Статья "Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта"
статья

Удальцова Александра Владимировна

Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта

Аннотация: В условиях внедрения ФГОС практическое осуществление взаимосвязи и преемственности дошкольного и начального школьного образования является актуальным. Принципиально важным становится сотрудничество педагогов и родителей 

Ключевые слова: ФГОС, общая и специальная готовность ребенка к учению

Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного звеньев непрерывного образования сегодня становится все более актуальной. Совсем недавно преемственность считали «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. В связи с переходом и реализацией ФГОС анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую.  

Мы можем заметить противоречие в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей разных социальных позиций. Цели начального и дошкольной ступени образования традиционно не совпадают. В детском саду основное внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья ребёнка, его всестороннему развитию,  в  начальной школе педагог видит свои задачи в формировании практических навыков чтения, письма, счёта и продолжает работу становления личности учащихся.  Начальная школа, с первых дней предъявляет к детям определённые требования. Детский сад выполняет важную функцию, применяя игровые технологии, воспитывает у дошкольников качества, необходимые для овладения учебной деятельностью.

Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», хочу отметить, проблему выравнивания уровня стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.

Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в первом классе. Специальная готовность определяется наличием у него ЗУН, которые составляют основу изучения различных школьных предметов [1]. В свою очередь общая готовность определяется хорошим физическим и психическим состоянием здоровья малыша, выносливостью, сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям; нормальным показателям роста и веса, уровнем развития двигательной сферы, готовностью руки к овладению письмом; достаточному развитию культурно-гигиенических навыков и пр. Физически развитый ребенок комфортнее будет чувствовать себя в первом классе и легче справляться с трудностями обучения в школе. Также ребенок должен психологически быть готовым к обучению. Большое значение имеет развитие познавательных интересов и любознательности. К сожалению, с каждым годом в школу приходит больше гипервозбудимых ребят, которым требуется больше внимания  и индивидуальный подход.

 Система преемственности работы детского сада и школы начинается для меня с изучения программы: «Начальная школа» и « Детский сад», изучение системы работы воспитателя и учителя.  Результатом  преемственности является: всестороннее общее развитие ребенка, способствующее расширению его потенциальных возможностей. Педагоги ставят перед  собой  цель: формирование практических  умений и навыков чтения, письма и счета, навыков, влияющих на способность учиться, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее физическое и психическое развитие, становление ребенка как личности. А  результатом преемственности будет являться продолжение всестороннего общего развития детей с освоением компонентов учебной деятельности и внутренней позиции ребенка.  Какие формы взаимодействия между педагогами возможны? Посещение уроков в 1 классе воспитателями, совместные педагогические семинары, посещение занятий учителем, помощь воспитателя и учителя в адаптации детей в 1 классе, совместное проведение мероприятий, праздников, совместные методические рекомендации, взаимопомощь, изучение системы работы воспитателя, обмен опытом. Все эти формы будут направлены на успешное взаимодействие воспитателей и учителей начальной ступени образовательных учреждений. Самое главное – это быстрый и безболезненный  адаптационный период у первоклассников, формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности.   Сегодня успешно реализуется проекты «детский сад – школа», когда на базе образовательных учреждений создается несколько средних и подготовительных групп, и учителя имеют возможность знакомиться и наблюдать   за своими потенциальными учениками.

Изучив  теоретические и практические аспекты по преемственности начальной школы и детского сада  в условиях внедрения ФГОС, исходя из опыта тесного сотрудничества, можно выделить важный момент в построении единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение,  сохраняющей согласованность и связь всех компонентов  методической работы.  Таким образом, педагоги дошкольной и начальной ступени школы совместными усилиями будут стремиться работать в едином направлении по реализации единой линии общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства. Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству. Проанализировав общеобразовательные программы детского сада и школы, в соответствии ФГОС, учителя и воспитатели должны объективно дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе, обеспечив уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивая стартовые возможности при поступлении в школу.

В результате тесного сотрудничества и контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность и в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы  и школьниками планируется поддерживать в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников и их родителей со школой, учебной, внеурочной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них мотивацию к учебной деятельности, интерес к школе, желание учиться, подражать старшим товарищам. Формы этой работы могут быть разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, праздников, открытых занятий, участие в конкурсах, выставках рисунков и поделок  и школьных делах, посещение уроков, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада.

Установление связи и творческого сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению в условиях реализации федерального образовательного государственного стандарта.

Использованная литература:

1. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград: Учитель, 2002. – 165 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_udaltsovoy_a.v._po_preemtvennosti_pravka.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Удальцова А.В., методист ИМЦ, учитель ГБОУ СОШ №544 Московского района г. Санкт-Петербурга 

Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта

Аннотация: В условиях внедрения ФГОС практическое осуществление взаимосвязи и преемственности дошкольного и начального школьного образования является актуальным. Принципиально важным становится сотрудничество педагогов и родителей  

Ключевые слова: ФГОС, общая и специальная готовность ребенка к учению

Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного звеньев непрерывного образования сегодня становится все более актуальной. Совсем недавно преемственность считали «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. В связи с переходом и реализацией ФГОС анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую.  

Мы можем заметить противоречие в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей разных социальных позиций. Цели начального и дошкольной ступени образования традиционно не совпадают. В детском саду основное внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья ребёнка, его всестороннему развитию,  в  начальной школе педагог видит свои задачи в формировании практических навыков чтения, письма, счёта и продолжает работу становления личности учащихся.  Начальная школа, с первых дней предъявляет к детям определённые требования. Детский сад выполняет важную функцию, применяя игровые технологии, воспитывает у дошкольников качества, необходимые для овладения учебной деятельностью.

Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», хочу отметить, проблему выравнивания уровня стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.

Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в первом классе. Специальная готовность определяется наличием у него ЗУН, которые составляют основу изучения различных школьных предметов [1]. В свою очередь общая готовность определяется хорошим физическим и психическим состоянием здоровья малыша, выносливостью, сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям; нормальным показателям роста и веса, уровнем развития двигательной сферы, готовностью руки к овладению письмом; достаточному развитию культурно-гигиенических навыков и пр. Физически развитый ребенок комфортнее будет чувствовать себя в первом классе и легче справляться с трудностями обучения в школе. Также ребенок должен психологически быть готовым к обучению. Большое значение имеет развитие познавательных интересов и любознательности. К сожалению, с каждым годом в школу приходит больше гипервозбудимых ребят, которым требуется больше внимания  и индивидуальный подход.

 Система преемственности работы детского сада и школы начинается для меня с изучения программы: «Начальная школа» и « Детский сад», изучение системы работы воспитателя и учителя.  Результатом  преемственности является: всестороннее общее развитие ребенка, способствующее расширению его потенциальных возможностей. Педагоги ставят перед  собой  цель: формирование практических  умений и навыков чтения, письма и счета, навыков, влияющих на способность учиться, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее физическое и психическое развитие, становление ребенка как личности. А  результатом преемственности будет являться продолжение всестороннего общего развития детей с освоением компонентов учебной деятельности и внутренней позиции ребенка.  Какие формы взаимодействия между педагогами возможны? Посещение уроков в 1 классе воспитателями, совместные педагогические семинары, посещение занятий учителем, помощь воспитателя и учителя в адаптации детей в 1 классе, совместное проведение мероприятий, праздников, совместные методические рекомендации, взаимопомощь, изучение системы работы воспитателя, обмен опытом. Все эти формы будут направлены на успешное взаимодействие воспитателей и учителей начальной ступени образовательных учреждений. Самое главное – это быстрый и безболезненный  адаптационный период у первоклассников, формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности.   Сегодня успешно реализуется проекты «детский сад – школа», когда на базе образовательных учреждений создается несколько средних и подготовительных групп, и учителя имеют возможность знакомиться и наблюдать   за своими потенциальными учениками.

Изучив  теоретические и практические аспекты по преемственности начальной школы и детского сада  в условиях внедрения ФГОС, исходя из опыта тесного сотрудничества, можно выделить важный момент в построении единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение,  сохраняющей согласованность и связь всех компонентов  методической работы.  Таким образом, педагоги дошкольной и начальной ступени школы совместными усилиями будут стремиться работать в едином направлении по реализации единой линии общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства. Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству. Проанализировав общеобразовательные программы детского сада и школы, в соответствии ФГОС, учителя и воспитатели должны объективно дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе, обеспечив уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивая стартовые возможности при поступлении в школу.

В результате тесного сотрудничества и контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность и в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы  и школьниками планируется поддерживать в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников и их родителей со школой, учебной, внеурочной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них мотивацию к учебной деятельности, интерес к школе, желание учиться, подражать старшим товарищам. Формы этой работы могут быть разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, праздников, открытых занятий, участие в конкурсах, выставках рисунков и поделок  и школьных делах, посещение уроков, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада.

Установление связи и творческого сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению в условиях реализации федерального образовательного государственного стандарта.

Использованная литература:

1. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград: Учитель, 2002. – 165 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта .

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию....

Преемственность в работе педагогов начальной школы и детского сада в условиях введения ФГТ и ФГОС

Комплексное использование лабораторного оборудования: "Природа звука", "Плавание и погружение", "Равновесие и устойчивость" педагогами начальной школы и детского сада в коррекционной работе....

статья: Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта....