Применение проектной технологии обучения для подготовки к ЕГЭ
статья по информатике и икт на тему

Иванцова Светлана Анатольевна

Организация учебного проекта по созданию электронного учебника-тренажёра, который объединяет подборку демонстрационных и тестовых презентаций, объединённых системой гиперссылок в среде Web-страниц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.А. Иванцова

Применение проектной технологии обучения
для подготовки к ЕГЭ

Иванцова Светлана Анатольевна, учитель информатики и ИКТ

МБОУ «Школа №58» г. Нижнего Новгорода Нижегородской области.

Работает по специальности 28 лет. В 2008 году получила высшую квалификационную категорию. Лауреат городских инновационных педагогических чтений в 2010г. Победитель конкурса грантов «Открытое образование»  для преподавателей предметов естественнонаучного цикла средних учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области в номинации «Учебно-исследователький проект» в 2011г.

 

Идея применения проектной технологии обучения для подготовки к ЕГЭ  
у меня зародилась ещё в феврале 2008 года на курсах повышения квалификации в НИРО, где я познакомилась с характеристиками и особенностями ЕГЭ по информатике и ИКТ и особенно отчётливо осознала насколько высокий уровень подготовки учителей, учащихся предполагается для успешной сдачи экзамена.

Реализовать проект помог случай – весной 2008 года сразу около 30 моих учеников выразили желание сдавать экзамен по информатике тогда ещё в традиционной форме  –  в форме реферата. Материал для исследования у меня уже был, и оснований для отказа я не видела. Более того, у меня было желание исследовать тогда ещё неизведанное понятие - ЕГЭ.

Проект, по моей задумке.  представлял собой комплекс экзаменационных рефератов и презентаций учеников выпускных классов первоначально по пособиям Гусевой И.Ю, (по вариантам тестовых заданий) и Крылова С.С. (по темам курса).  Ученики успешно защитили свои проекты, изучили и представили экзаменационной комиссии свои разработки, из которых впоследствии и была сформирована первая версия электронного учебника.

Со временем электронный учебник развивался, дополнялся новыми материалами из различных источников и методических пособий известных авторов (Поляков К.Ю, М.В. Зорин, О.В. Ярцева и др.), поскольку каждое их них имеет свои преимущества в описании ряда тем курса информатики и ИКТ.

Ряд задач мне и моим ученикам удалось решить другими способами или применяя иные методы оформления решений. 

Мы прежде всего стремились оформить свои решения задач максимально коротко, просто и наглядно, что позволило бы в будущем абитуриенту в экстремальных условиях экзамена работать быстро и без ошибок. Эта часть работы  была для нас самой трудной, но и самой интересной, важной.

Работа над проектом продолжалась и в урочное время. В 2009г. электронный учебник был дополнен разделом «Тесты по прошлым годам» силами старшеклассников, когда они защищали свои проекты по окончании изучения темы «Компьютерные презентации». Впоследствии дети со своими проектами успешно участвовали в районной выставке детского технического творчества.  И до сих пор мы ищем в различных источниках, решаем и пополняем учебник новыми, оригинальными задачами из последних тестов ЕГЭ.

А первые результаты реализации проекта уже есть. Электронный учебник-тренажёр активно применяется учениками школы для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.    

Во многом благодаря этому средний балл в школе по информатике и ИКТ  в 2009 г. превысил 70% ,  в 2010 г. превысил 80%

Cреди выпускников прошлых лет были очень хорошие показатели:

2009 г.:              Анастасия Голубева, 11А (90 баллов),
                                   Андрей Тактаев, 11Б (78 баллов)

2010 г.:              Денис Майданов, 11Б (82 балла)

Сравнительный анализ средних баллов по ЕГЭ по информатике в 2009, 2010 г.г.

В этом году уже ряд школ Автозаводского района взяли на вооружение данный электронный учебник. Отзывы самые одобрительные.  Электронный учебник применяется также в качестве учебного пособия и на уроках при изучении тем курса информатики и ИКТ.

Методисты НИРО высказали свою заинтересованность в создании подобного методического инструмента для подготовки к ЕГЭ, одна из положительных особенностей которого – простота и доступность технологии создания подобных методических материалов уже для каждого учителя-предметника на данном этапе.

Ссылка на публикацию электронного учебника-тренажёра наряду с другими моими методическими материалами размещена на сайте кафедры теории и методики обучения информатике ГОУ ДПО НИРО в разделе Материалы учителей информатики: http://ktimoi.edusite.ru/   Ссылка на публикацию в Интернете на школьном сайте: http://shkola58.ucoz.ru/site_svetivan58/EGE.htm

Отмечу участие в 2010 году с данным проектом в районных (1 место) и городских инновационных чтениях «Инноватика  в образовании – инвестиции в будущее».

В 2011 году проект «Систематизация методических материалов для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ  с помощью электронного учебника-тренажёра»  стал одним из победителей на конкурсе грантов «Открытое образование»  для преподавателей предметов естественнонаучного цикла средних учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области в номинации «Учебно-исследователький проект», проводившегося в стенах ННГУ им. Н.И. Лобачевского в рамках фестивального марафона «Путь в науку».

Так что же из себя представляет наш проект? Методической основой электронного учебника-тренажёра является  систематизированная информация из нескольких источников – ссылки на них обязательно приводятся в аннотации:

«В этом учебнике приводится  систематизированная информация из нескольких источников: открытого сегмента федерального банка тестовых заданий, демонстрационных вариантов ЕГЭ прошлых лет, материалов К.Ю. Полякова (kpolyakov.narod.ru, 2009 г.), учебных пособий:

«ЕГЭ 2008. Информатика» (Крылов С.С., Лещинер В.Р.,  Якушкин П.А. - М.: Интеллект-Центр, 2007);

«Информатика. ЕГЭ 2008. Раздаточный материал тренировочных тестов» (Гусева И.Ю.— СПб., Тригон, 2008);

«Информатика. ЕГЭ 2009. Самые новые задания», (О.В. Ярцева, Е.Н. Цикина – М.: АСТ: Астрель, 2009);

«Информатика. Тестирование в формате ЕГЭ»,(М.В. Зорин, Е.М. Зорина - Волгоград: Учитель, 2009) и др.

Учебно-тренировочные материалы допущены ГНУ «ФИПИ»

 Проект содержит самостоятельные разработки его авторов в виде необходимых для исследования тем курса рекомендаций и решений целого ряда задач.

Назначение учебника — помочь ученикам «набить руку» в решении тестов ЕГЭ, разобраться с наиболее сложными заданиями и узнать объективный уровень своих знаний.

Электронный учебник-тренажёр объединяет подборку демонстрационных и тестовых презентаций, объединённых системой гиперссылок в среде Web-страниц, каждая из которых может работать автономно, выполняя свой комплекс задач. Общий запуск электронного учебника осуществляется с помощью Web-страницы index.htm

Проект оснащён отдельно функционирующими сегментами-папками:

  1. Тестирование-тренинг, содержащий комплекс Web-страниц с подборкой тестовых презентаций по темам и вариантам, у которых по ходу тестирования на экран выдаётся сообщение о правильности ответа.
  2. Тестирование-контроль, содержащий комплекс Web-страниц с подборкой тестовых презентаций по темам и вариантам, у которых по ходу тестирования на экран не выдаётся никакого сообщения.

Данные сегменты-папки можно применять, прежде всего, на станциях учеников для проверки знаний и отработки навыков тестирования при подготовке к ЕГЭ. Для разработки данных сегментов мне понадобилось особые преобразования макросов в тестовых презентациях.

Списать не получится!

Макросы к тестовым презентациям преобразованы мной таким образом, чтобы пресечь попытки листать презентации назад!  В случае выполнения хотя бы одной попытки обратного просмотра презентаций по результатам теста все набранные баллы обнуляются, и выдаётся соответствующий комментарий.

Чтобы неудобно было списывать. все тематические тесты дополнены возможностью тестирования по вариантам (4 варианта) в режиме произвольного показа презентации.  По окончании тестирования:

  • Выдаётся диалоговое окно с результатами тестирования – количество верных ответов, процент исполнения теста, оценка.
  • Статистика тестирования собирается в файл Статистика.txt.


Главное меню электронного учебника-тренажёра открывает доступ к более 2000 слайдам с обучающими материалами:

Разделы электронного учебника-тренажёра отражены в следующей схеме:


Распределение презентаций по темам курса:

Демонстрация:

Тесты:

 1. Информация и её кодирование

 Количество информации

 Информация и  её кодирование

 2. Системы счисления

 Системы счисления

 3. Алгоритмизация и программирование

 Исполнитель

 Алгоритмы, программы

 Последовательности

 4. Информационные технологии

 Файловая система

 Электронные таблицы

 Базы данных

 5. Основы логики

 Алгебра логики

 Логические задачи

 6. Моделирование

 Моделирование

 7. Коммуникации

 Коммуникации

  1.  Информация и её кодирование

 Кодирование. Декодирование

 Количество информации

 Кодирование. Графика

 Кодирование. Передача

  1.  Системы счисления

 Перевод чисел

 Арифметика

 Основание

  1.  Алгоритмизация и программирование

 Исполнитель 1  

 Исполнитель 2

 Алгоритмы, программы

      - алгоритмы;

      - линейные, разветвляющиеся,
             циклические;

      - массивы.

 Последовательности

  1. Информационные технологии

 Файловая система

 Электронные таблицы

 Базы данных

  1. Основы логики

 Основы  

 Таблицы истинности  

 Алгебра логики

 Закономерности  

 Логические задачи

  1. Моделирование

 Моделирование

  1.  Коммуникации

 Коммуникации

 

 Методические рекомендации по применению электронного учебника-тренажёра:

Начиная со второго этапа рекомендована организация среди участников проекта научно-исследовательской деятельности по поиску новых материалов для подготовки к ЕГЭ, а также изучению и при необходимости разработке своих оригинальных алгоритмов выполнения заданий тестов ЕГЭ.

Этапы подготовки

Предполагаемый первоначальный уровень подготовки учащихся

Цель и содержание обучения

Инструменты реализации учебной деятельности

I

Базовый (или ниже)

Формирование и закрепление первоначальных представлений об основных понятиях и алгоритмах решения типичных задач из курса информатики и ИКТ

Демонстрационная презентация Теория.ppt

II

Базовый (или повышенный)

Формирование ЗУН по отдельным темам курса информатики и ИКТ на уровне, соответствующем  требованиям ЕГЭ. Изучение демонстрационных презентаций  по каждой отдельной теме целесообразно завершать тестированием с применением соответствующей тестовой презентации.

См. Распределение презентаций по темам курса.

III

Повышенный

Отработка навыка тестирования по всем темам курса (ч.А и ч.В)
как в режиме реального времени с применением тестовых презентаций
(по вариантам (1-6),
по прошлым годам),  так и в режиме демонстрации в виде самостоятельной работы над ошибками.

Презентации:

Вариант1_тест.ppt

Вариант1_демо.ppt

Вариант6_тест.ppt

Вариант6_демо.ppt

Тест 2004.ppt

Тест 2010.ppt

IV

Повышенный (или высокий)

Отработка навыка составления алгоритмов и программ решения задач высокого уровня (ч.C)

Презентации:

ТеорияПрогр1.ppt

ТеорияПрогр4.ppt

Безусловно, электронный учебник-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ будет дополняться новыми материалами, совершенствоваться, развиваться в дальнейшем в соответствии меняющимися реалиями. Актуальность задачи подготовки выпускников школ к сдаче ЕГЭ со временем не ослабевает, банк заданий ЕГЭ постоянно пополняется новыми материалами и необходимость  их изучения, исследования не исчезает.  Каждый выпуск 9, 11-классников сталкивается с необходимостью не только изучить уже известные к тому моменту материалы ЕГЭ по темам курса, но и исследовать новые задания, предлагаемые разработчиками. Только тогда ученику можно надеяться на положительный результат аттестации. Элемент исследования в нашем проекте на данном этапе заключается:

  • в изучении и применении учениками существующей в данном проекте технологии построения и функционирования электронного учебника-тренажёра;
  • в поиске учителем и его учениками новых интересных материалов для подготовки к ЕГЭ, который может осуществляться с помощью различных источников – современной методической литературы, публикаций в Интернете и др.;
  • в изучении, а при необходимости и разработке своих оригинальных алгоритмов выполнения заданий тестов ЕГЭ;
  • в пополнении методической базы уже существующего электронного учебника-тренажёра с применением современных информационных технологий;
  • поиск и изучение возможно новых и более функциональных технологий реализации подобного проекта, например, посредством тестовой среды My Test и т.п.

Предполагаемые участники проекта помимо учителя -  группа учеников, выбравших в качестве экзамена по выбору информатику и ИКТ. Срок выполнения проекта неограничен – видимо, пока востребована форма сдачи выпускного экзамена в форме ЕГЭ.

Я от всей души рекомендую своим коллегам наряду с другими и подобную технологию систематизации как собственных, так и других всевозможных методических материалов, столь необходимых для более эффективной, качественной работы учителя.

2011, октябрь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением проектной технологии. 10 кл."Основные принципы русской орфографии"

Урок с применением КСО. Класс разбит на две группы. Каждая из них должнв выполнить определенную творческую работу. К уроку заранее была создана презентация, которую надо было преобразовать. Конечный и...

Контроль качества знаний по курсу английского языка в классах гуманитарного профиля на основе применения проектной технологии.

Обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес ...

Конспект уроков с применением проектной технологии

Тема урока: Буряад орон (90 жэлэй ойн баярта зорюулагдана)...

Применение проектной технологии на уроках английского языка

Сообщение по теме: "Применение проектной технологии на уроках английского языка". Примеры проектов в 5-8 классах....

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...

Подготовительный этап применения проектной технологии в урочной деятельности (без применения презентации PowerPoint)

Проекты в основном звене не обязательно выполнять с помощью презентации PowerPoint. Сначала нужно детей научить, как вообще эти проекты делать. Согласны? Тогда прочитайте мою статью о такой работе....