Рабочая программа по Биологии для 10-11 класса
рабочая программа

Анастасия Александровна Кондина

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы среднего общего (полного) образования по биологии. 10-11 класс И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, Дрофа, Москва, 2010, реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_10-11_kondina.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №8

г. Выкса Нижегородская область

Рабочая программа по Биологии

для 10-11 класса

(предметная область – естественно-научные дисциплины)

Кондиной Анастасии Александровны

учителя биологии первой квалификационной категории

г. Выкса

2018г.

1.Планируемые результаты

 В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать /понимать

  • основные         положения         биологических         теорий (клеточная,         эволюционная         теория         Ч.Дарвина);
  • учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);  
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;  
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;  
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

2.Содержание курса.

Биология. Многообразие живых организмов

 (34 часа, 1 час в неделю)

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы среднего общего (полного) образования по биологии. 10-11 класс И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, Дрофа, Москва, 2010, реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 8

Биология как наука. Методы научного познания. Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

 Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук. Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Клетка. История изучения клетки. Клеточная теория

 Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки  

 Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикро элементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

 Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Строение эукариотической и прокариотической клеток

 Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки  

Лабораторные и практические работы

 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.  Сравнение строения клеток растений и животных.

Реализация наследственной информации в клетке

 ДНК— носитель наследственной информации. Генетический код. Свойства кода. Ген. Биосинтез белка.

Вирусы

 Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Организм. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов

 Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Обмен веществ и превращение энергии

 Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

 Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Размножение

 Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

 Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организмов(онтогенез)

 Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития. Наследственность и изменчивость

 Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификацион-ная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Изучение изменчивости.

 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния  на организм.

Основы селекции. Биотехнология

 Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Биология. Многообразие живых организмов

Вид. История эволюционных идей  

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея,    учения   Ж. Б.Ламарка,    теории

Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Современное эволюционное учение

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого         развития         биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.

Лабораторные и практические работы

Описание  особей   вида  по  морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Происхождение жизни на Земле

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты- Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Происхождение человека

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экосистемы. Экологические факторы

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения:         паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Структура экосистем

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач. Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ {на примере круговорота воды и углерода).

Биосфера и человек

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

3.Тематическое планирование

                                                                                                    10 класс

№ п/п

Тема урока.

Количество часов

1

Краткая история развития биологии

1

2

Сущность жизни и свойства живого

1

3

Уровни организации живой материи. Методы биологии

1

4

История изучения клетки. Клеточная теория

1

5

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки

1

6

Органические вещества клетки. Общая характеристика. Липиды.

1

7

Органические вещества клетки. Углеводы. Белки

1

8

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты

1

9

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.  Лаб. работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах»

1

10

Клеточное ядро. Хромосомы.  Лаб. работа №2 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)»

1

11

Прокариотическая клетка.  Лаб. работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

1

12

Реализация наследственной информации в клетке

1

13

Неклеточная форма жизни: вирусы.  

1

14

Контрольное тестирование №1 по теме: «Клетка»

1

15

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1

16

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен

1

17

Пластический обмен. Фотосинтез

1

18

Деление клетки. Митоз

1

19

Размножение: бесполое и половое

1

20

Образование половых клеток. Мейоз

1

21

Оплодотворение.  

1

22

Индивидуальное  развитие организмов

1

23

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

   1

1

24

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

    1

25

Лаб. работа №4 «Составление простейших схем скрещивания»

1

26

Закономерности наследования. Дигибридное  скрещивание.  Лаб. работа №5 «Решение элементарных генетических задач»

1

27

Хромосомная теория наследственности

        1

28

Современные представления о гене и геноме

        1

29

Генетика пола

       1

30

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.  

1

31

Генетика и здоровье человека.

1

32

Контрольное тестирование №2 по теме: «Организм»

1

33

Селекция: основные методы и достижения

        1

34

Биотехнология: достижения и перспективы развития

        1

        

11 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

1

2

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

1

3

Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина

1

4

Эволюционное учение  Чарлза Дарвина

1

5

Вид: критерии и структура Л.р. №1 Описание особей вида по морфологическому критерию

1

6

Популяция как структурная единица вида и единица эволюции

1

7

Факторы эволюции Л.р. №2 Выявление изменчивости у особей одного вида

1

8

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

1

9

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора Л.р. №3 Выявление приспособлений организмов к среде обитания

1

10

Видообразование как результат эволюции

1

11

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

1

12

Доказательства эволюции органического мира

1

13

Развитие представлений о происхождение жизни на Земле

1

14

Современные представления о возникновении жизни

1

15

Развитие жизни на Земле

1

16

Гипотезы происхождения человека

1

17

Положение человека в системе органического мира

1

18

Эволюция человека

1

19

Человеческие расы

1

20

Организм и среда. Экологические факторы

1

21

Абиотические факторы среды

1

22

Биотические факторы среды

1

23

Структура экосистем

1

24

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах Л.р. №4 Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме

1

25

Причины устойчивости и смены экосистем Л.р. №5 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

1

26

Влияние человека на экосистемы

1

27

Л.р. №6 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

1

28

Л.р. №7 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

1

29

Биосфера- глобальная экосистема

1

30

Роль живых организмов в биосфере

1

31

Биосфера и человек

1

32

Основные экологические проблемы современности Л.р. №8 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде

1

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Пути решения экологических проблем.

1

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...