Выступление на педагогическом совете
статья

Наталья Владимировна Дымова

«Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации в условиях введения ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации в условиях введения ФГОС»

1 слайд : ( фото ребенка )

Притча  «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Наша профессия связана с самым удивительным созданием – ребенком, и от того на сколько наши действия будут  правильными и едиными зависит то, каким человеком станет этот ребенок.

2 слайд ( высказывание)

Мудрый педагог Антон Семенович Макаренко отметил:

 «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Именно это высказывание я выбрала к нашему семинару в качестве эпиграфа.

3 слайд (тема семинара)

Тема семинара выбрана не случайно, так как учебно – воспитательный процесс ОУ (СОШ № 13)  основан на педагогике сотрудничества.

В программе семинара, которая представлена вашему вниманию для изучения,  обозначены ряд основных вопросов, в рамках заданной темы.

4 слайд (педагогика сотрудничество)

Для представления понятия - Что такое педагогика сотрудничества я приглашаю Ивасык Н.Н.

Система педагогического сотрудничества строится на основе воспитательных технологий.

 5 слайд: (технологии)

Вступление. В современной педагогике существует множество технологий обучения и воспитания. Каждая из них имеет какие-то особенности, отличия, но все они похожи в одном: каждая технология в своей основе содержит определенную педагогическую концепцию. Именно концепция определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса. Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, утверждал Я.А. Коменский, только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем.

Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.

Главная задача педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя – защита ребенка.

Вашему вниманию я представлю некоторые традиционные и современные воспитательные технологии.

Слайд 6.Традиционные педагогические технологии воспитательной работы с младшими школьниками:

Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников. Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было.  «Всё творчески, иначе зачем?» Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

Слайд 7.Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании

Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.

         Слайд 8. Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу. Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

Слайд 9. Технология воспитания на основе системного подхода

-Превращение школы в большую воспитательную систему.

-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд,  Знания, Культура, Мир, Человек.

Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко и педагогики сотрудничества.

Слайд 10 Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой) Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности. Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.

Слайд 11. Современные педагогические технологии воспитательной работы  с младшими школьниками

По определению Л.И.Новиковой, современная школьная воспитательная система (технология) – это единство взаимосвязанных элементов:

а) целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся;

 б) субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей; в)деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив);

г) среды системы, освоенной названным субъектом;

д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему.

Слайд 12.Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания.

Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса,      при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.  

Слайд 13.  Технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко).

Технология свободного воспитания стимулирующие и развивающие познавательную субъективную активность, предоставляют детям полную свободу выбора занятий.

Технология формирования лидерских, менеджерских качеств (Д.Карнеги) развивает организаторскую и лидерскую активность.

Слайд 14. Технология воспитательной работы  с коллективом класса (по Е.Н.Степанову).

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Слайд15 : Принципы

Завершая своё выступление по данной теме хочу сказать о том, что вся учебно – воспитательная система, в рамках педагогического сотрудничества должна строится на принципах семи «У»  уверенность, успешность, удивительность, убедительность, уважительность, уравновешенность, улыбчивость. Только в совокупной деятельности мы можем добиться хороших результатов.  

Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественными проявлениями. Педагогическая обязанность каждого учителя  - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию.

Педагогическое сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых к этому надо приучать, а иногда - даже принуждать. Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя  - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию.

       Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественными проявлениями.

Стремясь к этой цели, я как классный руководитель использовала в своей работе  некоторые идеи, позволяющие развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства, – два условия, необходимые для сотрудничества.

Идея трудной цели

       Все учителя объявляют тему урока или нового раздела, но для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, а тема хорошо изучена.  Учеников, в этом случае, объединяет не просто цель – цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, – а именно вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления - сотрудничества с детьми добиться трудно.

Идея ученье без принуждения

        Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями и поскольку само понятие «педагогика сотрудничества» отвергает деление детей по способностям, разделение  детей даже на уровне помощи или заданий («тебе задача потруднее, а тебе полегче»),  дополнительные занятия, особенно с маленькими детьми, потому что это может вызывать у ребенка подозрение, не считают ли его второсортным. Основная задача этой идеи – дать ребёнку уверенность в том, что он добьется успеха, не допускать, чтобы он отстал и заметил своё отставание.

Идея свободного выбора

        Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо где только можно предоставлять им свободный выбор.  На уроках математики можно ставить перед выбором  даже самых маленьких детей, какую задачу решать. Детям можно предоставить право выбора. На уроках труда детям можно дать лишь  тему – «делаем кораблик», «делаем самолеты», «делаем открытку», но как делаем, из чего делаем – это полностью предоставляется на выбор ребенка. Свобода выбора – самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.

Работая с детьми, я сделала вывод:  дети быстро развиваются, когда они играют роль учителей. Так, например: все ученики по очереди проводят в  классе физкультминутки, вслух комментируют  свою работу, как настоящие педагоги

Идея самоанализа

Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке учителя;

Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают гораздо старательнее.

Преимущества педагогики сотрудничества в следующем:

        Не все ученики готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал. При совместной деятельности ученики выясняют друг у друга неясные моменты, в случае необходимости не боятся все вместе обратиться к учителю;

        Каждый со временем понимает, что успех зависит не только от запоминания готовых сведений из учебника, но и от способности самостоятельно приобретать знания и умения и их применять в конкретных заданиях;

        У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение;

        Ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями;

        Развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

Большое значение  в данном случае имеет выполнение различных проектных работ не только индивидуального характера, но и коллективного.   (Так, например, в нашем классе мы выполнили большой проект под названием «Растение и свет», в ходе которого ребята учились общаться между собой, с учителем, учились формулировать собственную точку зрения, отстаивать своё мнение)

Обучение в сотрудничестве учит:

        взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

        работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

        вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

        испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров;

        полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд.

В нашем классе очень ответственно подходят к любого рода поручениям так, например всем классом мы вешали кормушки для птиц, которые ребята предварительно сделали дома со своими родителями. Активное участие в данном мероприятие приняли не только учащиеся, но и родители.

Несомненно, огромная роль уделяется развитию творческого потенциала каждого учащегося не только во время учебной деятельности, но и во всевозможных внеурочных мероприятиях.

Дорог к сердцам и умам учеников множество: увлекательный интересный рассказ, задушевный разговор, справедливая оценка, творческий успех, встреча с интересными людьми, личность педагога...     Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми сразу, искать новые.

 В заключение хочется рассказать несколько заповедей

 «педагогики сотрудничества»

        Любите ученика.

        Систематически познавайте ребенка-ученика.

        Верьте в него.

        Старайтесь понять его.

        Станьте другом ученика.

        Будьте чутки к его духовному миру.

        Уважайте человеческие достоинства в ученике.

        Цените поступок, а не личность.

        Умейте слышать и слушать ученика.

        Будьте строгими и добрыми.

ДЕТИ  ТОЖЕ ЛЮДИ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...