Реализация педагогических технологий подготовки бухгалтерских кадров в системе СПО - автореферат диссертации
статья на тему

Зенина Наталья Вячеславовна

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс, переход к индустриальному, а затем постиндустриальному, информационному, обществу, становление и развитие рыночной экономики в России обусловили приоритетную цель учреждений среднего профессионального образования: подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего не только профессиональными, но и социальными характеристиками, а также личностными качествами, обеспечивающими его профессиональную мобильность, компетентность, адаптивность и социальную защищенность.

В России ощущается дефицит конкурентоспособных бухгалтерских кадров, отвечающих современным требованиям к этой категории работников. Проникновение товаров, услуг и капиталов через национальные границы, появление и развитие мультинациональных корпораций, ориентация российских предприятий на международные стандарты ведения бухгалтерского учета и отчетности обуславливают потребность рынка в высококвалифицированных специалистах, способных работать как в сложившихся условиях, так и в условиях перемен. Это находит свое отражение в таких документах как Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, Кодекс этики члена Института профессиональных бухгалтеров России.

Указанные изменения в социальной и экономической жизни страны требуют разработки современных подходов к процессу обучения студентов –  бухгалтеров в учреждениях СПО, умеющих решать стандартные профессиональные задачи в рамках основных функций своей деятельности. Наличие устойчивого спроса на бухгалтерские кадры, массовость их подготовки обуславливают необходимость разработки и, что особенно актуально, реализации педагогических технологий, имея в виду, что и сама профессиональная деятельность бухгалтера по сути является технологичной.

Технологизация образования вполне закономерна, при этом образовательный процесс в своем традиционном виде постепенно трансформируется и реализуется на основе педагогических технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование особого образовательного результата – профессиональных и надпрофессиональных  (общих) компетенций выпускников в рамках компетентностного подхода.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «педагогическая технология», определено его содержание (системный характер, достижение намеченных измеряемых результатов в виде заданных параметров профессионально-образовательного развития личности, запрограммированность, воспроизводимость) и объем (все уровни педагогической технологии – от реализации основной образовательной программы в целом до реализации учебного модуля в рамках учебной дисциплины), раскрыта взаимосвязь понятий «педагогическая технология» и «образовательная услуга»; выявлены основные свойства и характеристики педагогической технологии.

2. Выявлен комплекс организационных форм, методов обучения и контроля, обладающих признаками технологичности, входящих в систему педагогической технологии и базирующихся на особенностях содержания подготовки бухгалтеров в учреждениях СПО.

3. Обосновано, что реализация межпредметных связей на уровне выявленного комплекса организационных форм и методов обучения как компонентов системы педагогической технологии, ориентированной на формирование компетенций при изучении общепрофессиональных дисциплин («Теория бухгалтерского учета»») приводит к ориентации на эти цели дисциплин специального цикла («Бухгалтерский учет»).

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Выявлены профессиональные и надпрофессиональные компетенции бухгалтера, которые могут быть использованы при создании профессиональных стандартов, а также как запланированный, заранее спроектированный результат при формировании ФГОС СПО нового поколения по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» на компетентностной основе.

2. Подготовлены и апробированы рабочие учебные программы, учебные лекции, практические занятия, задачи, которые отражают взаимосвязь содержания обучения с определенным сочетанием организационных форм, методов обучения и контроля в рамках реализации педагогической технологии, и могут быть использованы преподавателями общепрофессиональных («Теория бухгалтерского учета») и специальных («Бухгалтерский учет») дисциплин.

3. На примере предлагаемого сочетания традиционных организационных форм и методов обучения показана возможность успешной реализации педагогической технологии при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На правах рукописи

ДЕМИЧЕВА

Наталья Вячеславовна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУХГАЛТЕРСКИХ КАДРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08.- теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва 2008

Диссертация выполнена в лаборатории стандартизации, содержания и технологий профессионального образования

Центра профессионального образования

Федерального института развития образования

Министерства образования и науки Российской Федерации

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор

Новиков Петр Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

профессор

Читаева Ольга Борисовна

 кандидат педагогических наук

Хлопиков Владимир Петрович

Ведущая организация:

Московский государственный

агроинженерный университет

им. В.П. Горячкина

Защита состоится 23 декабря 2008 г., в 1100, на заседании Диссертационного совета Д 212.342.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук при Федеральном институте развития образования по адресу: 125319 Москва, ул. Черняховского, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.

Текст автореферата размещен на сайте Федерального института развития образования:  www.firo.ru.

Автореферат разослан  22 ноября  2008 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент                                   В.Н. Манюкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс, переход к индустриальному, а затем постиндустриальному, информационному, обществу, становление и развитие рыночной экономики в России обусловили приоритетную цель учреждений среднего профессионального образования: подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего не только профессиональными, но и социальными характеристиками, а также личностными качествами, обеспечивающими его профессиональную мобильность, компетентность, адаптивность и социальную защищенность.

В России ощущается дефицит конкурентоспособных бухгалтерских кадров, отвечающих современным требованиям к этой категории работников. Проникновение товаров, услуг и капиталов через национальные границы, появление и развитие мультинациональных корпораций, ориентация российских предприятий на международные стандарты ведения бухгалтерского учета и отчетности обуславливают потребность рынка в высококвалифицированных специалистах, способных работать как в сложившихся условиях, так и в условиях перемен. Это находит свое отражение в таких документах как Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, Кодекс этики члена Института профессиональных бухгалтеров России.

Указанные изменения в социальной и экономической жизни страны требуют разработки современных подходов к процессу обучения студентов –  бухгалтеров в учреждениях СПО, умеющих решать стандартные профессиональные задачи в рамках основных функций своей деятельности. Наличие устойчивого спроса на бухгалтерские кадры, массовость их подготовки обуславливают необходимость разработки и, что особенно актуально, реализации педагогических технологий, имея в виду, что и сама профессиональная деятельность бухгалтера по сути является технологичной.

Технологизация образования вполне закономерна, при этом образовательный процесс в своем традиционном виде постепенно трансформируется и реализуется на основе педагогических технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование особого образовательного результата – профессиональных и надпрофессиональных  (общих) компетенций выпускников в рамках компетентностного подхода.

Исследование существующих подходов в теории и практике реализации педагогических технологий свидетельствует о наличии существенных противоречий:

– между возросшей, в том числе и по данным службы занятости, потребностью большого числа заказчиков различного вида в квалифицированных бухгалтерских кадрах, обладающих профессиональными и надпрофессиональными компетенциями и недостаточной разработанностью современных подходов к формированию данных качеств у выпускников образовательных учреждений СПО;

– между значительным количеством разработанных и накопленных в педагогической науке и опыте педагогических технологий и недостаточной их реализацией в  практике среднего профессионального образования.

Данные противоречия определяют необходимость проведения научного исследования вопросов реализации педагогических технологий  при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях среднего профессионального образования.

Анализ существующих исследований, названные противоречия, и собственный поиск в данном направлении позволили сформулировать проблему исследования: каким образом удовлетворить требования современного рынка труда в качестве подготовки квалифицированных бухгалтерских кадров на основе реализации в учебном процессе педагогических технологий.  

Актуальность рассматриваемой проблемы, необходимость разрешения названных противоречий послужила основанием для определения темы исследования: «Реализация педагогических технологий при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях среднего профессионального образования».

В исследовании введено ограничение: педагогические технологии рассмотрены на примере двух важных учебных дисциплин – «Бухгалтерский учет» и «Теория бухгалтерского учета» по специальности  СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» при подготовке студентов по дневной форме обучения.

Основные понятия, использованные в диссертации:

Педагогическая технология - запрограммированная, воспроизводимая при сходных условиях система функционирования всех компонентов педагогического процесса, базирующаяся на содержательной технике его реализации и приводящая к намеченным измеряемым результатам в виде заданных параметров профессионально-образовательного развития личности специалиста.

Реализация – осуществление чего-либо; исполнение на деле; проведение в жизнь какого-либо плана, программы, намерения.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предметов, явлений, процессов, охватываемых понятием; объем понятия – все предметы, явления, процессы, к которым приложимо данное понятие.

Образовательная услуга – процесс передачи образовательной информации обучающимся, направленный на формирование у него профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций.

Цель исследования: реализация разработанных педагогических технологий подготовки бухгалтерских кадров, выявление и проверка их дидактических возможностей в учебном процессе.

Объект исследования: содержание, процесс и результат обучения студентов-бухгалтеров в учреждениях СПО.

Предмет исследования: педагогические технологии, реализуемые при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: реализация разработанных педагогических технологий в процессе обучения студентов-бухгалтеров в учреждениях СПО будет возможной и эффективной, если:

- проанализированы особенности содержания подготовки бухгалтеров в учреждениях СПО как одного из наиболее существенных факторов выбора организационных форм и методов обучения;

- определена совокупность организационных форм, методов обучения и контроля, являющихся компонентами педагогической технологии и базирующихся на особенностях содержания подготовки бухгалтеров;

- осуществлена проверка дидактических возможностей реализации в учебном процессе педагогических технологий и намечен ее результат в виде заданных параметров профессионально-образовательного развития личности, которые могут быть измерены и оценены.

- обоснован объем и содержание понятия «педагогическая технология» и его взаимосвязь с понятием «образовательная услуга»; выявлены свойства и характеристики педагогической технологии, упорядочены ее компоненты как системного объекта.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования можно сформулировать следующие задачи исследования:

1. Проанализировать основные подходы к проблеме педагогических технологий, уточнить понятийный аппарат.

2. Показать, что педагогическая технология является системным объектом, выявить ее свойства и характеристики, взаимосвязь с понятием образовательной услуги.

3. Провести анализ содержания подготовки бухгалтерских кадров в системе среднего профессионального образования и на основе реализации педагогической технологии задать результат профессионально-образовательного развития специалиста в виде профессиональных и надпрофессиональных компетенций.

4. Определить особенности комплекса организационных форм, методов обучения и контроля в системе педагогической технологии подготовки бухгалтеров в учреждениях СПО.

5. Реализовать в ходе опытно-экспериментальной работы  разработанную педагогическую технологию подготовки бухгалтерских кадров и оценить успешность ее применения.

Для решения поставленных задач в ходе диссертационной работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научных трудов, педагогической, методической и специальной литературы по проблеме; анализ государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, учебных планов по блокам и циклам,  учебных программ, требований работодателей, должностных инструкций бухгалтера; сравнение и интерпретация фактов проявления объекта исследования, синтез и обобщение результатов исследования, системный подход; педагогическое наблюдение, беседа, опросы студентов, выпускников, преподавателей, работодателей; педагогический эксперимент.

Методологическую основу исследования составляют:

- труды ученых в области фундаментальных основ и теории развития профессионального образования (А.Т. Глазунов, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков, М.В. Никитин, Л.Г. Семушина, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Л.Д. Федотова и др.);

- положения о сущности педагогических технологий (В.П. Беспалько,  В.И. Боголюбов, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Н.Н. Михайлова, А.Я. Савельев, Г.К. Селевко, П.А. Силайчев и др.);

- концепция компетентностного подхода в педагогике и формирования стандартов профессионального образования на модульно-компетентностной основе (Т.В. Базавова, Г.В. Безюлева, В.И. Блинов, С.А. Ефимова, А.А. Кива, Е.А. Рыкова, И.В. Чаплыгина, О.Б. Читаева, Е.А. Царькова, Ю.С. Ценч и др.);

- теории образовательных услуг (Г.В. Астратова, В.В. Вертиль, Г.Е. Гермаидзе, Е.Н. Жильцов, В.М. Зуев и др.);

- работы по методологии педагогического исследования (Н.А. Вершинина, А.Т. Глазунов, Н.И. Загузов, Писарева С.А. и др.);

- работы по содержанию обучения бухгалтерских кадров (Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина, С.В. Евтеева, П.Н. Кондраков и др.).

Экспериментальная база. Опытно-поисковая работа выполнялась в Гуманитарном техникуме экономики и права (основная база эксперимента), а также в Гуманитарном техникуме инновационных технологий и в Академическом региональном техникуме (г. Москва).

Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2002 по 2007 г.г. и состояло из трех этапов:

Первый этап (2002-2004г.) – теоретико-поисковый: анализ теоретических источников по исследуемой проблеме; изучение опыта подготовки бухгалтерских кадров в учреждениях среднего профессионального образования, анализ государственных образовательных стандартов по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», а также учебных планов, программ, методических материалов и требований работодателей к бухгалтерам. Проведенный анализ послужил  базой для формирования темы исследования, рабочей гипотезы, задач, определения методов исследования, предполагаемых результатов работы.

Второй этап (2004-2007г.) – опытно-экспериментальный: уточнение понятийного аппарата исследования, выявление комплекса организационных форм и методов обучения и контроля, обладающих признаками технологичности; разработка и корректировка рабочих учебных программ, учебных лекций, практических занятий, задач, методических указаний по основной дисциплине специального цикла «Бухгалтерский учет» и тесно связанной с ней дисциплине общепрофессионального цикла «Теория бухгалтерского учета»; разработка и внедрение в учебный процесс педагогической технологии подготовки бухгалтерских кадров; экспериментальная проверка эффективности подготовки бухгалтеров при реализации педагогической технологии.

Третий этап (2007г.) – обобщающий: анализ результатов педагогического эксперимента, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировка выводов, оформление диссертации и автореферата.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «педагогическая технология», определено его содержание (системный характер, достижение намеченных измеряемых результатов в виде заданных параметров профессионально-образовательного развития личности, запрограммированность, воспроизводимость) и объем (все уровни педагогической технологии – от реализации основной образовательной программы в целом до реализации учебного модуля в рамках учебной дисциплины), раскрыта взаимосвязь понятий «педагогическая технология» и «образовательная услуга»; выявлены основные свойства и характеристики педагогической технологии.

2. Выявлен комплекс организационных форм, методов обучения и контроля, обладающих признаками технологичности, входящих в систему педагогической технологии и базирующихся на особенностях содержания подготовки бухгалтеров в учреждениях СПО.

3. Обосновано, что реализация межпредметных связей на уровне выявленного комплекса организационных форм и методов обучения как компонентов системы педагогической технологии, ориентированной на формирование компетенций при изучении общепрофессиональных дисциплин («Теория бухгалтерского учета»») приводит к ориентации на эти цели дисциплин специального цикла («Бухгалтерский учет»).

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Выявлены профессиональные и надпрофессиональные компетенции бухгалтера, которые могут быть использованы при создании профессиональных стандартов, а также как запланированный, заранее спроектированный результат при формировании ФГОС СПО нового поколения по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» на компетентностной основе.

2. Подготовлены и апробированы рабочие учебные программы, учебные лекции, практические занятия, задачи, которые отражают взаимосвязь содержания обучения с определенным сочетанием организационных форм, методов обучения и контроля в рамках реализации педагогической технологии, и могут быть использованы преподавателями общепрофессиональных («Теория бухгалтерского учета») и специальных («Бухгалтерский учет») дисциплин.

3. На примере предлагаемого сочетания традиционных организационных форм и методов обучения показана возможность успешной реализации педагогической технологии при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях СПО.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая технология как системный объект, ее свойства, характеристики и особенности при подготовке бухгалтерских кадров.

2. Комплекс организационных форм, методов обучения и контроля, входящих в систему педагогической технологии и отражающих особенности содержания подготовки бухгалтерских кадров в учреждениях СПО.

3. Результат реализации педагогической технологии при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях СПО в виде сформированных надпрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на городских методических объединениях заместителей директоров по учебно-методической работе ГОУ СПО, городском методическом объединении преподавателей  бизнес дисциплин, на методических совещаниях и педагогических советах, в ходе реализации педагогической технологии подготовки бухгалтеров в учреждениях среднего профессионального образования г. Москвы: в Гуманитарном техникуме экономики и права, в Техникуме инновационных технологий, в Академическом региональном техникуме, в НОУ «Центр среднего профессионального образования», в Техникуме «Универсалий»; в публикациях автора по проблеме исследования.

Достоверность результатов исследования обусловлена: методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; внутренней логикой исследования; систематической проверкой результатов на различных этапах работы, их соотнесенностью с результатами других исследований; воспроизводимостью разработанной педагогической технологии и результатов ее реализации в учебном процессе, полученных в ходе педагогического эксперимента.

Структура диссертации определена задачами диссертационного исследования, логикой раскрытия темы; работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 168 наименований, и трех приложений. В диссертации 2 схемы, 18 таблиц, 12 диаграмм. Общий объем работы составляет 219 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта научная новизна и практическая значимость исследования, описаны методы и этапы исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, содержатся сведения о достоверности результатов исследования, их апробации и внедрении.

В первой главе «Теоретические аспекты педагогических технологий и особенности содержания среднего профессионального образования бухгалтерских кадров» проанализирована эволюция педагогических технологий в теории и практике отечественного и зарубежного профессионального образования. Многообразие и неоднозначность подходов к определению педагогической технологии в педагогической науке потребовало уточнения данного понятия. В связи с этим, базируясь на подходах В.П. Беспалько, Н.Н. Михайловой и Г.К. Селевко, для использования в контексте настоящего исследования нами было уточнено понятие «педагогическая технология», которое трактуется как запрограммированная, воспроизводимая при сходных условиях система функционирования всех компонентов педагогического процесса, базирующаяся на содержательной технике его реализации и приводящая к намеченным измеряемым результатам в виде заданных параметров профессионально-образовательного развития личности специалиста. 

На основе этого определения выявлено, что существенными признаками понятия «педагогическая технология» (то есть его содержанием), будут следующие: системный характер педагогической технологии; достижение намеченных измеряемых результатов при использовании педагогической технологии в виде заданных параметров образовательного развития личности; запрограммированность педагогической технологии; воспроизводимость педагогической технологии при сходных условиях. При этом заметим, что отдельные выделенные нами признаки понятия могут быть сведены к его свойствам. Объемом понятия «педагогическая технология» будут все уровни педагогической технологии – от высшего (реализация основной образовательной программы в целом) до низшего (реализация учебного модуля в рамках одной учебной дисциплины). При обосновании объема и содержания педагогической технологии мы учитывали известное положение о том, что они находятся в обратном отношении: чем больше объем понятия, тем меньше его содержание и наоборот.

В главе показано, что педагогическая технология отвечает всем признакам системы, системного объекта, из структуры которого мы вычленили в рамках конкретного исследования отдельные компоненты, в частности, организационные формы и методы, базирующиеся на особенностях содержания подготовки бухгалтеров.

Анализируя взаимосвязь педагогической технологии с образовательной услугой, как аспект, не рассмотренный исследователями, мы основывались на следующих положениях. Согласно теории услуг (в том числе образовательных) они, во-первых, характеризуются такими свойствами, как неосязаемость, несохраняемость, неотрывность от производителя (в нашем случае – преподавателя), непостоянство качества, и, во-вторых, что наиболее существенно, не создают нового продукта (в нашем случае – студента), а лишь изменяют его свойства, характеристики, качества (Г.В. Астратова, Е.Н. Жильцов, В.М. Зуев и др.). Поэтому, отделяя образовательную услугу как таковую от ее инфраструктуры, мы считаем, что педагогическая технология реализуется в процессе оказания учебным заведением (в данном случае учреждением СПО) образовательной услуги, то есть при передаче образовательной информации от обучающего к обучающемуся. В таком контексте образовательная услуга является системообразующим компонентом педагогической технологии, ее реализации и представляет собой целенаправленную деятельность педагога, тогда как педагогическая технология шире: она включает в себя все компоненты педагогического процесса и представляет собой взаимодействие педагога и обучаемых, направленное на гарантированное достижение запланированных образовательных целей. Технологичность образовательной услуги рассмотрена с точки зрения ее органического «вписывания» в педагогическую технологию.

Основные свойства педагогической технологии и их характеристика приведены в табл. 1

Таблица 1.

Основные свойства педагогической технологии

Свойства педагогической технологии

Характеристика свойств

Совместная деятельность педагога и обучаемых

Процесс активного субъект-субъектного взаимодействия по поводу передачи и восприятия знаний, формирования навыков и умений, а также профессиональных и надпрофессиональных компетенций обучаемых

Гарантированность конечного результата обучения

Шаги деятельности педагога и обучаемых гарантировано приводят к запланированному конечному результату обучения результатов освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Воспроизводимость процесса и результатов обучения

Поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии воспроизводимо любым педагогом в любое время и в любом месте

Измеряемость результатов обучения

Диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности являются неотъемлемой частью педагогической технологии

В результате применения педагогических технологий получаем продукт с заданными свойствами

В результате точного выполнения определенных дидактических процедур, получаем запланированный конечный результат

Проектирование будущего учебного процесса

Условия, «шаги», ведущие к получению  конечного «продукта» с заданными свойствами, проектируются, заданы заранее (в отдельных случаях допускается выбор действий в условиях реального времени)

Творческое (инновационное) содержание процесса производства - потребления информации

Воспроизводимость педагогической технологии связана с закономерностями индивидуальности, субъективности участников учебного процесса; системность педагогической технологии не противоречит импровизационной природе учебного процесса.

Соответствие уровня потребления педагогической технологии количественно- качественному уровню

Педагогические технологии вариативны для различных по уровню подготовленности групп студентов, но при этом гарантировано обеспечивают минимальный уровень подготовленности выпускника

Длительность реализации педагогической технологии как процесса

Педагогическая технология проектируется заранее, но потребляется в процессе своей реализации, педагогическая технология не может быть накопляема и отсрочена

Длительность потребления педагогической технологии как процесса

Обучение на основе педагогической технологии – процесс, обусловленный определенными временными рамками

Наличие временного лага в выявлении результата обучения на основе педагогической технологии

Результат обучения на основе применения педагогической технологии проявляется как сразу после окончания обучения, так и в процессе труда и жизнедеятельности потребителя. Непосредственный и конечный эффект разведены во времени.

В первой главе проанализированы требования работодателей к бухгалтерам и установлено, что большинство этих требований отражено в действующем ГОС СПО по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Это означает, что в образовательном процессе должны быть реализованы такие педагогические технологии, целью которых является высокий уровень сформированности определенных ГОС СПО знаний, умений, навыков, личностных качеств, – в целом профессиональных и надпрофессиональных компетенций. В этом случае выпускники будут удовлетворять требованиям работодателей и станут востребованными на рынке труда.

Для решения задач исследования в главе проведен анализ действующего ГОС СПО по указанной специальности, при этом внимание уделено и новому макету и разъяснению по ФГОС СПО нового поколения, который является более технологичным, так как сразу задает образовательные цели, результат в виде набора необходимых компетенций.

Рассмотрение содержания подготовки бухгалтеров показало, что главные функции, связанные с профессиональной деятельностью бухгалтера, во многом раскрыты в содержании основной дисциплины специального цикла обучения «Бухгалтерский учет», носящей межпредметный характер, который заключается в синтезе знаний и умений, полученных студентами при изучении других специальных и общепрофессиональных дисциплин.

Взаимосвязь дисциплины «Бухгалтерский учет» с другими дисциплинами (и прежде всего с теорией бухгалтерского учета), ее роль и место в построении педагогической технологии подготовки бухгалтеров рассмотрена в исследовании также с позиции теории ядра знаний и его оболочки (П.Н. Новиков). При этом выявлено, что содержание рассматриваемой дисциплины относится к оболочке ядра знаний, причем к более устойчивому слою знаний относятся наиболее универсальные, отражающие общую специфику объекта труда (такие как основные требования к ведению бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, состав и содержание бухгалтерской отчетности), к более динамичным относятся конкретные знания, подлежащие постоянному обновлению (такие, как знания отдельных законодательных нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности, формы документов и т.п.). Знания, входящие в оболочку, особенно ее подвижную часть, являются по существу практикоориентированными и связаны с требованиями работодателей, а также конкретной общественной практикой и изменениями законодательной базы по бухгалтерскому учету и отчетности предприятий. Проведенный анализ позволил более обоснованно выбрать организационные формы и методы обучения при разработке и реализации педагогической технологии.

В целях дальнейшей разработки педагогической технологии подготовки бухгалтеров были заданы параметры профессионально-образовательного развития личности в виде профессиональных и надпрофессиональных компетенций бухгалтера, то есть определен конечный результат педагогической технологии, к которому мы стремимся при ее реализации. На основе анализа существующих исследований, используя результаты расмотрения интересующих нас параметров действующего ГОС СПО, учитывая подходы к ФГОС СПО нового поколения, а также современные требования Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и Каталога стандартов перспективных работ на российском рынке труда, в исследовании были уточнены основные профессиональные и надпрофессиональные компетенции бухгалтера, которые приведены ниже и  могут использоваться при формировании ФГОС СПО.

Основные профессиональные компетенции бухгалтера:

1. Профессионально важные качества:

познавательные: профессиональная память, профессиональное мышление; деятельностные: профессиональная мобильность и культура труда, профессиональное поведение, деловой этикет, владение информационными технологиями; саморазвития: обобщение опыта и стремление к профессиональному росту.

2. Основные умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности:

документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и т.д.; начисление и перечисление налогов и сборов  в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения; начисление заработной платы рабочих и служащих и других выплат; подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности; использование компьютерных технологий в учетно-аналитической деятельности.

Основные надпрофессиональные компетенции бухгалтера:

1. Социальные:

готовность к сотрудничеству и межличностному взаимодействию; обладание коммуникативной культурой, культурой речи, умениями общения на иностранном языке;

2. Личностные:

умение работать с потоком информации, выделяя из него главное и второстепенное; объективность в суждениях, правовая культура, порядочность, честность, патриотизм; способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, способность к адаптации в новых условиях деятельности.

Наряду с анализом содержания профессиональных компетенций, в главе раскрыта сущность основных надпрофессиональных компетенций и их значение для деятельности бухгалтера.

Отмечено, что выделенные профессионально важные качества, отнесенные к профессиональным компетенциям, можно рассматривать и с точки зрения надпрофессиональных компетенций в виде личностных характеристик обучаемого. Подчеркнуто также, что деление на названные два вида носит условный характер, так как эти компетенции (качества) тесно взаимосвязаны, но в конкретной ситуации одна из них имеет больший удельный вес. Профессионально важные качества занимают как бы пограничное положение между профессиональными и надпрофессиональными компетенциями. В ходе исследования было выявлено, что для рассматриваемой категории специалистов многие профессиональные и надпрофессиональные компетенции близки по своей сути, причем в рамках изучения дисциплины «Бухгалтерский учет» ряд формируемых надпрофессиональных компетенций трудно отделить от профессиональных, то есть они формируются и для специальности.

При выявлении профессиональных и надпрофессиональных компетенций бухгалтера было учтено предстоящее введение профессиональных стандартов бухгалтеров. Существенным моментом является утверждение Российским союзом промышленников и предпринимателей двух документов – Положения о профессиональном стандарте и Макета профессионального стандарта. Под профессиональным стандартом здесь понимается многофункциональный нормативный документ, определяющий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям.

 Во второй главе «Особенности организационных форм и методов обучения как компонентов системы педагогической технологии при подготовке бухгалтерских кадров» показано, что педагогическая технология подготовки бухгалтеров в учреждениях СПО реализуется в рамках определенного комплекса организационных форм и методов обучения и контроля, которые призваны упорядочить образовательный процесс; раскрыты содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических технологий.

Выбор организационных форм обучения и контроля и их сочетания, корректировка и дополнение их дидактических целей обусловлена разработанной и реализуемой в учебном процессе педагогической технологией.  Организационная форма обучения рассматривается нами как компонент педагогической технологии, обладающий рядом признаков технологичности: проектирование достижения результатов; совместная деятельность педагога и обучаемых, системное использование обратной связи; гарантированность и измеряемость результатов обучения; творческое содержание процесса производства-потребления информации; высокая личностно-общественная значимость; соответствие уровня потребления педагогической технологии количественно-качественному уровню.

Для доказательства наличия признаков технологичности у организационных форм обучения мы, наряду с уточненным определением понятия педагогической технологии, использовали ряд ее основных свойств, приведенных в первой главе диссертации. При  этом было выявлено, что различные организационные формы обучения имеют как различные признаки технологичности, так и одинаковые по названию, но проявляющиеся по-разному в зависимости от особенностей самой формы, а также содержания изучаемого материала.

В главе выявлены методы обучения и контроля, также являющиеся компонентами педагогической технологии как системного объекта. Методы обучения сочетаются друг с другом, характеризуя с разных сторон совместную деятельность педагога и обучаемых. Каждый метод используется совместно с другими методами и с их помощью. Методы контроля необходимы при реализации педагогической технологии, поскольку позволяют измерить, оценить результаты обучения. Педагогически целесообразное сочетание методов контроля способствует повышению качества образовательного процесса.

Методы обучения, будучи неотъемлемой частью образовательной услуги, являются, по сути, содержательной техникой реализации педагогических технологий. Одним из общих существенных признаков технологичности методов является предварительное планирование и воспроизводимость их применения, а для ряда методов – совместная деятельность педагога и обучаемых.

Взаимосвязь содержания обучения с определенным сочетанием комплекса организационных форм и методов обучения и контроля и формируемые при этом профессиональные и надпрофессиональные компетенции бухгалтера легли в основу педагогической технологии подготовки бухгалтерских кадров (табл. 2).

Апробация и реализация разработанной педагогической технологии подготовки бухгалтерских кадров проводилась в рамках педагогического эксперимента в течение 2004-2007 гг. на примере восемнадцати учебных групп на трех экспериментальных площадках, причем девять учебных групп изучали основную дисциплину специального цикла обучения с общепринятым применением форм и методов обучения, ориентацией на знаниевый подход, а девять – в рамках реализации разработанной педагогической технологии подготовки бухгалтерских кадров, отраженной в табл. 2.

Оценка качества подготовки студентов проходила в рамках сочетания традиционного подхода, ориентированного преимущественно на диагностику и оценку качества знаний, умений, навыков, приобретаемых студентом в результате освоения конкретных учебных модулей, практик, и современного подхода, направленного на оценку сформированности профессиональных и надпрофессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в результате освоения образовательной программы. Важным условием оценки качества подготовки студентов являлась комплексность форм контроля, предполагающая связь приобретаемых компетенций с конкретными видами деятельности. При оценке надпрофессиональных компетенций учитывалось  то важное обстоятельство, что большинство из них не поддаются точному количественному измерению.


Компетенции

Методы

Организационные формы

Содер

жание дисцип

лины

Надпрофессиональные

Профессиональные

Контроля

Проблемного обучения

Проблемно-поисковые

Информационно-развивающие

Контроля

Обучения

Личностные

Социальные

Основные умения и навыки

Проф. важные кач.

Способность к самостоятельным действ.

Умение работать с потоком информации

Объективность, порядочность, честность

Коммуникативная культура

Готовность к сотрудничеству

Использование компьютерных технологий

Подготовка данных для сост.отчетности

Начисление зарплаты

Начисление и перечисление налогов

Документальное оформление фактов

Саморазвития

Деятельностные

Познавательные

Практическая проверка

Письменная проверка

Устный опрос

Деловая игра

Решение произв. ситуационных задач

Анализ производственных ситуаций

Проблемная лекция

Учебная дискуссия

Эвристическая беседа

Самостоятельная работа с книгой

Беседа

Рассказ

Объяснение

Лекция

Курсовая работа

Экзамен

Контрольная работа

Самостоятельная работа

Консультация

Практическое занятие

Семинар

Лекция

Комбинированный урок

Комплексная

Практическая

Теоретическая

+

+

+

Бухгалтерский учет

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 7

+

Теория бухгалтерского учета

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Модуль 6

Бухгалтерский учет:                                                                                                                                                  Теория бухгалтерского учета:                                        

Модуль 1. Основы бухгалтерского учета                                                                                                                    Модуль 1. Понятие бухгалтерского учета, его законодательная и методологическая база

Модуль 2. Объекты бухгалтерского учета и операции по их движению                                                                  Модуль 2. Бухгалтерский баланс и изменения в нем под влиянием хозяйственных операций, счета бухучета, проводки

Модуль 3. Собственные и заемные средства организации                                                                                      Модуль 3. План счетов бухгалтерского учета, синтетический и аналитический учет

Модуль 4. Расчетные операции организации                                                                                                            Модуль 4. Классификация счетов по назначению и структуре

Модуль 5. Систематизация информации о работе организации на документах                                                    Модуль 5. Принципы учета основных хозяйственных процессов  

Модуль 6. Результаты финансовой деятельности. Бухгалтерская отчетность предприятия                                Модуль 6. Порядок документооборота и технология обработки учетной информации

Модуль 7. Бухгалтерский учет и отчетность при реорганизации и ликвидации предприятия


Поэтому в рамках реализации педагогической технологии для оценки сформированности профессиональных и надпрофессиональных компетенций были заданы три уровня (высокий, средний, низкий) с присвоением каждому из них соответствующих баллов. На каждую группу велась карта наблюдений.

Экспериментальная работа проводилась в направлении ежегодного совершенствования разрабатываемой педагогической технологии,  позволяющего повысить средний и высокий уровни овладения студентами профессиональными и надпрофессиональными компетенциями, причем особое внимание было уделено формированию тех компетенций, уровень овладения которыми был низким. При этом учитывалось следующее существенное положение. Поскольку педагогическая технология предполагает четкую реализацию поставленной цели (иначе это не педагогическая технология), то при ее совершенствовании, корректировке, мы, по сути, получали уже как бы другую педагогическую технологию, более эффективную по сравнению с первой.

Наряду с традиционной системой контроля при проведении эксперимента для выявления уровня владения надпрофессиональными  компетенциями применялась оценка их сформированности однокурсниками, самооценка выпускников, опрос, который был проведен среди преподавателей дисциплин специального цикла, выпускников колледжа, работодателей.

Преподаватели специальных дисциплин отметили более высокий уровень выпускников экспериментальных групп в части понимания основ построения бухгалтерского учета, владения экономическими понятиями,  умения анализировать, использовать справочную и нормативную документацию, оформлять бухгалтерские проводки в соответствии с нормативной базой, заполнять первичные документы и формы бухгалтерской отчетности, осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации, а также стремление к самооценке, самоконтролю, творческой самореализации.

В ходе анкетирования 120 молодых специалистов – выпускников техникума, работающих в должности бухгалтера, было установлено, что они положительно оценивают ориентацию изучения основной дисциплины профессионального цикла «Бухгалтерский учет» на формирование необходимых профессиональных и надпрофессиональных компетенций с помощью сочетания различных форм и методов обучения. Большинство респондентов отметило, что интерес к такому построению образовательного процесса перерос у них в заинтересованность дальнейшего развития этих компетенций при изучении других специальных дисциплин, убежденность в их важности для последующей трудовой деятельности в условиях перемен.

Работодатели (например, ООО «Техмашсервис», ООО «Арт-Мастер», ОАО «Шиловомясо», ОАО «Надежда», ООО «Азалия» и др.) подчеркнули, что выпускникам экспериментальных групп в большей степени присущи уверенность в своих силах, способность к сотрудничеству и межличностному взаимодействию, ответственность за свои решения, умение применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в меняющихся производственных условиях, профессиональная мобильность, обобщение опыта, стремление к профессиональному росту и ряд других надпрофессиональных и профессиональных компетенций. Особо было отмечено сокращение периода адаптации, способность к адаптации в новых условиях деятельности.

Результаты опытно-экспериментальной работы, показаны на диаграмме.

Обобщенная сопоставительная диаграмма

 сформированности профессиональных и надпрофессиональных компетенций по годам в контрольных (первый, третий, пятый столбик) и экспериментальных (второй, четвертый шестой столбик) учебных группах

       

В заключении подведены итоги проведенного исследования, определены направления дальнейшей разработки данной проблемы.

В приложениях представлены экспериментальные материалы и учебная документация.

Основные выводы по диссертации:

1. Проведенный анализ педагогических технологий в теории и практике профессионального образования, позволил сформулировать уточненное определение этого понятия. Установлено, что педагогическая технология является видовым логическим понятием, имеющим выявленный нами объем и содержание.

 2. Показано, что педагогическая технология является системным объектом, отвечает основным признакам системы. Эта система состоит из взаимосвязанных компонентов: субъектов технологического взаимодействия, цели взаимодействия, последовательности технологических действий, совокупности форм и методов организации и контроля учебного процесса.

3. Выявлены основные свойства и характеристики педагогической технологии, дан их анализ. Показаны особенности образовательной услуги как одного из существенных системообразующих компонентов педагогической технологии, раскрыта взаимосвязь обоих понятий.

4. На основании проведенного анализа действующего ГОС СПО по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», современных требований работодателей, содержания подготовки бухгалтеров (в том числе с позиций теории ядра знаний и его оболочки) определены основные профессиональные и надпрофессиональные компетенции специалиста. Они задают параметры профессионально-образовательного развития личности как конечный результат реализации педагогической технологии.

5. Выявлена совокупность организационных форм и методов обучения и контроля, обладающих признаками технологичности, и являющихся в определенном сочетании системообразующими компонентами педагогической технологии подготовки бухгалтерских кадров.

6. Разработана и успешно апробирована педагогическая технология подготовки бухгалтерских кадров в учреждениях среднего профессионального образования, реализующаяся в учебном процессе через комплекс организационных форм и методов обучения и контроля и приводящая к намеченному, заранее спроектированному результату –  соответствующему уровню сформированности у выпускника профессиональных и надпрофессиональных компетенций.

Проблема педагогических технологий, безусловно, требует дальнейшего рассмотрения с учетом их особенностей для экстерната, дистанционного, очно-заочного и заочного обучения.

Публикации автора по теме исследования:

  1. Педагогические технологии подготовки бухгалтеров // Профессиональное образование. Столица. № 1. 2008. – С. 32-33. (Журнал, рецензируемый ВАК Минобрнауки России).
  2. Продуктивность педагогических технологий // Профессиональное образование № 10. 2005. – С. 18-19. (Журнал, рецензируемый ВАК Минобрнауки России).
  3. Требования к содержанию подготовки бухгалтеров в учреждениях СПО // Среднее профессиональное образование. № 9. 2007. – С. 57-59. (Журнал, рецензируемый ВАК Минобрнауки России).
  4. Педагогическая технология как способ достижения образовательных целей // Образовательная политика. № 10. 2007. – С. 45- 48.
  5. Реализация педагогической технологии подготовки бухгалтеров // Среднее профессиональное образование. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО» - № 9. 2008. – С. 13-19.
  6. Взаимосвязь понятий «педагогическая технология» и «образовательная услуга» // Приложение к ежемесячному информационному, педагогическому и научно-методическому журналу «Профессиональное образование. Столица». – № 9. 2008. - С. 19-22.

        

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Демичева Наталья Вячеславовна Реализация педагогических технологий при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях среднего профессионального образования Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования Научный руководитель: д.п.н., проф. П.Н. Новиков Москва 2008

Слайд 2

Тема : Реализация педагогических технологий при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях среднего профессионального образования Объект : содержание, процесс и результат обучения студентов-бухгалтеров в учреждениях СПО Предмет : педагогические технологии, реализуемые при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях среднего профессионального образования Цель : реализация разработанных педагогических технологий подготовки бухгалтерских кадров, выявление и проверка их дидактических возможностей в учебном процессе Задачи исследования Проанализиро-вать основные подходы к проблеме педагогических технологий, уточнить понятийный аппарат Показать, что педагогическая технология является системным объектом, выявить ее свойства и характеристики, взаимосвязь с понятием образовательной услуги Провести анализ содержания подготовки бухгалтерских кадров в системе СПО и на основе реализации педагогической технологии задать результат профессионально-образовательного развития специалиста в виде профессиональных и надпрофессиональных компетенций Определить особенности комплекса организационных форм, методов обучения и контроля в системе педагогической технологии подготовки бухгалтеров в учреждениях СПО Реализовать в ходе опытно-экспериментальной работыразработанную педагогическую технологию подготовки бухгалтерских кадров и оценить успешность ее применения Глава 1. Теоретические аспекты педагогических технологий и особенности среднего профессионального образования бухгалтерских кадров Глава 2. Особенности организационных форм и методов обучения как компонентов системы педагогической технологии при подготовке бухгалтерских кадров 1.1. Основные подходы к проблеме педагогических технологий 1.2. Педагогическая технология как системный объект, ее взаимосвязь с понятием образовательной услуги 1.3. Многофакторный анализ содержания подготовки бухгалтеров в системе среднего профессионального образования 1.4. Компетенции как результат профессионально-образовательного развития личности при реализации педагогических технологий 2.1. Формы обучения студентов-бухгалтеров как компонент педагогической технологии 2.2. Методы обучения студентов-бухгалтеров как компонент педагогической технологии 2.3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических технологий Результаты исследования: 1. Педагогическая технология как системный объект, ее свойства, характеристики и особенности при подготовке бухгалтерских кадров. 2. Комплекс организационных форм, методов обучения и контроля, входящих в систему педагогической технологии и отражающих особенности содержания подготовки бухгалтерских кадров в учреждениях СПО. 3. Результат реализации педагогической технологии при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях СПО в виде сформированных надпрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников.

Слайд 3

Свойства педагогической технологии Характеристика свойств Совместная деятельность педагога и обучаемых Процесс активного субъект-субъектного взаимодействия по поводу передачи и восприятия знаний, формирования навыков и умений, а также профессиональных и надпрофессиональных компетенций обучаемых Гарантированность конечного результата обучения Шаги деятельности педагога и обучаемых гарантировано приводят к запланированному конечному результату обучения результатов освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) Воспроизводимость процесса и результатов обучения Поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии воспроизводимо любым педагогом в любое время и в любом месте Измеряемость результатов обучения Диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности являются неотъемлемой частью педагогической технологии В результате применения педагогических технологий получаем продукт с заданными свойствами В результате точного выполнения определенных дидактических процедур, получаем запланированный конечный результат Проектирование будущего учебного процесса Условия, «шаги», ведущие к получению конечного «продукта» с заданными свойствами, проектируются, заданы заранее (в отдельных случаях допускается выбор действий в условиях реального времени) Творческое (инновационное) содержание процесса производства - потребления информации Воспроизводимость педагогической технологии связана с закономерностями индивидуальности, субъективности участников учебного процесса; системность педагогической технологии не противоречит импровизационной природе учебного процесса. Соответствие уровня потребления педагогической технологии количественно- качественному уровню Педагогические технологии вариативны для различных по уровню подготовленности групп студентов, но при этом гарантировано обеспечивают минимальный уровень подготовленности выпускника Длительность реализации педагогической технологии как процесса Педагогическая технология проектируется заранее, но потребляется в процессе своей реализации, педагогическая технология не может быть накопляема и отсрочена Длительность потребления педагогической технологии как процесса Обучение на основе педагогической технологии – процесс, обусловленный определенными временными рамками Наличие временного лага в выявлении результата обучения на основе педагогической технологии Результат обучения на основе применения педагогической технологии проявляется как сразу после окончания обучения, так и в процессе труда и жизнедеятельности потребителя. Непосредственный и конечный эффект разведены во времени. Основные свойства педагогической технологии

Слайд 4

Результаты анализа действующего ГОС СПО по специальности 0 801 1 0

Слайд 5

Профессиональные и надпрофессиональные (общие) компетенции бухгалтера Основные профессиональные компетенции бухгалтера : I Профессионально важные качества: 1. Познавательные: профессиональная память, профессиональное мышление. 2. Деятельностные: профессиональная мобильность и культура труда, профессиональное поведение, деловой этикет, владение информационными технологиями. 3. Саморазвития: обобщение опыта и стремление к профессиональному росту. II Основные умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности: 1. Документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и т.д.; 2. Начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения. 3. Начисление заработной платы рабочих и служащих и других выплат. 4. Подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности. 5. Использование компьютерных технологий в учетно-аналитической деятельности. Основные надпрофессиональные (общие) компетенции бухгалтера : I Социальные: 1. Готовность к сотрудничеству и межличностному взаимодействию. 2. Обладание коммуникативной культурой, культурой речи, умениями общения на иностранном языке. II Личностные: 1. Умение работать с потоком информации, выделяя из него главное и второстепенное. 2. Объективность в суждениях, правовая культура, порядочность, честность, патриотизм. 3. Способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, способность к адаптации в новых условиях деятельности.

Слайд 6

Взаимосвязь содержания обучения, комплекса организационных форм и методов обучения, компетенций.

Слайд 7

Карта наблюдений сформированности профессиональных и надпрофессиональных компетенций в экспериментальных группах (2006-2007 учебный год)

Слайд 8

Сопоставительная диаграмма сформированности профессиональных и надпрофессиональных ( общих) компетенций студентов экспериментальных (Э) и контрольных (К) групп по годам К Э К Э Э К 2004 - 2005 2005 - 2006 2006 - 2007

Слайд 9

Обобщенная сопоставительная диаграмма сформированности профессиональных и надпрофессиональных компетенций по годам в экспериментальных и контрольных группах

Слайд 10

Положения, выносимые на защиту . 1. Педагогическая технология как системный объект, ее свойства, характеристики и особенности при подготовке бухгалтерских кадров. 2. Комплекс организационных форм, методов обучения и контроля, входящих в систему педагогической технологии и отражающих особенности содержания подготовки бухгалтерских кадров в учреждениях СПО. 3. Результат реализации педагогической технологии при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях СПО в виде сформированных надпрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Социальные изменения в мире, ведущие к глобальному процессу становления поликультурного информационного общества, предъявляют сегодня новые ...

Роль мультимедийных средств и электронных ресурсов при реализации инновационных педагогических технологий подготовки специалистов по техническому ремонту и обслуживанию автотранспорта

Ускорение научно-технического прогресса, в результате которого происходит возникновение и развитие инновационных направлений в науке и технике, преобразование на новой технической основе отрасли автом...

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Современное общество характеризуется стремлением к преодолению кризиса в различных сферах жизни, неустойчивостью развития социальных институтов, что осложняет  процесс освоения социального опыта ...

Реализация педагогических технологий в методике преподавания иностранных языков

Применение трех педагогических технологий (игровые технологии, педагогика сотрудничества, проблемное обучение) на примере заданий разной степени сложности на уроке английского языка...

Материалы по реализации педагогической технологии Л.В.Тарасова "Экология и диалектика"

Реализация педагогической технологии Л.В. Тарасова "Экология и диалектика" в воспитательной работе с  младшими школьниками....

Приказ ДО и МП « О реализации проекта по созданию единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Приказ ДО и МП « О реализации проекта по созданию единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на территории Ханты-Мансийского автономного ...

Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.

Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях дополнительного образования....