Выступление на педагогическом совете
методическая разработка

Блинова Елена Викторовна

«Актуальные вопросы преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС в классах для детей  с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._vystuplenie_na_pedsovete.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на педагогическом совете по теме:

«Актуальные вопросы преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС в классах для детей  с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вступившие в силу с 1 сентября 2016 года, предполагают, что дети-инвалиды и дети с ОВЗ включаются в общий образовательный процесс. Это требует как доступную среду и соответствующее материально-техническое состояние школ, так и достаточное число высококвалифицированных педагогов.

Передо мной, как и перед каждым учителем, стоит задача разработки адаптированных образовательных и коррекционно-развивающих программ для конкретных своих учеников на основе  примерных программ, а целью является  - создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей, организация  для ребенка с ОВЗ индивидуальной образовательной траектории, которая будет содействовать формированию у ученика способностей жить самостоятельно и которая будет направлена на активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении и социализации личности.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе я использую современные образовательные технологии (личностно-ориентированная, игровые, технологии на основе активизации деятельности обучающихся,  здоровьесберегающие, компьютерные технологии). Данные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

 Главная задача курса русского языка — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.

Для меня ведущим в системе педагогической деятельности детей с ОВЗ является принцип объединения коррекционных, обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Сразу появилась проблема: как сделать обучение учащихся наиболее эффективным, а мне, в свою очередь, успеть поработать и с каждым классом, и с каждым учеником. Одним из принципов работы в классах для детей с ОВЗ является индивидуальный и дифференцированный подход. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Очень важно, чтобы материал соответствовал уровню обучающихся. Обучению русскому языку классах для детей с ОВЗ уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.  

Индивидуальный подход необходим школьникам с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать и развивать у них интерес к учению.

Неустойчивость познавательного интереса к обучению у детей с ОВЗ, отсутствие внимания, недостатки мыслительной деятельности, сенсорной сферы и других психофизических особенностей затрудняют усвоение русского языка, не вызывают интереса к предмету. Часто учащиеся, испытывая затруднения, не верят в свои силы. Во время урока они отвлекаются, перестают работать или работают без всякого желания, небрежно, допуская большое количество ошибок.

Главной задачей учителя является заинтересовать ребёнка с ОВЗ своим предметом, создать условия для повышения учебной мотивации и усвоения изучаемого материала. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках игровых технологий.

Данная игровая технология  оказывает положительное влияние на развитие речевой активности  обучающихся, воздействует на их познавательную деятельность, повышают интерес к предмету, улучшает работоспособность, препятствуют переутомлению детей. Игра имеет воспитательное и коррекционное значение, так как развивает мышление, внимание, память, сообразительность, при этом игра должна носить поисковый характер. Для оживления интереса обучающихся в традиционный урок я ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания.

Большую роль на уроках  я уделяю индивидуальному подходу. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения конкретного ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию. Реализация индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать  процесс обучения и добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.

На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают обучающихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом учитель должен опираться на психовозрастные особенности  учеников.

Систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал.

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

На протяжении всего учебного времени, соблюдая психолого-педагогические условия образования, важно  применять  щадящий режим:  если обучающиеся не настроены на урок, то необходимо замедлить  темп обучения, уменьшить степень сложности подачи материала, что способствует  более глубокому формированию образов, усвоению элементарной теории. Учитывая потенциальные возможности каждого ученика, осуществляется индивидуальный подход. Оценивание уровня знаний происходит так же с учетом того, что главное в работе с этими классами не прохождение программного материала в полном объеме – необходимо  помочь ребенку приспособиться в будущей жизни и адаптироваться к самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...