доклад Здоровьесбережение в учебном процессе
статья (8 класс)
Предварительный просмотр:
Самое ценное у человека – это жизнь,
а самое ценное в жизни – это здоровье.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная во все времена, а в XXI веке она становится первостепенной.
И как гласит народная мудрость: «Здоровье - это еще не все что нужно человеку, но все без здоровья – все остальное ничто...».
На протяжении многих лет мы боремся за здоровье, за здоровый образ жизни, но факты говорят о другом.
ЮНЕСКО и Всемирная Организация здравоохранения исследовала проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценила их по 5-бальной шкале. Жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Средняя продолжительность жизни россиян - 59 лет. Наша страна находится в восьмой десятке в мире по индексу развития человеческого потенциала, являющегося основным показателем качества жизни населения. Россия вымирает со скоростью 1,5 млн. человек в год. Сейчас физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей (в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорожденных была выше чем, в настоящее время).
Не секрет, что нарастающий темп жизни, полный стрессов, неблагоприятная экологическая обстановка, прогрессирующие вредные привычки резко отрицательно сказываются на состоянии здоровья населения России в целом, а особенно на подрастающие поколения. Всё больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические.
Не станем приводить данные в целом по России, они весьма и весьма не утешительные. Мы возьмем в качестве примера показатели здоровья детей нашей школы.
Несмотря на благополучную обстановку в нашей школе (СЛАЙД) : уровень здоровья растет (83%) ( это видно из приведенной ниже диаграммы результатов мониторинга), а по отдельным заболеваниям наблюдается положительная динамика (снизилось количество инфекционных и паразитарных заболеваний с 5,5% до 1,7%, органов дыхания с1,7% до 1%; создание благоприятного психологического климата в школе позволило уменьшить количество детей, страдающих ВСД (с 3.1% 2007/2008г. до 2% 2008/2009г.) Сократились показатели отставания физического развития с 4,9 % до 2,7%.
Слайд
Наблюдается рост количества детей относящихся к основной группе здоровья
И хотя, есть положительные тенденции, в целом, статистические данные по отдельным заболеваниям детей выглядят весьма неутешительно:
СЛАЙД
вызывают тревогу резкое повышение заболеваний костно – мышечной системы с 47% в 2007/08 уч.г. до 76% в 2008/09 уч.году ( это уплощение свода стопы, плоскостопие).Это связано с тем, что был проведен более углубленный медицинский осмотр узким специалистом - ортопедом, который появился у нас в городе в прошлом году.
Эндокринной системы с 19,8% до 32%.( щитовидка, ожирение, задержка роста и т. д.) Но по каждому конкретному ребенку мы рекомендуем родителям пройти обследования у врача - специалиста
Незначительно, но падает зрение с 15% до 18%.
У 10% ребят наблюдается недостаток питания. Чаще всего это неправильная организация питания, большое количество рафинированных продуктов, не имеющих для ребенка питательных ценности. Но мы выходим из положения тем, что питание в школьной столовой стараемся сделать более сбалансированным, постоянно присутствует витаминный стол, 70 % детей охвачены горячим питанием. Работаем в этом направлении и с родителями.
19% первоклассников, пришедших в этом году в школу, уже имеют проблемы со здоровьем. Дети распределены по группам здоровья и работа с ними ведется на уроке и во внеклассной работе.
СЛАЙД
Ребеночек ?
Что же с ними будет дальше? Как же тебя учить, малыш, что бы сохранить твое здоровье, а по, возможности, и улучшить его ?!
Ведь нам прекрасно известно, что условия обучения ребенка в школе, не всегда идеально соответствуют возрастным возможностям организма:
По природе – на начальной ступени – движение архиважно. Но, школа «обездвижена». За партами при письме ученики находятся в напряженно – неестественной позе – позе древнегреческого раба, старчески согнувшись и вцепившись в шариковую ручку. И как бы мы не напоминали «Сиди ровно!». Но высидеть 45 мин нереально. Через 10-15 минут, особенно во время контрольных работ ребенок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что испытывает космонавт на старте. Результат – так называемый «школьный шок» и ранняя стенокардия.
Эксплуатируется зрительная система, затем слуховая. Но это верно для взрослых, а не для ребенка. Для детей в возрасте до 9 лет зрение не играет столь важной роли. А если уж говорить о зрении, то для малыша характерна дальнозоркость. Работа за партой – это близорукость, что противоречит естеству. Результат: после 1 кл зрение падает у 12-15 %
к 4 классу- у 25%
к 9-11 – у 50% учащихся.
Следующий факт – чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Родителям, начиная уже с детского сада, хочется научить своих детей читать, считать, познакомить с компьютером. А это все приводит к шизоидной интоксикации сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдаются у 70-80% детей уже в 4 классах.
Кроме того :
несоответствие школьной мебели детской физиологии (замена ростомерных парт на стандартные)
∙ стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
∙ перегруженность учебных программ
∙ проблемы детского питания
∙ не всегда удается реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: здоровье – не медицинская категория. Медицинская категория – это болезнью Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы жизнеспособности формируются в процессе воспитания. А это уже область педагогики. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе
В связи с этим одной из главных целей пед. коллектив нашей школы видит в формировании и развитии здоровьесберегающей образовательной среды, сохранении и укреплении физического здоровья школьников, а так же в формировании основ здорового образа жизни.
СЛАЙД
Основными задачами для нас на пути достижения указанной выше цели являются:
- оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика;
- проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
- реализация системы профилактических мероприятий;
- организация физкультурно-массовых мероприятий;
- оптимизация системы психологической помощи учащимся;
- формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогических коллективах.
- Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Поэтому наша работа строится в соответствии со следующими принципы здоровьесберегающей педагогики.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип наглядности –для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Один из специфических принципов, выражающих закономерности педагогики оздоровления - принцип «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы
Принцип постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
СЛАЙД
Все здоровьесберегающие технологии, которые мы применяем в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2.технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.
1 группа: Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
Все мы знаем, что от правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят и функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
СЛАЙД
Обратите внимание на таблицу, которая лежит у вас на столе, где выделены Критерии здоровьесбережения на уроке и дана их краткая характеристика.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.
На что следует обращать внимание при оценке урока с позиции здоровьясбережения:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): должны соответствовать требованиям СанПиНов (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.).
2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4–7 видов за урок.
Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот, частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7–10 минут.
4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее трех видов.
6. Поэтапного применения на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Это такие методы:
∙ метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
∙ активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
∙ методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на каждые 15–20 минут урока по одной минуте из трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения.
11. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
12. Психологический климат на уроке.
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок:
∙ шуток;
∙ улыбок;
∙ использование юмористических картинок;
∙ поговорок;
∙ афоризмов с комментариями;
∙ небольших стихотворений;
∙ музыкальных минуток и т. п.
В конце урока следует обратить внимание на следующее.
14. Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60 % и не более 75–80 %.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Н о р м а:
∙ не ранее чем через 25–30 минут в 1 классе;
∙ 35–40 минут в начальной школе;
∙ 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
16. Темп и особенности окончания урока:
∙ быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
∙ спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
∙ задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
| Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители |
Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности | Ориентировочная норма – 7-10 мин. |
Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа. Норма –не менее 3 видов. |
Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества и т. д.). |
Место и длительность применения ТСО | Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. |
Поза учащегося, чередование позы | Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: |
Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт |
Эмоциональные разрядки на уроке | Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие. |
Момент наступления утомления и снижения учебной активности | Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности |
Плотность урока | Кол-во времени, затраченного школьниками на учебную работу Норма – не менее 60% и не более75-80% |
Темп и особенности окончания урока | Быстрый, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся Спокойное завершение урока: уч-ся имеют возможность задать вопросы Задержка учащихся после звонка. |
СЛАЙД
2 группа: Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на уроке.
Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Задавание вопросов является показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности, что и служит показателем его психофизического состояния, психологического здоровья
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.
Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий
Знание этих характеристик позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, что облегчает процесс запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели, года и зависит и от возрастных особенностей детей. Поэтому мы учитываем это при составлении расписания.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
Опыт показал, что учет интенсивности умственной деятельности детей на уроке позволяет снизить утомление, поддерживать и восстанавливать работоспособность, что и будет способствовать здоровьесбережению
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока такова:
Слайд
| Время | Нагрузка | Деятельность |
1-й этап. Врабатывание | 5 мин. | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение |
2-й этап. | 20-25 | Максимальное снижение на 15-й мин. | Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом |
3-й этап. Конечный порыв | 10-15 мин. | Небольшое повышение работоспособности | Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного |
3 группа:
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Психологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе имеет огромное значение для адаптации и успешного обучения школьной жизни. В школе работает опытный психолог .
Выступление психолога
Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
СЛАЙД
4 группа: Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
Среди образовательных технологий мне особо хочется выделить технологии личностно-ориентированного обучения, которые учитывают особенности каждого ученика и направленны на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Сюда можно отнести:
Технологии личностно-ориентированного обучения
- технологии проектной деятельности
- технологии дифференцированного обучения
- обучение в сотрудничестве
- разнообразные игровые технологии
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
У наших учителей достаточно большой опыт в этом направлении, с которым они с вами и поделятся.
В рамках реализации программы «Юный валеолог» в школе накоплен уникальный опыт закаливания обучающихся. Закаливание учащихся осуществляется по системе П. Иванова. Учитель начальных классов Сальникова Л.В. (адаптор программы «Юный валеолог») с учащимися ежедневно проводит закаливающие процедуры: обливание ног холодной водой, полное обливание, бег босиком по снегу, купание в реке с ранней весны до поздней осени. Приобретенные в школе навыки становятся для многих учащихся основой здорового образа жизни. Система закаливания получила признание не только со стороны педагогов, учащихся и их родителей, но и медицинских работников, ведущих мониторинг состояния здоровья обучающихся.
Опытом работы делится Жирнова Г.Н
Г.Н.Жирнова учитель 1 квалиффикационной категории. Г.Н. работает по УМК «Планета знаний». В своей работе ориентируется на «зону ближайшего развития» ученика, стараясь при этом в максимальной степени учесть способности, возможности, темпы продвижения ребенка. Весь процесс обучения учитель выстраивает через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития и отвечает принципам здоровьесберегающей педагогики. Она творчески подходит к выбору различных приемов и методов: дидактические игры, элементы занимательности активизируют волю ребенка, сводят до минимума утомляемость и напряжение. В ее арсенале немало специально разработанных физминуток, снимающих мышечное напряжение, корригирующих зрение и осанку.
Опытом работы делится Бабич К.Н.
Бабич К. Н. использует технологию разноуровневой дифференциации обучения. Свои уроки учитель строит с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, используя разноуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. Один из принципов ее работы - чуткое и заботливое отношение, глубокое уважение к личности каждого ребенка. Использует коллективные, групповые формы работы, работу в паре. Проводит разнообразные по форме уроки: уроки – сказки, уроки-путешествия, интегрированные уроки.
Воспитание ценностного отношения к здоровью это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьесберегающей жизненной позиции.
Все это, конечно, очень сложно и не всегда можно увидеть результат своей работы. Но! Если мы взяли за руку малыша, и повели его по школьным ступенькам в огромный мир знаний, то мы должны обязательно помнить и делать все для того, чтобы каждый ребенок
постоянно ощущал себя счастливым, помогите ему в этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.
Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...
Тестовый контроль учебного процесса, как разновидность мониторинга качества знаний.Доклад учителя МОУ "ООШ №14г.Балаково" Факеевой М.И.
Технология тестового контроля учебного процесса...
Доклад на тему «Применение средств ИКТ в учебном процессе».
Подход, в котором происходит обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, наиболее реальный путь обеспечения положительной мотивации обучения, формирования устойчивого ...
Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".
Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....
Доклад "Современные технологии учебного процесса как неотъемлемая часть современных требований к условиям труда".
В последнее время встает вопрос - как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться...
МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ школьников в процессе учебной деятельности Валентина Волевна Онишина
МОДЕЛЬЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ школьниковв процессе учебной деятельности p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: center; font: 48.0px \'Times New Roman\'; col...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ к курсу ТЕХНОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кафедральный вариативный модуль 72 часа Онишина В.В.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬк курсу ТЕХНОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кафедральный вариативный модуль72 часа p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0....