Реализация метапредметных связей на уроках ОПК и ОРКСЭ (выступление на МО)
консультация

Брюхова Татьяна Валентиновна

Выступление на методическом объединении учителей ОПК и ОРКСЭ.Освещены следующие вопросы:

1. Особенности преподавания учебного предмета ОПК

в 2018-2019 учебном году

2.Метапредметность-что это значит?

3. Метапредметный урок

4.Связь уроков ОПК с историей, искусством, филологическими дисциплинами и другими предметами учебного плана.

5.Рекомендуемые интернет-ресурсы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Мостовский район

семинар учителей основ православной культуры и ОРКСЭ

Брюхова Татьяна Валентиновна,

учитель ОПК и ОРКСЭ МБОУ СОШ№11

имени Н.А Свистунова села Беноково

29 августа

2018год

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ОПК И ОРКСЭ

План

1. Особенности преподавания учебного предмета ОПК

в 2018-2019 учебном году

2.Метапредметность-что это значит?

3. Метапредметный урок

4.Связь уроков ОПК с историей, искусством, филологическими дисциплинами и другими предметами учебного плана.

5.Рекомендуемые интернет-ресурсы

1. Особенности преподавания учебного предмета ОПК

в 2018-2019 учебном году

1. «Основы православной культуры» – это, в первую очередь, культуро-

логический курс. На уроках ОПК учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся, обращать внимание на формирование духовно-

нравственных качеств личности, воспитание патриотических чувств. Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, так как выполнение дол-

га перед Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от

друга. Методы преподавания должны подбираться с особой тщательностью,

так как необходимо разбудить в каждом ребенке природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность учащихся.

2. Метапредметность-что это значит?

         Знакомство с основами православной культуры не может ограничить-

ся одним предметом. Оно должно проходить единой содержательной линией

через такие предметы, как литература, русский язык, история, музыка, изоб-

разительное искусство и т.п.

        Всё чаще в профессиональном словаре современного педагога появляются такие понятия, как «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход», «метадеятельность», «надпредметная программа».

        Что же это такое?

        Все эти слова и понятия объединяет иноязычная приставка "мета ", синонимичная русским «за», «над», «через», и придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное».

        В Федеральном государственном образовательном стандарте начального, основного и среднего (полного) образования заложены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения, и реализация этих требований в повседневной педагогической практике может вызывать затруднения. Современная школа как никогда нуждается в учителях, способных не только передавать знания учащимся, но и побуждать их к самостоятельной деятельности. Для этого педагог должен сам постоянно учиться, повышать уровень профессионального мастерства. Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Что это значит?

        Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов (надпредметная). Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления «знание», «знак», «проблема», «задача» (по Ю.В.Громыко).

        Таким «знанием» и «знаком» может стать и музыкальное произведение, и произведения изобразительного или словесного искусства, поэтому применительно к преподаванию Основ религиозной культуры и светской этики у преподавателей данного курса возникает необходимость и вместе с тем проблемы обращения к литературе, музыке, живописи (иконописи).

        Источники всех этих видов искусства также способствуют постановке и решению «проблем» и «задач», особенно нравственного характера, а это уже уровень развития личности, как раз-таки и определяемый уровнем владения метазнаниями и метаспособами. 

        Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Это ответ на вопросы: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?”.

3. Метапредметный урок

Метапредметный урок – это урок, на котором:

• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

• младший школьник осмысленно прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием

• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

4.

 Связь уроков ОПК с историей,искусством,филологическими дисциплинами и другими предметами учебного плана.

        Для формирования православного мировоззрения школьников необходимо проводить систематическую работу не только на уроках ОПК, но и в течение всего времени общения с учениками. Большие возможности для этого дают метапредметные связи на уроках ОПК, истории и обществознания, МХК.

                Рассмотрим некоторые примеры

Преподавание истории (в том виде, как оно существует в школе), образно говоря, можно представить в виде айсберга: мы видим лишь его надводную часть - факты, события, личности. Но существует и подводная часть его, более значимая, - это причинно- следственная связь этих событий, которую надо искать в духовно-нравственном состоянии общества этого периода. Без исследования морального состояния общества накануне периода катаклизмов, войн, катастроф или, наоборот, периода процветания, невозможно понять истинную картину исторических событий, найти объяснения им.

Эту зависимость между нравственным состоянием общества и исторической судьбой его государства можно проследить, начиная уже с истории Древнего мира: на примере Древней Греции, Древнего Рима, в средневековье - это пример Византии (можно использовать в качестве доказательства фильм «Гибель империи. Уроки Византии»). Эту же зависимость мы видим и в истории нашего Отечества. Рассмотрим это на примере некоторых, наиболее значимых тем курса.

Изучая тему «Крещение Руси» по истории Отечества как в 6-ом, так и затем в 10-ом классе, можно более подробно рассмотреть ее на уроках ОПК. Прежде всего, отметить изменения под влиянием христианства самого князя Владимира, который после Крещения: из неукротимого, жесткого язычника становится милосердным, боголюбивым и благочестивым христианином. Именно эти качества князя-христианина сохранили его в народной памяти как Владимира Красное Солнышко, заботящимся о своем народе, своей дружине, о своих родных и близких, о богатых и бедных - не только в материальном плане, но и в деле вечного их спасения. Период феодальных междоусобиц в Киевской Руси свидетельствовал как раз об отступлении от христианской нравственности. И как следствие - кара Божия, татаро-монгольское нашествие, 240 лет золотоордынского ига. Принципиально важным событием этого периода можно назвать духовный выбор Александра Невского - отказ от помощи Рима против Золотой Орды в обмен на переход Руси в католичество: «Отцы наши вашей веры не принимали». Есть понимание народом, что, несмотря на тяготы ига, ему оставлена главная ценность - Православная вера. Отсюда и терпение: «Подождем,православные, пока Бог Орду переменит... » (И.Бунин).

Следующий важный этап нашей истории - Смутное время, которое характеризовалось нравственным одичанием народа, по свидетельству современников (Авраамия Палицына). В этот период России угрожала потеря независимости, стал вопрос о существовании России как государства. И спасение пришло из духовного центра страны - Троицко- Сергиевой Лавры. На уроках ОПК есть прекрасная возможность раскрыть роль Лавры,роль писем, посылаемых из Лавры к народу, роль патриарха Гермогена в организации национально освободительного движения - Второго ополчения под руководством Минина и князя Пожарского, показать значение призыва Минина к нижегородцам (можно использовать «Историю России» Александры Ишимовой). И предложить детям самим исследовать причинно-следственную связь между нравственным состоянием народа и историческими событиями этого периода.

Изучая по обществознанию тему «Человек, индивид, личность», можно

познакомить учащихся старших классов с православной точкой зрения на трехсоставность человека - дух, душа, тело.

Тема свободы человека дает возможность изложить православную точку зрения на нее: это свобода выбора каждого между добром и злом.

Изучая типы мировоззрения, можно предложить определить детям, какая, на их взгляд, модель мировоззрения им представляется наиболее верной: теоцентричная, антропоцентричная или рациоцентричная?

        Рассмотрим филологическую составляющую уроков «Основы православной культуры».

         В рассказе В.М.Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова: «Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет. Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная редкая на земле. Дело, наверное, в том, что родина – каждому из нас – в дорогу». Этот рассказ – литературная основа для рассмотрения таких тем, как «Россия – наша Родина» (урок №1), «Любовь и уважение к Отечеству» (урок №30).

 В качестве музыкального фона этих уроков уместно выбрать «Перезвоны» композитора В.А.Гаврилина (часть №17 – «Молитва») – музыкальное произведение, навеянное автору общением с известным писателем, актёром и режиссёром. 
Для такой темы, как «Православная молитва» приведу перечень произведений композиторов, размышляющих о мире с помощью молитвы:
В.А.Моцарт «Реквием», «Страсти по Матфею»;
И.С.Бах «Месса си минор»;
П.И.Чайковский «Детский альбом» (день из жизни ребёнка – «Утренняя молитва»);
М.И.Глинка «Иван Сусанин» (ария из 4 действия);
Б.Окуджава «Молитва»;
А.Рыбников (сцена «Молитвы об удаче» из рок-оперы «Юнона и Авось»);
Р.Паулс – Е.Евтушенко «Дай Бог!»;
Р.Паулс – И.Резник «Я за тебя молюсь».

        При изучении темы «Семья» можно на уроках ОПК познакомить учеников с

православной точкой зрения на семью

        Рассматривая данную тему в начальной школе, я со своими учениками, оформила коллективный творческий проект «Моя семья»

        Он включал в себя изобразительную деятельность (наш семейный портрет», «Наш любимый семейный праздник»),создание мини-сочинения «Рассказ о моей семье» . Все это было оформлено в общую папку и передано классному руководителю 5 класса (куда перешли мои ученики). На первом родительском собрании классный руководитель планирует провести тренинг «Знаем ли мы своих детей»,предусматривающий.в том числе,и ознакомление пап и мам с работами их детей в рамках нашего творческого проекта.

        Я стараюсь, чтобы каждый урок ОПК  имел воспитательный прицел «дальнего действия»,т.е.изучение темы не обрывается со звонком с урока, а находит свое отражение на занятиях по ИЗО, технологии, музыки. В свою очередь и нам, преподающим такую сложную дисциплину (особенно в среднем и старшем звене) в столь сжатые временные рамки просто необходимо иметь представление о том, на какие темы, уже изученные ребятами по другим предметам, я могу опираться.

        Метапредметные связи предполагают В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке сотрудничество и соработничество с коллегами-педагогами.Это,конечно,бывает непросто. И об этом говорят и пишут .Так, в спецвыпске православного журнала «Фома»(2014г.) Священник Павел Островский из подмосковного Красногорска  отвечает на вопрос  о том, какие есть объективные сложности в преподавании «Основ православной культуры». Позвольте привести данный материал дословно:

— Например, чудовищная историческая безграмотность современных школьников. Эта проблема порой недооценивается, но она очень серьезна. И, конечно, проявляется не только на уроках ОПК, но и на уроках литературы. Дело не в том, что дети не знают дат, это ладно… Хуже другое: зачастую для них всё, что случилось до их рождения, — это седая старина, и для них нет особой разницы, что Гражданская война, что эпоха Петра Первого, что Киевская Русь, что Иудея времен Христа. А это означает, что ребята совершенно не понимают мотивацию людей прошлого, их видение мира, их взаимоотношения. Представьте, как на таком фоне рассказывать о событиях Священной Истории, или о преподобном Сергии Радонежском, или о Византийской империи. И это объективная проблема, дети тут не виноваты.
Но преподаватель, конечно же, не должен опускать руки. Тут тоже есть свои способы. Например, задействовать межпредметные связи. Допустим, на «Основах православной культуры» учитель рассказывает детям о том, что такое монашество. Тут ведь очень легко перекинуть мостик и в историю (тот же преподобный Сергий Радонежский и Куликовская битва), и в географию (пустыни, куда уходили монахи, или, допустим, Соловки, пещерные монастыри в Крыму, и так далее), и в литературу («Мцыри» Лермонтова, допустим, или «Отцы-пустынники и жены непорочны» Пушкина)…польза от межпредметных связей несомненна. Когда одна и та же тема с разных сторон показывается в разных школьных предметах, это не только позволяет детям лучше ее усвоить, но и пробуждает интерес к смежным областям знания.

        В этой цитате вновь звучит та самая ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ метапредметного урока: показать ДЛЯ ЧЕГО ты изучаешь тот или иной материал, ГДЕ и КОГДА ,КАК можно его применить.

        В заключение, хотелось бы отметить  огромную значимость связи преподавания предмета ОПК с воспитательной работой класса, школы.         Результатом проведѐнных уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

 В статье  «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы православной культуры»  с сайта Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ говорится:

        Основы православной культуры, как и учебные предметы по другим религиозным культурам – это ещё и средство от экстремизма, основанного на невежестве. Человек, действительно любящий и ценящий свою духовную культуру никогда не пойдет громить другую культуру и её носителей просто потому, что они «другие». А вот люди, искусственно оторванные или сами оторвавшиеся от своих культурных корней от традиционной морали, духовные «босяки», гораздо более способны на такие мысли и действия. Это подтверждает и наша отечественная история.
        Изучение основ религиозной культуры может многое предложить растущей личности не только со стороны пополнения знаний, но и со стороны развития личных дарований и способностей, формирования целостной картины мира, самостоятельной ориентации в духовных вопросах. Одновременно, имеется и реализована тесная содержательная связь ОПК с другими предметами (модулями) комплексного курса, который преследует одну общую цель – воспитание ответственного, нравственного гражданина России. Содержание курса не только не противоречит общепризнанным в нашем обществе нравственным ценностям и нормам, закрепленным в Конституции России и законе РФ «Об образовании», но и оказывает положительное воздействие на их формирование у детей. Это воспитание российской гражданственности, патриотизма, любви к семье, природе, Родине, уважения к правам и законных интересам сограждан, других людей вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности и др.

_______________________________________________________________________

Завершая свое выступление, предлагаю коллегам, совместно со своими учениками, принять участие в нашем  традиционном  православном  конкурсе: «Красота Божьего мира» (региональный этап проходит с 1 сентября 2018 года по 1 ноября) ,а также в VI олимпиаде школьников «В начале было Слово…» для учащихся 8-11 классов по четырем общеобразовательным предметам: русскому языку, литературе, истории и обществознанию. Олимпиаду проводит Московский православный институт святого Иоанна Богослова при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Российского православного университета и Московской международной высшей школы бизнеса. (положения прилагаются в эл. виде)

А также порекомендовать ряд электронных ресурсов, полезных как для учителя, так и для ученика:

1.«Материалы к уроку «Духовные истоки Кубани»

https://infourok.ru/material-k-ciklu-urokov-duhovnie-istoki-kubani-2059487.html

2.«Светочъ»-серии презентаций,материалы по ОПК

http://www.svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_v_borodina/93-4

3.Учителю ОРКСЭ :презентации,конспекты.программы

http://uchitelya.com/orkse/

4.Православный календарь в помощь учителю на 2018-19уч.годы

https://foma.ru/pravoslavnyiy-kalendar-v-pomoshh-uchitelyu-2018-2019-180027.html

5.Крещение Руси:как это было

https://foma.ru/kreshhenie-rusi-kak-eto-byilo.html

ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ!

Русский биографический словарь.
http://www.rulex.ru/
Целью настоящего проекта является создание уникальной как по количественному составу, подробности изложения, так и по функциональности электронной биографической энциклопедии, аккумулирующей наиболее авторитетные русские дореволюционные биографические источники, главными из которых являются 86-томный Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона, 25-томный Русский Биографический словарь Половцова и Энциклопедия братьев Гранат. Общий объем энциклопедии - около 50000 биографических статей, что составляет более 2500 авторских листов текста или 100 Мб. Кроме текстовых статей, в издание войдет более 5000 портретов, несколько тысяч гербов, звуковая и видеоинформация.

Рубикон
http://www.rubricon.com/
Информационно-энциклопедический проект компании «Русс портал», в рамках которого пользователь впервые получает одновременно удобный инструмент поиска лучших ресурсов сети Интернет и доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России. Прежде всего, это «Большая советская энциклопедия» (БСЭ). Здесь публикуется текст её последнего, третьего издания, выходившего в 1969-1979 годах. Уже сегодня пользователь также найдет на сервере несколько энциклопедических изданий: «Иллюстрированный энциклопедический словарь» (1998), «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890-1906), Малая медицинская энциклопедия, «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля (1863-1866), «Рок-энциклопедию» Сергея Кастальского (1998), Энциклопедический словарь «История Отечества», Энциклопедический словарь «Всемирная история», Всемирный биографический энциклопедический словарь, Популярная художественная энциклопедия, Энциклопедия «Москва» и др. Это только начало — в настоящее время готовятся электронные версии нескольких десятков энциклопедий и словарей, и в ближайшие месяцы они будут опубликованы на сервере.

Русская литература и фольклор
http://feb-web.ru/
Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Основное содержание ФЭБ представляется в электронных научных изданиях, каждое из которых посвящено отдельному автору (Пушкин, Лермонтов, ...), жанру (былины, песни,...) или произведению ("Слово о полку Игореве",...). Фундаментальная электронная библиотека предназначена для широкого круга отечественных и зарубежных организаций и отдельных лиц.

"Народы и религии мира". Энциклопедический словарь. http://www.cbooc.ru/peoples/index/welcome.shtml
Сайт основан на одноименном энциклопедическом словаре, подготовленном в научном издательсве "Большая Российская энциклопедия". Имеет разделы: Народы, Религии, Общие понятия этнологии, Словарь терминов, Сводный календарь религиозных праздников.

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.km.ru/
Сокращенный вариант одноименной энциклопедии, изданной на CD-ROM. По утверждению разработчиков включает 130 тысяч. Статей, 30 тыс. иллюстраций, более 1400 таблиц. Является самой крупной энциклопедией на русском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО

Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...

Метапредметные связи на уроках химии

Метапредмет - это новая образовательная форма, являющаяся надстройкой традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учеб...

Метапредметные связи на уроках иностранного языка

Нам предстоит работать в соответствии с новым  образовательным Стандартом. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Госстандарт ориентирован на становление личностных характеристи...

Метапредметные связи на уроках английского языка

Статья о метапредметных связей на уроках английского языка в рамках требований нового государственного образовательного стандарта...

Исследовательская работа «Методические особенности реализации метапредметных связей на примере физики и биологии»

Исследовательская работа «Методические особенности реализации метапредметных связей на примере физики и биологии»...

ВЫступление на МО учителей-предметников Реализация межпредметных связей на уроках географии с обучающимися ОВЗ

ВЫступление на МО учителей-предметников Реализация межпредметных связей на уроках географии  с обучающимися  ОВЗ...