Интерактивные методы обучения
статья

Оринская Ирина Викторовна

Доклад на заседании МО учителей естественно-гуманитарного цикла "Интерактивные методы обучения". Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_zasedanie_mo_uchiteley_shkoly_orinskaya_i_v.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на заседании МО учителей естественно-гуманитарного цикла

МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

Подготовила: Оринская И.В. , учитель географии

Интерактивные методы обучения

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

•  самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

•  необычные условия работы;

•  активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования обучения учащихся в средней школе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« i nter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия учащийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся класса без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Учитель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность учителя уступает место активности учащихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.

Интерактивные методы могут применяться при организации учителем следующей работы с учениками:

•  организация тематических занятий

•  организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом

•  организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе

•  для создания образовательных ресурсов:

– образовательных архивов (поурочных планов, дидактических материалов, реферативных работ, творческих работ, фото- и видеоматериалов и др.);

– тематических библиографий.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

•  Интерактивная экскурсия

•  Использование кейс-технологий

•  Проведение видеоконференций

•  Круглый стол

•  Мозговой штурм

•  Дебаты

•  Фокус-группа

•  Деловые и ролевые игры

•  case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)

•  учебные групповые дискуссии

•  тренинги.

Предполагаемые результаты использования интерактивных занятий в работе учителя с учащимися:

•  Повышение эффективности занятий.

•  Формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений.

• Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы).  

Принципы работы при интерактивном обучении:

•  Занятие – не урок, а общая работа.

•  Суммарный опыт класса больше опыта учителя.

•  Все ученики равны независимо от уровня способностей.

•  Каждый ученик имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

•  Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного обучения.

1. Подготовка урока

2. Вступление:

2.1. сообщение темы и цели урока

3. Основная часть:

3.1. выяснение позиций учеников

3.2. сегментация класса и организация коммуникации между сегментами  (объединение сходных мнений разных учеников вокруг некоторой позиции и создаем из класса набор групп с разными мнениями. Затем организовываем связи между сегментами).

3.3. интерактивное позиционирование (есть три стороны - набор мнений класса, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом)  

4. Выводы.  

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия.

1) Учитель производит подбор конкретного вида интерактивного обучения, который может быть эффективным для работы с данной темой в данном классе.

2) Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».

– Ученики знакомятся с предлагаемой проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.

– учитель информирует учеников о рамочных условиях, правилах работы в группе/классе.

Примерные правила работы в группе/классе:

•  Быть активным.

•  Уважать мнение участников.

•  Быть доброжелательным.

•  Быть пунктуальным, ответственным.

•  Не перебивать.

•  Быть открытым для взаимодействия.

•  Быть заинтересованным.

•  Стремится найти истину.

•  Придерживаться регламента.

•  Креативность.

•  Уважать правила работы в группе.

3) Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».

– Процесс игры (ученики взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели).

В структуру интерактивного обучения, в основную часть рекомендуется включать игры.

Золотое правило игры:

Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности класса, мастерства учителя.

Существует 2 вида игр:

•  «игры-ледоколы» ( ice - breaker ) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в классе;

•  «игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части обучения к другой), при появлениях признаков усталости класса.

Примеры «игр-ледоколов»:

•  «2 правды, 1 ложь»

•  «Снежный ком»

•  «Мой новый знакомый человек особенный, потому что…»

Примеры «игр-разминок»:

•  «Космическая скорость»

Ход игры: Учитель предлагает классу придумать и продемонстрировать самый быстрый способ передачи маленького мяча (любой другой предмет) по очереди от первого до последнего ученика класса (время не должно превышать 5 сек.). При этом должны быть названы имена каждого из учащихся.

•  «Сказка»

Ход игры: Учитель рассказывает классу начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает классу придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый учащийся пишет  предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники игры пишут по фразе, затем учитель представляет классу получившуюся сказку.

•  Выводы (рефлексия). «Скажите о том, что сделано».

Рефлексия начинается с концентрации учащихся на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали учащиеся в ходе урока. Второй этап рефлексивного анализа обучения – оценочный. Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает учитель.

Примерный перечень вопросов для подведения выводов:

•  Что произвело на вас наибольшее впечатление?

•  Что вам помогало в ходе урока для выполнения задания, а что мешало?

•  Есть ли что-либо, что удивило вас на уроке?

•  Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.

•  Как вы оцениваете свои действия и действия группы/класса?

•  Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

При разработке интерактивного занятия следует обратить особое внимание на такие моменты:

•  Участники обучения (класс), выбор темы.

•  Временные рамки проведения урока.

•  Проводились ли уроки по этой теме в данном классе ранее.

•  Заинтересованность класса.

•  Создать необходимые условия:

     -  Цель урока.

     -  Раздаточные материалы.

     -  Техническое оборудование.  

     -  Основные вопросы, их последовательность.

     -  Практические примеры из жизни.

•   В каждом занятии должно быть:

а) уточнение проблем, которые будут рассматриваться на уроке

б) перспектива реализации полученных знаний.

в) практический блок.

г) раздаточные материалы.

д) структурирование материала.

е)  использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

ж) использование простых слов, простых предложений.

     Также следует отметить и дописать особые трудности, на которые необходимо обратить внимание учителю, при организации интерактивного обучения. Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого учителя.  

В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.

Вот  некоторых интерактивные формы.

Тренинги

Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций (т.н. Fallstudie) и групповые дискуссии.

Тренинг делового общения направлен на развитие  у обучающихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области. В результате такого тренингового обучения учителя не только анализируют сам процесс обучения, но и работают над развитием своего лидерского потенциала.

Учебная дискуссия

Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся.

Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.

Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений. Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе среди учащихся в данном классе.

Для учителя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть, на наш взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.

Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся — отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».

Обобщая сказанное выше, можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме учителя-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у учащихся;

2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке учителя, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны учителя. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся. Отсюда необходимость управляемости учителем процессом проведения дискуссии;

3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;

4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо учитель, либо учащиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи учителя.

В заключение следует отметить, что этот метод позволяет максимально полно использовать опыт учеников, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не учитель говорит учащимся о том, что является правильным, а сами учащиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных учителем, максимально используя свой личный опыт.

Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.

Case-study

         Т.е. анализ конкретных практических ситуаций (case-study — англ. яз., Fallstudie — нем. яз.). Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности подходу. Это один из самых испытанных в немецкой практике метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода — научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа учащихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет учащимся развивать навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения учащиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.

Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.

Подводя итог анализу метода case-study, необходимо отметить значимость этого метода для формирования специальной, методической и коммуникативной компетенции у учеников в:

•  установлении межпредметных связей;

•  аналитическом и системном мышлении;

•  оценке альтернатив;

•  презентации результатов проведенного анализа;

•  оценке последствий, связанных с принятием решений;

•  освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

 Метод конкретной ситуации.

 В этой методике большую роль играет класс, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малых группах.

           Анализ в групповой работе начинается после знакомства учащихся с предоставленными фактами, и предлагаются следующие рекомендации:

•  выявление признаков проблемы;

•  постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;

•  различные способы действия;

•  альтернативы и их обоснование;

•  анализ положительных и отрицательных решений;

•  первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Результативность используемого метода увеличивается благодаря аналитической работе учащихся, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Такой пример помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым учеником.

Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы желательно в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости.

Деловые и ролевые игры

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные характеристики, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От учителя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации.

 В любом типе коммуникации один из участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который, воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник — организатор коммуникации — согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.

Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики. Однако завершающая фаза может быть расширена до рефлексии всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т. д.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Педагог – это не профессия, а состояние души.

Моя педагогическая проблема: « Интерактивные методы обучения на уроках географии»

Основные цели и задачи, которые я ставлю перед собой и детьми:

- активизировать познавательную деятельность;

- развивать у учащихся логическое мышление;

- учить детей правильно говорить, используя информационную терминологию;

- применять полученные знания при решении проблем, выполнении творческих работ.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности. Мое педагогическое кредо – сотрудничество с учениками. Сотрудничество же на уроке, в процессе обучения – это самая высокая планка для учителя. Кто умеет брать её – тот имеет результаты, которыми можно гордиться. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я  предлагаю интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

- познавательную;

- коммуникативно-развивающую;

- социально-ориентационную.

И позволяет:

- реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;

- формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

- усилить мотивацию к изучению предмета;

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

- исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

- самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;

- отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. А это: обучение через опыт и сотрудничество; учет различий в стилях познания; поисковые и исследовательские методы; игровые методы.

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

1) решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)

2) оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

+ задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

+ в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

+ учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

Этапы проведения интерактивных форм.

Разминка

Объединение в группы

Организация учебной деятельности учащихся в группе

Подведение итогов

Презентация групповых решений

Рефлексия (вывод)

Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми. Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы. Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:

 - усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;

 - процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;

 - суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;

 - презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

Участники групп, по возможности, должны работать, сидя в кругу. При этом стол в центре группы вовсе не обязателен: потребность в нем может возникнуть, только если задание включает настольную игру, выполнение письменных или графических работ. Важно, чтобы участники группы находились близко друг к другу – это способствует повышению эффективности работы.

Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую роль будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.

Организация групповой деятельности.

Функции группы, ведущие к успешной деятельности:

 - решение задач,        

 - оказание поддержки,

 - роли членов группы.

Содержание деятельности        

Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка.        

Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей.

Результат         

Мобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели.        

Укрепление взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может:

- изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия;

- дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе;

- совмещать первый путь со вторым.

Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:

а)  в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;

б)  каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

в) следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

г) если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы;

каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;

д) критикуются идеи, а не личности;

е) цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Учитель не вмешивается в работу малых групп, но ни на минуту не теряет контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Именно молчаливое ненавязчивое наблюдение – основная функция учителя, которая обеспечивает его соучастие, понимание состояния  аудитории. Результатами наблюдений могут стать лучшее понимание особенностей учащихся, совершенствование заданий и методики обучения.

Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», к которым должен быть готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.)  высказывает свое мнение,  а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Педагог не должен бояться заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения.

От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах.

Совместно – индивидуальная        

Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)

Совместно – последовательная        

Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)

Совместно – взаимодействующая         

Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)

Следующий этап интерактивного обучения – рефлексия прошедшего занятия. Эффективность этого этапа зависит от многих факторов: учебное взаимодействие должно выполнять не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки членам группы. Если первая функция осуществляется в силу самой учебной ситуации, то реализация второй оценивается именно на рефлексивном этапе. Сложность его заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому педагогу надо заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Что испытывает человек, которому не дают высказаться?

Педагог заинтересован в том, чтобы школьники учились понимать и конструктивно оценивать происходящее, поэтому он должен быть готов принять различные точки зрения учащихся, даже если они негативные. Нужно ли бояться негативных отзывов учащихся о работе? Нет, они все равно будут, особенно на первых занятиях, поскольку не все ученики готовы к такой коммуникативно-интенсивной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме учебы. Но для того, чтобы объяснить истоки негативной оценки педагог должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние этого ученика. Был ли он принят в групповую работу? Не проявлялась ли агрессия по отношению к ученику со стороны одноклассников, педагога? Соответствовал ли подбор содержания учебного задания силам и возможностям этого ученика? и т.д. эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек). С первого же занятия необходимо принять правило «трех нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.

Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями:

 - организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива;

 - целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;

 - создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся;

 - осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации;

 - сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.

Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:

  1. нахождение проблемной формулировки темы занятия;
  2. организация учебного пространства, располагающего к диалогу;
  3. мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;
  4. создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
  5. выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога;
  6. использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;
  7. оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;
  8. развитие обще групповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.

В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий. Но следует учитывать, что игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.

Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:

  • Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.
  • Концентрация внимания на тему обсуждения;
  • Изменить ситуацию сменой постановки вопроса;
  • Завершить обсуждение;
  • Фиксировать тему и цель урока на доске.
  • Нет навыков игровой деятельности
  • Более подробно объяснять условия;
  • Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным.
  • Затягивание дискуссии, обсуждения
  • Ввести и выполнять специальные правила;
  • Установить временной барьер.
  • Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя
  • Дать индивидуальное задание;
  • Определить роль наблюдателя, члена жюри.
  • Нет активности
  • Ввести проблемный вопрос или противоречие;
  • Смена деятельности;
  • Если от недопонимания, то уточнение.
  • Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены)
  • Аутотренинг;
  • Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;
  • Элемент неожиданности.

Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин: нарушение речи (заикание, дефекты)

Доля этого следует задействовать учащегося в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри); при работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты); стимулировать к дополнению ответа, но какое-то время не давать выступления; короткие диалоговые задания (вопрос – ответ); рассказ по готовой схеме.

Барьером к применению может стать системность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором. И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем географии, меняется лишь содержание.

31.10.2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - интерактивный метод обучения.

В статье рассмотрен вопро об интерактивных методах обучения. в частности, освещены проблемы испрользования игровового метода на уроках истории....

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Применение интерактивных методов обучения,

В работе дан анализ актуальности и значимости данной темы для плодотворной педагогической деятельности...

Выступление. "Интерактивные методы обучения"

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и ре...

Интерактивные методы обучения

Текст выступления и презентация при проведении мастер-класса в рамках проблемного семинара, действующего в Клинском районе...

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения.

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...