Преемственность в работе педагогов начальной школы и детского сада в условиях введения ФГТ и ФГОС
статья на тему

Фонарева Лариса Александровна

Комплексное использование лабораторного оборудования: "Природа звука", "Плавание и погружение", "Равновесие и устойчивость" педагогами начальной школы и детского сада в коррекционной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в работе педагогов начальной школы и детского сада

 в условиях введения ФГТ и ФГОС

Фонарева Л.А. учитель-логопед

ГБОУ начальная школа – детский сад компенсирующего вида №1883

С введением  ФГОС в начальной школе и ФГТ в детском саду актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Преемственность осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Известный психолог Эльконин Д.Б. указывал на то, что дошкольники и младшие школьники больше похожи, чем отличаются друг от друга и принадлежат к одной эпохе детства.

В настоящее время  в нашем учреждении ГБОУ начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 1883 проводится комплексная работа, направленная на интеграцию детей дошкольного и младшего школьного возраста в совместную деятельность. Интеграция создает условия, в которых школьник помогает дошкольнику приобрести и закрепить новые знания об окружающем мире, при непосредственном участии педагогов. Это позволяет специалистам отойти от традиционных форм работы и создать инновационные модели развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основой инновационных форм детской деятельности стали циклы игр:

игры-путешествия, познавательные, исследовательские, поисковые игры, которые соответствуют  главным дидактическим принципам.

С 2010 г. в учреждении ведется работа по созданию условий для включения детей в опытную и исследовательскую деятельность. По мнению ученых-психологов, (А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса) в процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира и хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

В детском саду дети изучают материал, проводя простейшие эксперименты. В школе, полученные знания дополняются и уточняются. Наш опыт показал, что подобные занятия вызывают большой интерес, как у дошкольников, так и у младших школьников. Получение знаний обычным путем у детей с ОВЗ затруднено или невозможно, поэтому для эффективного познания  окружающего мира,  необходимо внедрять современные образовательные технологии, для этого мы использовали в коррекционной работе комплекты лабораторного оборудования. Это: «Плавание и погружение», «Природа звука», « Равновесие и устойчивость (мосты)».

 Плавание и погружение

Дети в детском саду экспериментируют с водой («Тонет – не тонет», «Разноцветная вода», «Тяжелее – легче»). В школе они продолжают исследовательскую деятельность и проводят серию опытов по исследованию свойств тел, связных с плавучестью: («Что плавает – что тонет?», «Строим плот из разных материалов», «Как получается, что тяжелый корабль из металла не тонет в воде?») и получают представление о том, что такое сила выталкивания («Что происходит с водой, когда в нее что-нибудь погружают?», «Почему корабль плавает?»).

 Природа звука

В детском саду была начата работа по изучению свойств звука. Для исследования данного явления проводились опыты, где дети узнали различные виды звуков и шумов («Угадай музыкальный инструмент», «Угадай что шумит?», «Голоса животных»), а также, что такое шум и почему он вреден («Ничего не слышу»). В школе на уроках окружающего мира учащиеся продолжают серию экспериментов по изучению природы звука («Нужен ли воздух для распространения звука?», «Как функционирует человеческое ухо?», «Как функционируют музыкальные инструменты?»

 Равновесие и устойчивость (мосты)

Программой детского сада предусмотрено развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Дети с самого раннего возраста учатся сооружать различные конструкции из строительного материала (здания, мосты, самолеты, поезда) по рисунку, по словесной инструкции, по собственному замыслу.

Дальнейшее развитие конструктивной деятельности осуществляется и в школе.

Дети проводят эксперименты по исследованию состояний равновесия и устойчивости на примере построения различных конструкций моста. («Мост без опор – арочно-консольный мост», «Как римляне в старину строили арочные мосты», «Мост Леонардо – мост без гвоздей и винтов», «Изобретаем висячий мост»).

Ранний позитивный учебный опыт благотворно влияет на развитие мотивации и интереса, формирует способность к научному мышлению.

Итогом  коррекционной работы педагогов учреждения стало создание и внедрение  в практику комплекса инновационных моделей развития дошкольников и младших школьников. Это способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, помогает успешно адаптироваться в сложном окружающем мире и максимально раскрыть свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».

В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание в ка...

Взаимодействие начальной школы и детского сада

Взаимодействие начальной школы и детского сада...

Преемственность математического образования между начальной школой и 5-6 классами основной школы в условиях реализации ФГОС

Данное выступление содержит все моменты отражающие основные проблемы при переходе из начальной школы в основную  и как работать над этими проблемами , чтобы повысить успеваемость учащихся (доклад...

Статья "Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта"

Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандартаАннотация: В условиях внедрения ФГОС практическое...