Опыт работы по системе оценивания уроков географии
презентация к уроку
Выступление на ШМО нашей школы...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_otsenivanie_urokov_geografii.pptx | 855.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Урок — клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле отражаются все его стороны» М.Н. Скаткин .
Современный ребенок получает от телевизора и Интернета не меньше информации, чем в школе, а может быть больше. Но только при помощи организованного, систематического и целенаправленного обучения вся эта информация будет трансформироваться в знания, в компетентность и может стать собственностью, приносящей хороший доход.
Если на уроках использовать эффективные виды и формы контроля знаний, то показатель качества знаний учащихся будет возрастать. Все используемые мною формы контроля направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия. Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимо: Гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с итогового- тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы. Широкое использование разных форм контроля и разумное их сочетание. Обязательное систематическое освещение результатов контроля. Привлечение учащихся к оцениванию итогов работы.
Один из важных аспектов перестройки процесса обучения географии в современных условиях — его ориентация на конечный результат, на усвоение всеми учащимися географических знаний и умений, использование возможности географической дисциплины ориентировать учеников на жизнь в информационном обществе. Проблема контроля знаний и умений, учащихся по географии занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организован контроль во многом зависят результаты обучения и воспитания школьников. Контроль знаний имеет более широкое значение, чем проверка. Процесс контроля включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок. Проверка — это промежуточный этап контроля, осуществляемый на каждом уровне, этот вид контроля можно назвать «текущей проверкой».
Говоря о контроле, мы подразумеваем подведение итоговых результатов обучения по теме, разделу, курсу. Контроль знаний и умений школьников — одно из важнейших звеньев процесса обучения. С его помощью я выявляю качество знаний и умений школьников, их достижения и ошибки. Контроль выполняет: обучающие функции развивающие велика воспитательная роль контроля.
Традиционные формы контроля знаний и умений —зачеты , письменные, контрольные работы с использованием вопросов и заданий, требующих развернутого ответа, не позволяют в течение урока проверить усвоение всеми учащимися всех основных вопросов содержания программы. У нас зачастую сохраняется авторитарная система обучения, при которой учитель выдает положенную норму материала, а затем с субъективной точки зрения проверяет знания, умения и навыки ребят . Поэтому при такой системе опрос будет для учеников тяжелым испытанием. Нужны новые подходы к оценке знаний учащихся. Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения пройденного материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку.
В последние годы на моих уроках широкое распространение получила тестовая методика контроля знаний. Особое место среди тестовых программ занимают на моих уроках тесты — критерии, т.е. тесты, по которым проверяют какую-либо узкую область знаний, а для итоговой проверки использую нормативные тесты, которые были использованы на большом числе учащихся. Для нормативного теста даю несколько вариантов тест- билетов с заданиями разной сложности, охватывающими пройденный материал за проверяемый период. В предлагаемых тестах использую задания закрытого типа (выбрать ответ из предложенных вариантов) другая форма заданий — краткое дополнение задание на соответствие Тесты провожу в ходе проверки домашнего задания, закрепление нового материала. Тестовый контроль знаний имеет свой плюс и минус. Минус — Тестовый контроль не позволяет проверить умение учащихся строить развернутый ответ, зато дает возможность за ограниченное время в течении 1 урока проверить усвоение большого объема материала. Учащимся нравится такая форма контроля, требующая работы мысли и небольшого объема писанины.
Зачеты проводятся письменным и устным образом с таким расчетом, чтобы каждый ученик на том уровне учебного успеха, который он себе выбрал, мог бы показать свои знания по всему годовому курсу. С этой целью предмет делится на темы или разделы, ученик получает соответствующие информационные материалы, задания и вопросники, всю необходимую помощь и по мере готовности сдает зачеты. Зачетом могу предшествовать пробные зачеты (их проводят более подготовленные ученики) или обучающий зачет, который проводит сам учитель или его помощники в виде детального разбора каждой учебной проблемы, которая составляет трудность для ученика. Ученики, которые запустили материал, готовятся к зачету в паре с учеником-консультантом и ему же сдают черновые зачеты.
Использование элементов занимательности, ТСО стимулируют познавательный интерес, повышает эмоциональный тонус, мобилизует внимание, что особенно важно при контроле за знаниями учащимися. Так, при закреплении знаний по теме «Природные зоны Северной Америки» (7 класс). Я учащимся раздаю карточки по вариантам с учетом индивидуальных способностей. Одним из форм контроля знаний являются географические диктанты: на знания карты на знания формулировок на умения определять причинно-следственные связи (в зависимости от цели урока). С целью развития у учащихся умения ориентироваться на большой карте. И запоминать различные особенности объектов я провожу такую форму работы.
На вырезанном из ватмана круге, пишу номер по порядку, а на обороте — название географического объекта. По ходу опроса называю учащимся номер объекта, сообщаю его характеристики и прикрепляю булавкой к карте. На листе бумаги учащиеся записывают номер, а рядом название отгаданного объекта.
Имеет место на моих уроках и групповая форма контроля за знаниями учащихся. Группам даю индивидуальные карточки — задания, включающие вопросы творческого характера, вопросы, требующие работы с контурной картой и т.д. Консультант руководит работой в группе, помогает разбирать наиболее сложные вопросы. Позже проверяю поочередно работу группы. Одно из главных условий при такой форме контроля, отвечает в группе слабоуспевающий ученик. Если ответ верен, то вся группа получает оценку «4» или «5». Если ответ был не полным, то товарищи по группе дополняют его, получая разные оценки. Таким образом мне удается проверить уровень знаний всего класса . Пример : Имеет место на моих уроках итоговый контроль по пройденной теме, например, тема «Африка». Дети по желанию делятся на группы и получают задания творческого характера. Представьте, что вы предприняли путешествие по Нилу от Асуана до устья . Опишите свое путешествие в письме к товарищу. Постарайтесь сделать так, чтобы возник красочный образ этой территории. Подготовить сообщение на тему «Каир — арабский город Сев. Африки ».
Проверку знаний осуществляю различными способами. Когда идет опрос одновременно может говорить только один ученик. А что же остальные? Им остается или слушать или делать вид , что слушают, но дело в том, что руку поднимали одновременно, желая ответить на вопрос многие учащиеся, однако, судьба выбрала не их. В таких случаях я использую приемы: один за другим отвечают у доски несколько человек, продолжая или опровергая ответы предыдущего ученика. отвечает один ученик, оценивает с места второй, дополняет третий, готовит письменный ответ четвертый, составляет тезисы ответа на доске пятый. опрос по«логической цепочке». Ученики по командам соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом. «Игра в случайность». В опрос вводятся элементы случайного выбора. Во время опроса запускаю бумажные самолетики с записанными вопросами.
Опрос «ДА и НЕТ». Учитель загадывает объект. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопрос . На эти вопросы учитель отвечает только словами «Да», «Нет», «Да и нет». От некорректного вопроса отказывается жестом. После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были сильными, какие и (почему) слабыми? Например: а) Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему? (Полярная ночь) б) Загадан город (озеро, море, горы). Какой? - Опрос«Светофор» это всего лишь длинная полоска картона с одной стороны красная, с другой зеленная. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Блиц-опрос. Первый ученик задает короткий вопрос второму, второй третьему и так далее до последнего ученика. Время на ответ исчисляется в секундах, учитель имеет право снять вопрос если он не соответствует теме или недостаточно корректен, каждый ученик имеет право отказаться от участия в блиц- опросе , поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет у учеников, кто из них хотел бы принять участие в этом учебном действии. Учащимся предлагается 25 вопросов, касающихся полностью изученной теме. Затем включаются часы и ученики самостоятельно должны ответить письменно на как можно большое количество вопросов, пользуясь любыми источниками, чтобы получить оценку «З» (нужно ответить не менее чем на 15 вопросов), пользуясь только тетрадью, чтобы получить оценку «4» (нужно ответить не менее, чем на 20 вопросов) и, не пользуясь никакими подсказками, чтобы получить оценку «5» (нужно ответить не менее чем на 22 вопроса). В конце урока группы сдают выполненные работы ассистентам учителя, и они дома подводят итоги выполненных работ.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ расширяют кругозор учащихся, закрепляют в памяти ключевые понятия. Несколько групп учеников на основании изученных тем заполняют кроссвордную решетку, при этом могут быть заложены одно слово или целое предложение. Задача заключается в том что на основании заполненного кроссворда, пользуясь учебником или без него, ученики других групп (кроссворды передаются по кругу) нашли объяснение названных проблем, дали формулировки понятий. Используется также классический способ, когда предметный кроссворд не заполнен и необходимо при помощи учебника и справочника или без них заполнить пустые клеточки
Дерево познания(лист вопрос- ответ); «Россыпи»- полоски с вопросами пройденного материала; «Номенклатурная цепочка»- работа с картой; «Географические пятнашки»- даты, события, географические открытия; «Кубик»-каждая грань имеет свое название(по теме); «5»-я знаю…(моря, реки, озера…).
Систематический контроль повышает ответственность ребят за результаты своего труда, способствует получению глубоких знаний. Но надо не забывать, что вся система оценивания знаний должна стимулировать работу учащихся. И в заключении мне хочется сказать, что важен не тот метод, который ты используешь на уроке для осуществления контроля за знаниями учащихся, а его результативность, показатель качества работы .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по теме: "Нестандартные уроки в курсе математики основной средней школы"
На сегодня актуальна проблема интереса школьников к таким предметам как алгебра и геометрия.Нестандарный урок повышает интерес учащихся к предмету математика....
Опыт работы по теме: « Нетрадиционные уроки , как средство развития творчества на уроках английского языка».
Нетрадиционные уроки...
описание системы работы "Использование ИКТ на уроках географии с целью повышения мотивации к учению"
Работа сделана на Краевой конкурс "Учитель года - 2013". Система работы показывает эффективность использования ИКТ на уроках географии в цифровой экспериментальной школе старшей ступени....
Инновационный опыт работы Ермаковой М.Н., учителя географии
Инновационный опыт работы Ермаковой М.Н., учителя географии...
Опыт применения ГИС технологий на уроках географии
Применение ГИС на уроках географии...
Опыт применения критериальной системы оценивания языковых навыков учащихся основной и старшей школы по французскому языку
Статья, посвященная опыту применения критериальной системы оценивания языковых навыков учащихся основной и старшей школы по французскому языку...
«Опыт формирования глобальных компетенции на уроках географии»
География – учебный предмет ,представляющий большие возможности для формирования глобальных компетенции, так как предметное содержание содержит комплексную информац...