Применение проектной технологии обучения для подготовки к ЕГЭ
статья по информатике и икт на тему
Организация учебного проекта по созданию электронного учебника-тренажёра, который объединяет подборку демонстрационных и тестовых презентаций, объединённых системой гиперссылок в среде Web-страниц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_primenenie_proektnoy_tehnologii_obucheniya_dlya_podgotovki_k_ege.doc | 846.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С.А. Иванцова
Применение проектной технологии обучения
для подготовки к ЕГЭ
Иванцова Светлана Анатольевна, учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Школа №58» г. Нижнего Новгорода Нижегородской области.
Работает по специальности 28 лет. В 2008 году получила высшую квалификационную категорию. Лауреат городских инновационных педагогических чтений в 2010г. Победитель конкурса грантов «Открытое образование» для преподавателей предметов естественнонаучного цикла средних учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области в номинации «Учебно-исследователький проект» в 2011г.
Идея применения проектной технологии обучения для подготовки к ЕГЭ
у меня зародилась ещё в феврале 2008 года на курсах повышения квалификации в НИРО, где я познакомилась с характеристиками и особенностями ЕГЭ по информатике и ИКТ и особенно отчётливо осознала насколько высокий уровень подготовки учителей, учащихся предполагается для успешной сдачи экзамена.
Реализовать проект помог случай – весной 2008 года сразу около 30 моих учеников выразили желание сдавать экзамен по информатике тогда ещё в традиционной форме – в форме реферата. Материал для исследования у меня уже был, и оснований для отказа я не видела. Более того, у меня было желание исследовать тогда ещё неизведанное понятие - ЕГЭ.
Проект, по моей задумке. представлял собой комплекс экзаменационных рефератов и презентаций учеников выпускных классов первоначально по пособиям Гусевой И.Ю, (по вариантам тестовых заданий) и Крылова С.С. (по темам курса). Ученики успешно защитили свои проекты, изучили и представили экзаменационной комиссии свои разработки, из которых впоследствии и была сформирована первая версия электронного учебника.
Со временем электронный учебник развивался, дополнялся новыми материалами из различных источников и методических пособий известных авторов (Поляков К.Ю, М.В. Зорин, О.В. Ярцева и др.), поскольку каждое их них имеет свои преимущества в описании ряда тем курса информатики и ИКТ.
Ряд задач мне и моим ученикам удалось решить другими способами или применяя иные методы оформления решений.
Мы прежде всего стремились оформить свои решения задач максимально коротко, просто и наглядно, что позволило бы в будущем абитуриенту в экстремальных условиях экзамена работать быстро и без ошибок. Эта часть работы была для нас самой трудной, но и самой интересной, важной.
Работа над проектом продолжалась и в урочное время. В 2009г. электронный учебник был дополнен разделом «Тесты по прошлым годам» силами старшеклассников, когда они защищали свои проекты по окончании изучения темы «Компьютерные презентации». Впоследствии дети со своими проектами успешно участвовали в районной выставке детского технического творчества. И до сих пор мы ищем в различных источниках, решаем и пополняем учебник новыми, оригинальными задачами из последних тестов ЕГЭ.
А первые результаты реализации проекта уже есть. Электронный учебник-тренажёр активно применяется учениками школы для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Во многом благодаря этому средний балл в школе по информатике и ИКТ в 2009 г. превысил 70% , в 2010 г. превысил 80%
Cреди выпускников прошлых лет были очень хорошие показатели:
2009 г.: Анастасия Голубева, 11А (90 баллов),
Андрей Тактаев, 11Б (78 баллов)
2010 г.: Денис Майданов, 11Б (82 балла)
Сравнительный анализ средних баллов по ЕГЭ по информатике в 2009, 2010 г.г.
В этом году уже ряд школ Автозаводского района взяли на вооружение данный электронный учебник. Отзывы самые одобрительные. Электронный учебник применяется также в качестве учебного пособия и на уроках при изучении тем курса информатики и ИКТ.
Методисты НИРО высказали свою заинтересованность в создании подобного методического инструмента для подготовки к ЕГЭ, одна из положительных особенностей которого – простота и доступность технологии создания подобных методических материалов уже для каждого учителя-предметника на данном этапе.
Ссылка на публикацию электронного учебника-тренажёра наряду с другими моими методическими материалами размещена на сайте кафедры теории и методики обучения информатике ГОУ ДПО НИРО в разделе Материалы учителей информатики: http://ktimoi.edusite.ru/ Ссылка на публикацию в Интернете на школьном сайте: http://shkola58.ucoz.ru/site_svetivan58/EGE.htm
Отмечу участие в 2010 году с данным проектом в районных (1 место) и городских инновационных чтениях «Инноватика в образовании – инвестиции в будущее».
В 2011 году проект «Систематизация методических материалов для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ с помощью электронного учебника-тренажёра» стал одним из победителей на конкурсе грантов «Открытое образование» для преподавателей предметов естественнонаучного цикла средних учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области в номинации «Учебно-исследователький проект», проводившегося в стенах ННГУ им. Н.И. Лобачевского в рамках фестивального марафона «Путь в науку».
Так что же из себя представляет наш проект? Методической основой электронного учебника-тренажёра является систематизированная информация из нескольких источников – ссылки на них обязательно приводятся в аннотации:
«В этом учебнике приводится систематизированная информация из нескольких источников: открытого сегмента федерального банка тестовых заданий, демонстрационных вариантов ЕГЭ прошлых лет, материалов К.Ю. Полякова (kpolyakov.narod.ru, 2009 г.), учебных пособий:
«ЕГЭ 2008. Информатика» (Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. - М.: Интеллект-Центр, 2007);
«Информатика. ЕГЭ 2008. Раздаточный материал тренировочных тестов» (Гусева И.Ю.— СПб., Тригон, 2008);
«Информатика. ЕГЭ 2009. Самые новые задания», (О.В. Ярцева, Е.Н. Цикина – М.: АСТ: Астрель, 2009);
«Информатика. Тестирование в формате ЕГЭ»,(М.В. Зорин, Е.М. Зорина - Волгоград: Учитель, 2009) и др.
Учебно-тренировочные материалы допущены ГНУ «ФИПИ»
Проект содержит самостоятельные разработки его авторов в виде необходимых для исследования тем курса рекомендаций и решений целого ряда задач.
Назначение учебника — помочь ученикам «набить руку» в решении тестов ЕГЭ, разобраться с наиболее сложными заданиями и узнать объективный уровень своих знаний.
Электронный учебник-тренажёр объединяет подборку демонстрационных и тестовых презентаций, объединённых системой гиперссылок в среде Web-страниц, каждая из которых может работать автономно, выполняя свой комплекс задач. Общий запуск электронного учебника осуществляется с помощью Web-страницы index.htm
Проект оснащён отдельно функционирующими сегментами-папками:
- Тестирование-тренинг, содержащий комплекс Web-страниц с подборкой тестовых презентаций по темам и вариантам, у которых по ходу тестирования на экран выдаётся сообщение о правильности ответа.
- Тестирование-контроль, содержащий комплекс Web-страниц с подборкой тестовых презентаций по темам и вариантам, у которых по ходу тестирования на экран не выдаётся никакого сообщения.
Данные сегменты-папки можно применять, прежде всего, на станциях учеников для проверки знаний и отработки навыков тестирования при подготовке к ЕГЭ. Для разработки данных сегментов мне понадобилось особые преобразования макросов в тестовых презентациях.
Списать не получится!
Макросы к тестовым презентациям преобразованы мной таким образом, чтобы пресечь попытки листать презентации назад! В случае выполнения хотя бы одной попытки обратного просмотра презентаций по результатам теста все набранные баллы обнуляются, и выдаётся соответствующий комментарий.
Чтобы неудобно было списывать. все тематические тесты дополнены возможностью тестирования по вариантам (4 варианта) в режиме произвольного показа презентации. По окончании тестирования:
- Выдаётся диалоговое окно с результатами тестирования – количество верных ответов, процент исполнения теста, оценка.
- Статистика тестирования собирается в файл Статистика.txt.
Главное меню электронного учебника-тренажёра открывает доступ к более 2000 слайдам с обучающими материалами:
Разделы электронного учебника-тренажёра отражены в следующей схеме:
Распределение презентаций по темам курса:
Демонстрация: | Тесты: |
1. Информация и её кодирование ∙ Количество информации ∙ Информация и её кодирование 2. Системы счисления ∙ Системы счисления 3. Алгоритмизация и программирование ∙ Исполнитель ∙ Алгоритмы, программы ∙ Последовательности 4. Информационные технологии ∙ Файловая система ∙ Электронные таблицы ∙ Базы данных 5. Основы логики ∙ Алгебра логики ∙ Логические задачи 6. Моделирование ∙ Моделирование 7. Коммуникации ∙ Коммуникации |
∙ Кодирование. Декодирование ∙ Количество информации ∙ Кодирование. Графика ∙ Кодирование. Передача
∙ Перевод чисел ∙ Арифметика ∙ Основание
∙ Исполнитель 1 ∙ Исполнитель 2 ∙ Алгоритмы, программы - алгоритмы; - линейные, разветвляющиеся, - массивы. ∙ Последовательности
∙ Файловая система ∙ Электронные таблицы ∙ Базы данных
∙ Основы ∙ Таблицы истинности ∙ Алгебра логики ∙ Закономерности ∙ Логические задачи
∙ Моделирование
∙ Коммуникации |
Методические рекомендации по применению электронного учебника-тренажёра:
Начиная со второго этапа рекомендована организация среди участников проекта научно-исследовательской деятельности по поиску новых материалов для подготовки к ЕГЭ, а также изучению и при необходимости разработке своих оригинальных алгоритмов выполнения заданий тестов ЕГЭ.
Этапы подготовки | Предполагаемый первоначальный уровень подготовки учащихся | Цель и содержание обучения | Инструменты реализации учебной деятельности |
I | Базовый (или ниже) | Формирование и закрепление первоначальных представлений об основных понятиях и алгоритмах решения типичных задач из курса информатики и ИКТ | Демонстрационная презентация Теория.ppt |
II | Базовый (или повышенный) | Формирование ЗУН по отдельным темам курса информатики и ИКТ на уровне, соответствующем требованиям ЕГЭ. Изучение демонстрационных презентаций по каждой отдельной теме целесообразно завершать тестированием с применением соответствующей тестовой презентации. | См. Распределение презентаций по темам курса. |
III | Повышенный | Отработка навыка тестирования по всем темам курса (ч.А и ч.В) | Презентации: Вариант1_тест.ppt Вариант1_демо.ppt … Вариант6_тест.ppt Вариант6_демо.ppt Тест 2004.ppt … Тест 2010.ppt |
IV | Повышенный (или высокий) | Отработка навыка составления алгоритмов и программ решения задач высокого уровня (ч.C) | Презентации: ТеорияПрогр1.ppt … ТеорияПрогр4.ppt |
Безусловно, электронный учебник-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ будет дополняться новыми материалами, совершенствоваться, развиваться в дальнейшем в соответствии меняющимися реалиями. Актуальность задачи подготовки выпускников школ к сдаче ЕГЭ со временем не ослабевает, банк заданий ЕГЭ постоянно пополняется новыми материалами и необходимость их изучения, исследования не исчезает. Каждый выпуск 9, 11-классников сталкивается с необходимостью не только изучить уже известные к тому моменту материалы ЕГЭ по темам курса, но и исследовать новые задания, предлагаемые разработчиками. Только тогда ученику можно надеяться на положительный результат аттестации. Элемент исследования в нашем проекте на данном этапе заключается:
- в изучении и применении учениками существующей в данном проекте технологии построения и функционирования электронного учебника-тренажёра;
- в поиске учителем и его учениками новых интересных материалов для подготовки к ЕГЭ, который может осуществляться с помощью различных источников – современной методической литературы, публикаций в Интернете и др.;
- в изучении, а при необходимости и разработке своих оригинальных алгоритмов выполнения заданий тестов ЕГЭ;
- в пополнении методической базы уже существующего электронного учебника-тренажёра с применением современных информационных технологий;
- поиск и изучение возможно новых и более функциональных технологий реализации подобного проекта, например, посредством тестовой среды My Test и т.п.
Предполагаемые участники проекта помимо учителя - группа учеников, выбравших в качестве экзамена по выбору информатику и ИКТ. Срок выполнения проекта неограничен – видимо, пока востребована форма сдачи выпускного экзамена в форме ЕГЭ.
Я от всей души рекомендую своим коллегам наряду с другими и подобную технологию систематизации как собственных, так и других всевозможных методических материалов, столь необходимых для более эффективной, качественной работы учителя.
2011, октябрь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с применением проектной технологии. 10 кл."Основные принципы русской орфографии"
Урок с применением КСО. Класс разбит на две группы. Каждая из них должнв выполнить определенную творческую работу. К уроку заранее была создана презентация, которую надо было преобразовать. Конечный и...
Контроль качества знаний по курсу английского языка в классах гуманитарного профиля на основе применения проектной технологии.
Обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес ...
Конспект уроков с применением проектной технологии
Тема урока: Буряад орон (90 жэлэй ойн баярта зорюулагдана)...
Применение проектной технологии на уроках английского языка
Сообщение по теме: "Применение проектной технологии на уроках английского языка". Примеры проектов в 5-8 классах....
Применение информационных технологий при подготовке и проведении урока технологии
Поэтапное использование ИКТ на уроках технологии...
Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.
Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...
Подготовительный этап применения проектной технологии в урочной деятельности (без применения презентации PowerPoint)
Проекты в основном звене не обязательно выполнять с помощью презентации PowerPoint. Сначала нужно детей научить, как вообще эти проекты делать. Согласны? Тогда прочитайте мою статью о такой работе....