Игра - интерактивный метод обучения.
статья по теме

Петрашко Снежана Алексеевна

В статье рассмотрен вопро об интерактивных методах обучения. в частности, освещены проблемы испрользования игровового метода на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_metod_obucheniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Игра – интерактивный метод обучения.

                                     Учитель истории и обществознания Петрашко С.А.

           В настоящее время большинство учителей  истории применяют в своей

деятельности нетрадиционные формы обучения. Современная школа ставит перед педагогом новую  воспитательно-образовательную задачу: самостоятельная творческо-поисковая деятельность учащихся, которую надо эффективно решать  в условиях более чем скромного количества предметных часов. Поэтому  арсенал форм учителя истории должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформироваться в сторону необычных, игровых  форм работы на уроке. Я считаю, что игровую технологию надо применять гораздо шире и систематичней  на уроках. Игре не обязательно отводить весь урок и долго готовиться и учителю и детям. Значимое место в педтехнологиях надо отдать  небольшим соревновательным играм. Такой игровой приём займёт на уроке 5-7 минут, но решит массу воспитательных  и развивающих задач.

                Цель данной работы: рассмотреть  применение игровых приёмов на уроках истории Древнего Мира в 5 классе и на уроках обществознания в 6 -11 классах. Предложить коллегам готовые практические разработки  игр. (см. методразработки на моём мини-сайте)

                 Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Ещё в древних Афинах  ( 6-5 вв. до н. э.) пафос практики воспитания и образования пронизывал дух соревнования. В XV-XVI  вв. Ян Амос Каменский  призывал все «школы-каторги» превратить в места игр.  Первая деловая игра была разработана и проведена М. М. Бирштейном в 1932году. Сегодня применение игровой технологии бесспорный общепризнанный факт. Во всех развитых странах очень популярны деловые игры и тренинги.  Я согласна с мнением современных российских педагогов, что проблема игровой методики из теоретической плоскости перешла в практическую. Много теории по данному вопросу и крайне недостаточно разработок игр, которые можно проводить как часть, элемент урока для решения конкретных задач.                    

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

           Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия учителя с учениками и учащихся между собой.  

           Интерактивные упражнения и задания, данные в игровой форме, усиливают мотивацию обучения и желание идти на урок. Игровое обучение – это форма  учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально – оценочной деятельности. Высокий уровень активности учащихся  достигается почти всегда добровольно,  без принуждения и очень быстро.

            Для каждого вида игр существует своя технология.  Обучающие игры бывают: ролевые, имитации, образовательные, дидактические,  деловые.

Практика показывает, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы. Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и  становлению волевых качеств личности.

 Многие учителя считают, что игра требует больших усилий и подготовки, что дети после игры долго не могут «придти в себя». Лично я так не считаю. Вот несколько правил, которых я придерживаюсь при проведении игр:

  1. Учитываю возрастные особенности.
  2. Стараюсь вовлечь в игру всех детей без исключения.
  3. Не провожу специальной подготовки, репетиций, не требую от детей заучивания текста.

И если проводить игры несложные и, что самое главное, периодически, то дети легко привыкают к этому и затем без особых усилий могут сконцентрироваться.
 Игра – это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания,  познавательного интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата на уроке. Самое главное, у детей получается хорошо тогда, когда они делают все с желанием и только через игру можно достичь успехов.

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения.

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения....

Игры на уроках химии как интерактивный метод обучения

Материал содержит методические рекомендации по использованию разных видов игр на уроках химии как одного из основных интерактивных методов обучения в школе....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

Ролевая игра как интерактивный метод обучения.

В данной статье рассмотрен метод ролевой игры на уроках иностранного языка.  Рассмотрены плюсы и минусы данного метода....

Интерактивные методы обучения. Ролевые игры на уроках иностранного языка

В интерактивном обучении  учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через  сотрудниче...

Мастер-класс по теме: «Метод проектов как один из интерактивных методов обучения»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов, как одним из интерактивных методов обучения. Задачи:- осмыслить педагогами понятие «интерактивное обучение&raq...