ученика и запись на него. Проговаривание изучаемого материала с самопрослушиванием . По усмотрению преподавателя фонограмму ученика можно транслировать в режиме «Всем». Возможность вставлять речевые фрагменты преподавателя во время трансляции. Вызов преподавателя (кнопка «Вызов»). У преподавателя в этот момент звучит сигнал вызова в аудио гарнитуре, и загорается световая индикация на пульте управления. Запись работы группы на магнитофон любого ученика из этой группы. Прослушивание и обсуждение группой фонограммы с магнитофона любого ученика из этой группы.

Слайд 41

Режимы работы лингафонного кабинета Режим индивидуальной работы Режим коллективной работы Режим работы в группах Режим вызова преподавателя Режим контроля

Слайд 42

Мобильный компьютерный класс

Слайд 43

Интерактивные столы

Слайд 44

Отбор содержания обучения, адекватного постановленным целям; Введение и тренировка отобранного содержания в учебный процесс; Контроль обученности на различных этапах обучения; Вариативность организационных форм обучения; Овладение новыми способами учения Возможности:

Слайд 45

Основные правила учителю: Компьютер не заменит учителя, но он сделает работу легче. Для детей компьютеры всегда существовали. Дети учатся очень быстро. Но они всё ещё должны учиться. Если планируете «компьютерный урок», имейте поддерживающий план. Убедитесь, что вы уверены в содержании того, что преподаёте. Необходимо учить учащихся быть внимательными (в противном случае потерпите неудачу). Идите шаг за шагом. Не доверяйте очень умным детям. Давайте очень подробные инструкции, даже если они звучат смешно. Не спрашивайте невозможных вещей. 10. Прежде чем спланировать урок, задайте себе вопрос, действительно ли вам нужен компьютер.

Слайд 46

Заключение современными средствами обучения в школе являются: - компьютерные и предметные комплексы (в т.ч. рабочие места преподавателя и ученика); - учебная техника в номенклатуре (принтер, сканер, проектор и т.д.), расширяющего спектр и эффективность применения компьютерной техники; - программно-методические комплексы (компьютерные обучающие программы) по каждой учебной дисциплине; - сетевое и телекоммуникационное оборудование; - специализированная мебель для учебных кабинетов; - экранно-звуковые средства обучения, в т.ч. последнее достижение новых технологий - интерактивная доска; - лабораторное оборудование; - учебные приборы и инструменты и др.

Слайд 47

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в образовании

Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы...

Новые информационные технологии в образовании

Выступление на педагогическом совете МБОУ Лицей №21 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по вопросам информатизации ОУ....

Информационные технологии в образовании

реферат на тему: "Информационные технологии в образовании"...

Информационные технологии в образовании

Сегодня особенно актуальна тема информатизации, в том числе и образования. Материал посвящен использованиюи нформационных технологий в учебно-воспитательном процессе....

Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".

Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....

Статьи и выступления на ИТО (Международная конференция - выставка "Информационные технологии в образовании")

В  статьях  описывается опыт интегрированного сотрудничества в  проектной деятельности учащихся. Основой интеграции явиляется единый продукт деятельности учащихся по двум предметам - ан...