Доклад на МО классных руководителей 2019
методическая разработка

Лапшина Людмила Александровна
«Профилактика и предупреждение асоциального поведения у детей школы-интерната»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_kl_ruk_2019.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

        

Доклад на МО классных руководителей:

«Профилактика и предупреждение асоциального поведения

у детей школы-интерната»

                                                                           Подготовила:

                                                                        Лапшина Л.А.

ИНСАР, 2019

Асоциальное поведение (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы, к которой принадлежит человек. Асоциальное поведение у детей проявляется в агрессивности, драчливости, детском воровстве, бродяжничестве, нарушении школьных правил. Такое поведение становится предметом перевоспитания. Асоциальное поведение нередко приводит к противоправному поведению.

Вопрос о профилактике асоциального поведения является актуальным для современной России. С нарастанием асоциального поведения у детей все больше угасают положительные чувства, и растёт резерв будущей преступности. Асоциальное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Исследования социальных психологов подводят к выводу: асоциальное и нормативное поведение - две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Асоциальное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Следует различать два вида асоциального поведения: созидательной и разрушительной направленности.  Поскольку любое асоциальное поведение - это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несёт в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности.

Виды асоциального поведения.

         Отклоняющимся (асоциальным) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).

        Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, издевательства, убийство). Социальные  отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне, как до криминогенном, так и пост криминогенном. То есть в виде поступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий. Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и  социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учёбы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир  искусственных иллюзий и разрушающих психику.

Крайнее  проявление социально - пассивной позиции - самоубийство, суицид. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.

Подростковая дезадаптация.

Детско - подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют  патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании. Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых лежат серьёзные органические повреждения центральной нервной системы. Выделяют также более лёгкие, пограничные формы нервно-психических расстройств и отклонений, в частности так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, тики, навязчивые дурные привычки), энурез и т.д., что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьёзным  формам социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения. Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяют проблемы олигофрении, проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей. У олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, они в состоянии осваивать определённые социальные программы, получать несколько профессий, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-педагогических условий и коррекционно-развивающих программ.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребёнка, подростка, которые обуславливают их определённую нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в  отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции,  ценностных ориентациях, социальных установках.  

В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и

социальная запущенность. При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учёбе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остаётся ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично  общественное мнение окружающих, сохранены социально значимые связи. При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок. Формируется  негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и “красивой” жизни за счёт сомнительных и незаконных средств к существованию.  Их референтные связи и ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью. Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоёмкий и редко приводящий к успеху процесс. Рост девиантного поведения различных возрастных категорий населения несовершеннолетних и обозначил актуальность проблемы организации профилактической работы с детьми, но в связи с тем, что реализация профилактических технологий осуществляется с детьми, имеющими опыт тех или иных девиантных отклонений в поведении, целесообразно в качестве одного из направлений данного вида деятельности рассматривать работу коррекционную.

Важнейшим фактором в воспитательной и коррекционно - реабилитационной

работе выступает созданная и организованная педагогами воспитывающая среда.

Педагогические условия школы-интерната представляют собой компонент воспитания, отражающий наличие взаимосвязанных материальных и духовных вещей, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей. Педагогические условия должны содержать экологические, психологические, интеллектуальные, нравственные элементы и направления работы.

Социально-педагогическое направление - это деятельность, направленная на конкретного ребёнка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребёнка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребёнком; выявления средств, помогающих ребёнку самостоятельно решить свою проблему. Социально-педагогическое направление реализуется в виде комплекса профилактических мероприятий, а также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей. Социально-педагогическое направление опирается на принципы:

-индивидуально-личностного подхода к ребёнку;

-опоры на положительные стороны личности ребёнка;

-объективность подхода к ребёнку; конфиденциальность.

В школе-интернате должна применяться профилактическая технология работы с детьми девиантного поведения.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин

и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей.

Под профилактикой в воспитательной работе понимается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у отдельного несовершеннолетнего, входящего в группу социального риска;  сохранения, поддержания и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребёнка; содействие ребёнку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Сам термин "профилактика" обычно ассоциируется с запланированным предупреждением причин, способных вызвать нежелательные последствия. Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить типы профилактических мероприятий:

- нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

- контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии следующих составляющих:

 - направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребёнке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

 - обучение ребёнка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

- решение ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

В профилактических технологиях выделяется информационный подход, который направлен на информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством, обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это осуществляется через средства массовой информации (печать, телевидение), кино, театр, художественную литературу, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышение его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

          Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным педагогическим учреждением, для устранения причин девиантного поведения. 

Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика:

  • изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
  • изучение и коррекция нарушения  материнско – детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика:

  • раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребёнка;
  • исследование генографии семьи;
  • коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
  • наличие чётких семейных ролей.

              Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью  является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.

        Среди основных направлений профилактики девиантного поведения особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идёт о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием молодого человека, что подтверждается специальными исследованиями. Известно, что контингент  школ-интернатов совершенно особый, почти все воспитанники имеют негативный опыт общения с взрослыми и чаще всего у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. С каждым годом отмечается рост детской преступности, алкоголизации, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.

Таким образом, существующие направления воспитательной работы по коррекции девиантного поведения у детей направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм асоциального поведения общественно - полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребёнка в общественно-одобряемое либо нейтральное русло.

Актуальной для школы-интерната является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, так как, дети живут там постоянно. Стимулирование последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально-досуговой деятельности.

С целью организации коррекционной деятельности детей предлагаются различные методы и методики:

-метод, преследующий цель вызвать заинтересованность и приобщить к действию;

-метод репродуцирования;

-метод закрепления и обогащения;

-метод содействия и творчества.

При помощи этих методов воспитания, используемых последовательно и параллельно, достигается непрерывность в развитии личности ребёнка. В каждом из них используются действия и приёмы, специфические для данного метода, но частично и некоторые приёмы, характерные для других методов воспитания и коррекции. Это зависит от личности ребёнка, от деятельности, которую он проводит, от социального опыта и т.п. В этом как раз и проявляется диалектическая зависимость содержания развития личности и её конкретной характеристики.

Дадим основную характеристику основным методам, названным выше:

- Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение. Он применяется для того, чтобы вызвать у детей установку и стремление к участию в определённой позитивной деятельности, а это можно считать началом реализации конкретной воспитательной цели, сформированной педагогом. При этом методе воспитание осуществляется на эмоционально-рациональном уровне. Заинтересованность вызывается педагогом при помощи таких приёмов, как рассказ, беседа, показ, чтение, игра и пр. Она направляет внимание, эмоции, мысли детей на цели и деятельность, которые будут способствовать формированию необходимых социальных качеств. Главный результат этого уровня воспитания - возникновение у детей установки на определенную социально ценную деятельность и цели, связанные с такой деятельностью.

- Метод репродуцирования обеспечивает практическое осуществление воспитательной и коррекционной деятельности, организованной педагогом на том же уровне. При помощи этого метода достигается практически воспроизводящий уровень процесса воспитания, нацеливание ребёнка на выполнение действия определенным образом и на установление определенных межличностных отношений. Направленность деятельности в этом случае достигается, прежде всего, специфическими приёмами, имеющимися в арсенале педагога (упражнения, поручения, "взрыв", режим, традиция, поощрения, требования и др.). С их помощью конкретизируются действия детей, определяется их последовательность, выясняются связь между всеми участниками, требования к деятельности, её характер. Репродуцирование со стороны ребёнка действий, отношений происходит благодаря использованию применявшихся и раньше приёмов (слушания, наблюдения, записывания). В социально-педагогической практике в сфере досуга посредством этого метода педагог помогает ребёнку приобретать минимум знаний и умений, накапливать личный социальный опыт для самостоятельной деятельности, в которой он сможет решать свои социальные проблемы.

- Метод закрепления и обогащения воздействует на дальнейшее формирование у детей необходимых социальных качеств. При помощи этого метода

активизируются самостоятельные усилия детей, стимулируется их самоорганизация. Закрепление у детей необходимых социальных качеств в целях

усиления их самостоятельности осуществляется педагогом с помощью прежних приёмов, но соотнесённых с новыми задачами и новым уровнем воспитания. Из новых приёмов используются, прежде всего, такие как личный пример, критика и самокритика, дискуссия, постановка перспективы, общественное мнение и др. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальных общностях разной ориентации (трудовой, учебной, семейной и т.п.).

Главный результат этого метода - дальнейшее совершенствование социальных качеств личности ребёнка.

- Метод содействия и творчества доводит развитие воспитательного процесса до самого высокого уровня - осознанности и осуществления его детьми.

Приёмы педагога становятся здесь в большей степени приёмами самих детей. Воспитывающая деятельность приобретает характер самостоятельной деятельности. Его задача - помочь детям закрепить организаторские умения - осуществляется также и приёмами, которые прежде им использовались. Но характерны для данного метода такие приёмы педагогического воздействия, как авторитет, воспитывающая ситуация и др. Казалось бы, сейчас возможности заполнения свободного времени неисчерпаемы. Всё доступно современному молодому человеку: самообразование, посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой и т.д. Но это в теории, на практике, особенно если ребёнок живёт в школе-интернате, не всё так просто. В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования досуга детей в условиях школы-интерната.

Сфера досуга имеет свои особенности. Досуг детей  существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Детей влечёт к себе всё новое, неизвестное. К специфическим чертам относится преобладание  поисковой активности. Такими "синтетическими" формами организации досуга могут стать кружки по интересам, любительские объединения, кружки художественного и технического творчества, дискотеки.

Деятельность детей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе,  на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятии, о формах и методах работы можно лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп,  психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга должны создавать такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях учреждения "интернатного" типа, от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят добровольный характер.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 223 с.
  2. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 95 с.
  3. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Школьная Пресса, 2007. - 96 с.
  4. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 209 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

План работы ШМО классных руководителей 2019-2020 гг.

План работы ШМО классных руководителей 2019-2020 гг....

Презентация "Один день из жизни классного руководителя" (2019-2020)

Один день из жизни классного руководителя...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...

План работы ШМО классных руководителей 2019-2020

Тема: «Развитие профессиональных компетентностей классных руководителей, как фактор достижения современного качества воспитания в условиях реализации ФГОС».  Цель работы методиче...