Статья "Организация дульной технологии обучения при подготовке рабочих кадров"
статья

Организация дуальной (практико-ориентированной) модели обучения. Проблемы при организации дуальной технологии обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДУАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ КАДРОВ

Чернова Евгения Евгеньевна,

преподаватель иностранного языка,

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский  техникум промышленных и информационных технологий»,

 г. Борисоглебск

На современном этапе развития российского общества образовательные учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования,  сталкиваются с целым рядом проблем. Одной из главных, на мой взгляд,  является недостаточная организация  практико-ориентированного обучения в подготовке квалифицированных рабочих кадров для конкретного предприятия.

Решение этой проблемы возможно путём консолидации профессионального образовательного учреждения и производственной сферы, включая дуальную форму обучения.

Изменения, которые коснулись сегодня системы профессионального образования, требуют подключения усилий государства и работодателей для решения вопроса подготовки рабочих кадров.

Что же представляет собой практико-ориентированная (дуальная) модель обучения?

Под дуальным образованием понимается интеграция теоретической подготовки, осуществляемой на базе образовательного учреждения, и практического обучения, которое студент получает на конкретном предприятии. Дуальная модель обучения предполагает получение более глубоких практико-ориентированных умений и навыков по выбранной профессии. Из этого следует, что при дуальной форме обучения значительная часть учебного времени отводится именно на прохождение студентами практики на том предприятии, куда они, возможно, устроятся после окончания образовательного учреждения.

Практико-ориентированная (дуальная) модель обучения на сегодняшний день воспринимается государством не только как перспективная технология обучения, но и как инструмент, способный повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность субъектов РФ за счёт подготовки квалифицированных рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности.

Однако такая форма обучения будет сведена к нулю без развития и постоянного совершенствования механизма социального партнёрства. В этой связи большое значение придаётся такой форме обучения на рабочем месте, как наставничество, где упор делается на овладение практическими навыками, на освоение в совершенстве прикладных профессиональных компетенций, необходимых для работы на конкретном предприятии.

Использование дуальной формы обучения в любом образовательном учреждении является сложным процессом перехода от традиционных форм и методов обучения к системе дополнительного образования.

Зарубежный опыт внедрения дуального обучения позволяет говорить о том, что такая система практико-ориентированного образования вполне может прижиться и в условиях российских реалий. Для этого необходимо:

- обеспечение тесного сотрудничества между образовательными учреждениями среднего профессионального образования и  предприятиями;

- прогнозирование потребностей предприятий в рабочих кадрах, разработка профессиональных стандартов и выстраивание на их основе образовательных программ;

- обеспечение чередования в процессе обучения блоков теории и практики;

- обязательное проведение профориентационной работы со школьниками с целью формирования более осознанного выбора будущей профессии.

Дуальная технология обучения сегодня активно внедряется во всех российских регионах на базе профессиональных образовательных учреждений. Однако по-прежнему есть целый ряд вопросов, требующих решения.

Так, трудности могут возникнуть с определением профессиональных компетенций, которые необходимы предприятию в рамках получаемой профессии для дальнейшего формирования содержания программ подготовки квалифицированных рабочих кадров. Специалистам, работающим на предприятии, очень сложно чётко определить набор необходимых для работников профессиональных компетенций. Кроме того, объёма вариативной части ФГОС СПО, как показывает практика, недостаточно.

При решении этих проблем может возникнуть необходимость  создания условий, при которых будет обеспечиваться практическая подготовка на базе предприятия. В этой связи должны быть решены вопросы, связанные с условиями прохождения студентами производственной практики. Во-первых, руководство предприятия не хочет предоставлять свою материальную базу для обучения студентов. Во-вторых, существующий на предприятии режим труда и отдыха для работников сильно отличается от режима труда и отдыха студентов. В-третьих, на предприятии запрещено допускать к выполнению определённых видов работ лиц, которые не достигли совершеннолетия.

Однако и эту проблему можно решить, если есть определённая заинтересованность у работников предприятия.

Но как достичь высокого уровня подготовки выпускников в учебном заведении. Чтобы этого добиться, преподаватели должны пройти подготовку на базе предприятия. Но как быть, если предприятия не всегда заинтересованы в прямых затратах на наставническую деятельность. Помимо этого, возникают трудности, связанные с совмещением графика учебного процесса со стажировкой педагогических работников и мастеров производственного обучения образовательного учреждения, а также с разработкой программы стажировки.

Ещё одной проблемой в области дуального обучения может стать отсутствие необходимого пакета регламентирующих документов для реализации  программ подготовки рабочих кадров. Так, например, предприятия не всегда заинтересованы в социальной поддержке студентов, которые приходят к ним на обучение.

        При решении выше перечисленных проблем можно сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая позволит сократить разрыв между качеством трудовых ресурсов и реальными требованиями конкретных предприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности?

Инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает ...

Проблемы подготовки рабочих кадров в условиях Крайнего Севера

Существующие учебные программы содержат материал, который не учитывает конкретные природные условия проживания и особенно жесткие климатогеографические особенности северных регионов.     ...

Проблемы подготовки рабочих кадров в условиях Крайнего Севера

Существующие учебные программы содержат материал, который не учитывает конкретные природные условия проживания и особенно жесткие климатогеографические особенности северных регионов.     ...

План - конспект урока по технологии в 10 классе «Профессии металлообрабатывающей промышленности. Содержания и условия труда слесаря, токаря, фрезеровщика. Формы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Требования к ЗУН молодого рабочего».

Урок для старших классов посвящён выбору рабочих специальностей в металлообрабатывающей промышленности. Ученики узнают о том, какие требования предъявляются к молодым рабочим и знакомятся со способами...

Реализация педагогических технологий подготовки бухгалтерских кадров в системе СПО - автореферат диссертации

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс, переход к индустриальному, а затем постиндустриальному, информационному, обществу, становление и развитие рыночной экономики в России обусловили...

Применение проектной технологии обучения для подготовки к ЕГЭ

Организация учебного проекта по созданию электронного учебника-тренажёра, который объединяет подборку демонстрационных и тестовых презентаций, объединённых системой гиперссылок в среде Web-страниц....