статья: Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.
статья по истории
Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки. В статье представлены формы и методы оценки образовательных достижений учащихся по истории и обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 31.13 КБ |
listy_samootsenki_uchashchihsya_na_uroke.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.
В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятельностного подхода. В связи с этим в последнее время появляются новые формы итоговой и промежуточной аттестации учащихся. Логично, что на первый план в связи с этим выходит проблема контроля знаний и оценки деятельности учащихся.
Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки.
В условиях традиционной системы обучения оценивались главным образом знания, а основным средством проверки являлось их воспроизведение. Остальные компоненты содержания образования — умения, эмоционально-ценностные отношения — большей частью оставались вне поля оценивания . При этом оценивались только результаты освоения отдельных предметов; оценочные задания межпредметного (универсального, метапредметного) характера практически не использовались.
В соответствии с новым стандартом система оценки образовательных достижений школьников четко привязывается к планируемым результатам.
Оценка достижения планируемых результатов образования выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
Таким образов, в качестве объектов оценивания образовательных достижений школьников выступают компетенции, относящиеся к личностным, метапредметным, предметным результатам образования, а также динамика образовательных достижений.
Для оценивания предметных результатов на своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это могут быть устные зачеты по теме (в виде монологической, диалогической речи, дискуссии), текущие проверочные и контрольные работы, тестирования, самостоятельные работы, понятийные диктанты, опросы (письменные и устные), викторины. Использую для контроля контрольно-измерительные материалы (КИМы) (история, обществознание). Систематическое выполнение тестов из этих книг позволяет ученикам уже сейчас начать подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.
Считаю, что контроль несет и воспитательное значение, систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Поэтому каждый урок начинаю с какого-либо вида контроля.
Методы контроля знаний учащихся можно поделить на группы: устные (взаимопроверка, защита рефератов, рецензия ответа, ситуативный диалог), письменные (работа по карточке, письменный зачёт, тесты; письменный опрос, составление задач, составление плана), игровые ( викторины, «дуэли», соревнования, праздники), графические (опорные конспекты, графические диктанты, составление схем, тематический рисунок) и комбинированные (самоконтроль, рефлексивные карты, рейтинги, смотр знаний, фестивали, олимпиады, предметные недели).
1.Обществоведческий, исторический диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.
2. Устный опрос. Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу.
• «5» – выполнил всё задание правильно;
• «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками
• «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
• «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
3. Выполнение тестовых заданий.
3.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски.
3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть).
Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.
4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника. Заполнить таблицу.
Выполните задания: а) отрицательные черты человека
б) положительные черты человека:
Отрицательные черты человека Положительные черты человека
5. Устные задания со свободным ответом.
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать явление. Один ученик может дать определение явления, назвать его признаки, отметить роль в жизни общества. . При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик, дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в обществе в связи с этим явлением. В ответе проявляются более глубокие знания, творчество.
Ответ первого ученика в соответствии с эталоном характеризует нижнюю границу знаний и поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ характеризует более высокий уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой. Обучающиеся должны понимать, что учитель оценивает не только репродукцию, но и творческий подход.
6. В качестве подготовительного этапа в учащимся предлагается синквейн. Оно позволяет изложить большой объём информации в кратких выражениях.
7. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.
7. Критерии оценки работы учащихся в проектной группе, команде и др.
• умение распределить работу в команде;
• умение выслушать друг друга;
• согласованность действий;
• правильность и полнота выступлений.
• активность
• умение спорить и отстаивать свою точку зрения
8. Реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:
• полноту раскрытия темы;
• наличие рисунков и схем (при необходимости);
• аккуратность исполнения.
• адаптированноть выступления (не просто чтение)
9. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
10. Тестирование в формате ГИА и ЕГЭ.
Оценивание в соответствии со шкалой ФИПИ.
Но новые стандарты школьного образования и опыт введения ЕГЭ изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Теперь оценка ориентируется на выявление не просто некоей суммы знаний, а, в первую очередь, умений решать различного рода проблемы с использованием определенных знаний. Система оценивания по истории и обществознанию несовершенна, требует индивидуального подхода к ученику. Одни ученики отлично решают тесты, используя интуицию, другие обладают хорошей устной речью, но не могут реализовать ее письменно и в тестах. Устранить субъективный элемент в условиях внедрения ФГОС чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств: условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения, не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам, по действиям обучающихся, недостаточная разработанность критериев оценивания.
Отметочная система, измеряющая только единичный конкретный результат, необъективна.
Традиционно процедура оценивания была прерогативой учителя. В новых условиях ситуация меняется. В процесс оценивания достигнутых результатов включается и школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования. Считаю, что организация различных форм самоконтроля и взаимоконтроля не менее важна, чем оценка учителя. Самооценка также способствует развитию аналитических способностей, помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывает у ребенка честность и объективность. Главной задачей учителя является научить учеников оценивать себя именно так.
Для того, чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля — оценочный лист. Оценочный лист — довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы. После написания работы, взаимо- или самопроверки обучающийся видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать, а анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним.
Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную в соответствии со своими возможностями.
Также в структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, одним из обязательных этапов урока является рефлексия, которая помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.
На своих уроках я использую разнообразные формы рефлексии: символические (смайлики, «светофор»= сигнальные карточки), устное («облако тегов» продолжи фразы сегодня я узнал.., я научился.., было трудно,,, и т.д.; методика острова, «Комплимент») , письменные (работа с оценочными листами, листами самоконтроля, заполнение таблицы : цели урока – всё понял+, ничего не понял -, интересно, хочу узнать больше ?!; анкета).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»
На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.
Задача современного учителя — развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценочная деятельность учителя проходит через всю его работу. Следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Самооценка детей складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Если усилия и результаты труда признаются и одобряются взрослыми, то у детей возникает ощущение собственной значимости. Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может объективно оценить работу учеников, если он изначально четко определил цели и критерии оценки. И у учеников не будет вопросов, если они заранее знают условия оценивания.
Примеры оценочных листов, используемых на уроках истории и обществознания
Оценочный лист.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________
6. Осталось непонятным _________________________________________________
Лист самооценки
ФИ ученика_________________
1. На уроке я работал
| активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
Лист самооценки (заполняется по результатам выполнения проверочной работы)
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _____________________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось _______________________________________________
Я думаю, это потому, что _______________________________________________________
Самым интересным было _______________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал ______________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал _____________________________________________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:
- Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
- Лист самооценки работы в паре
Оцени свою работу в паре:
Утверждение | Полностью согласен | Частично согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий |
|
|
|
|
При разногласиях я принимаю другое решение |
|
|
|
|
Большинство решений предложено мной |
|
|
|
|
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение |
|
|
|
|
Работать в паре труднее, чем одному |
|
|
|
|
Мне интереснее и полезнее работать в паре |
|
|
|
|
- Лист самооценки ____________________________________
№ п\п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Всё получилось | Не совсем всё получилось | Не получилось (почему) | ||
1 | Найти информацию самостоятельно |
|
|
|
2 | Выбрать самое основное для сообщения |
|
|
|
3 | Оформить работу |
|
|
|
4 | Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке. | Почти Без всё сделали меня без меня работа бы не получилась |
- Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе |
|
|
2. Выполнял свои обязанности |
|
|
3. Соблюдал культуру общения |
|
|
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
- Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Критерий | Моя | Оценка группы | Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы |
|
|
|
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения |
|
|
|
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать |
|
|
|
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения |
|
|
|
- Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________-
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
_____________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
____________________________________________________________________________-
- Закончите предложения:
1. На уроке для меня было важно______________________________________ ______________________________________________________________ |
2. На уроке мне было сложно_________________________________________ _______________________________________________________________ |
3. Теперь я умею__________________________________________________ __________________________________________________________________ |
4. На уроке у меня получилось_____________________________________ ______________________________________________________________ |
- Лист самооценки
Критерии | Показатели | Оценка успешности | ||||
«Я» | себя чувствовал в процессе учения | было ли мне комфортно | с каким настроением я работал | доволен ли собой | 5 4 3 2 1 | |
«Мы» | насколько мне было комфортно работать в составе малой группы | какие у меня были затруднения в общении с группой. | смог ли я помочь товарищам | смогли ли они мне помочь | 5 4 3 2 1 | |
«Дело» | я достиг цели учения | учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен | в чем я затруднялся, почему | как мне преодолеть свои проблемы | 5 4 3 2 1 |
- Лист самооценки.
Критерии: | Да + нет - |
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом. |
|
Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу. |
|
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. |
|
Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др. |
|
Деятельность за урок | Сумма баллов | Оценка | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта
В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.
В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта....
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта
Для оценивания предметных результатов на своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это могут быть устные зачеты по теме (в...
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта
Для оценивания предметных результатов на своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это могут быть устные зачеты по теме (в...
Выступление на ШМО естественных и общественных дисциплин «Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта».
В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...