Рабочая программа по Биологии для 10-11 класса
рабочая программа
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы среднего общего (полного) образования по биологии. 10-11 класс И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, Дрофа, Москва, 2010, реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_10-11_kondina.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №8
г. Выкса Нижегородская область
Рабочая программа по Биологии
для 10-11 класса
(предметная область – естественно-научные дисциплины)
Кондиной Анастасии Александровны
учителя биологии первой квалификационной категории
г. Выкса
2018г.
1.Планируемые результаты
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);
- учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
2.Содержание курса.
Биология. Многообразие живых организмов
(34 часа, 1 час в неделю)
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы среднего общего (полного) образования по биологии. 10-11 класс И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, Дрофа, Москва, 2010, реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 8
Биология как наука. Методы научного познания. Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы
Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук. Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Клетка. История изучения клетки. Клеточная теория
Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикро элементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
Строение эукариотической и прокариотической клеток
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах. Сравнение строения клеток растений и животных.
Реализация наследственной информации в клетке
ДНК— носитель наследственной информации. Генетический код. Свойства кода. Ген. Биосинтез белка.
Вирусы
Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Организм. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
Обмен веществ и превращение энергии
Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
Размножение
Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организмов(онтогенез)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития. Наследственность и изменчивость
Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности.
Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификацион-ная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач.
Изучение изменчивости.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
Основы селекции. Биотехнология
Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Биология. Многообразие живых организмов
Вид. История эволюционных идей
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж. Б.Ламарка, теории
Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Современное эволюционное учение
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.
Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Происхождение жизни на Земле
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты- Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Происхождение человека
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экосистемы. Экологические факторы
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Структура экосистем
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач. Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ {на примере круговорота воды и углерода).
Биосфера и человек
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
3.Тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема урока. | Количество часов | |
1 | Краткая история развития биологии | 1 | |
2 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | |
3 | Уровни организации живой материи. Методы биологии | 1 | |
4 | История изучения клетки. Клеточная теория | 1 | |
5 | Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки | 1 | |
6 | Органические вещества клетки. Общая характеристика. Липиды. | 1 | |
7 | Органические вещества клетки. Углеводы. Белки | 1 | |
8 | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты | 1 | |
9 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. Лаб. работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах» | 1 | |
10 | Клеточное ядро. Хромосомы. Лаб. работа №2 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)» | 1 | |
11 | Прокариотическая клетка. Лаб. работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | 1 | |
12 | Реализация наследственной информации в клетке | 1 | |
13 | Неклеточная форма жизни: вирусы. | 1 | |
14 | Контрольное тестирование №1 по теме: «Клетка» | 1 | |
15 | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов | 1 | |
16 | Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен | 1 | |
17 | Пластический обмен. Фотосинтез | 1 | |
18 | Деление клетки. Митоз | 1 | |
19 | Размножение: бесполое и половое | 1 | |
20 | Образование половых клеток. Мейоз | 1 | |
21 | Оплодотворение. | 1 | |
22 | Индивидуальное развитие организмов | 1 | |
23 | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье | 1 | 1 |
24 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание | 1 | |
25 | Лаб. работа №4 «Составление простейших схем скрещивания» | 1 | |
26 | Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Лаб. работа №5 «Решение элементарных генетических задач» | 1 | |
27 | Хромосомная теория наследственности | 1 | |
28 | Современные представления о гене и геноме | 1 | |
29 | Генетика пола | 1 | |
30 | Изменчивость: наследственная и ненаследственная. | 1 | |
31 | Генетика и здоровье человека. | 1 | |
32 | Контрольное тестирование №2 по теме: «Организм» | 1 | |
33 | Селекция: основные методы и достижения | 1 | |
34 | Биотехнология: достижения и перспективы развития | 1 |
11 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея | 1 |
2 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | 1 |
3 | Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина | 1 |
4 | Эволюционное учение Чарлза Дарвина | 1 |
5 | Вид: критерии и структура Л.р. №1 Описание особей вида по морфологическому критерию | 1 |
6 | Популяция как структурная единица вида и единица эволюции | 1 |
7 | Факторы эволюции Л.р. №2 Выявление изменчивости у особей одного вида | 1 |
8 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции | 1 |
9 | Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора Л.р. №3 Выявление приспособлений организмов к среде обитания | 1 |
10 | Видообразование как результат эволюции | 1 |
11 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | 1 |
12 | Доказательства эволюции органического мира | 1 |
13 | Развитие представлений о происхождение жизни на Земле | 1 |
14 | Современные представления о возникновении жизни | 1 |
15 | Развитие жизни на Земле | 1 |
16 | Гипотезы происхождения человека | 1 |
17 | Положение человека в системе органического мира | 1 |
18 | Эволюция человека | 1 |
19 | Человеческие расы | 1 |
20 | Организм и среда. Экологические факторы | 1 |
21 | Абиотические факторы среды | 1 |
22 | Биотические факторы среды | 1 |
23 | Структура экосистем | 1 |
24 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах Л.р. №4 Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме | 1 |
25 | Причины устойчивости и смены экосистем Л.р. №5 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) | 1 |
26 | Влияние человека на экосистемы | 1 |
27 | Л.р. №6 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности | 1 |
28 | Л.р. №7 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности | 1 |
29 | Биосфера- глобальная экосистема | 1 |
30 | Роль живых организмов в биосфере | 1 |
31 | Биосфера и человек | 1 |
32 | Основные экологические проблемы современности Л.р. №8 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде | 1 |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 |
34 | Пути решения экологических проблем. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...