Литература, музыка и изобразительное искусство на уроках географии
методическая разработка (8 класс)
Имея диплом музыкального работника использую на уроках географии литературу, музыку и изобразительное искусство. Это учит школьников понимать прекрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве, развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы. Умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры. Красоту и богатство родной природы. Для этого на уроках географии использую произведения изобразительного искусства, различные музыкальные произведения, стихи русских поэтов, сама играю на аккордеоне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_muzyka_i_izo_na_urokah_geografii.docx | 17.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литература, музыка и изобразительное искусство на уроках географии
Автор: Решетникова М.М.
Имея диплом музыкального работника использую на уроках географии литературу, музыку и изобразительное искусство. Это учит школьников понимать прекрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве, развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы. Умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры. Красоту и богатство родной природы. Для этого на уроках географии использую произведения изобразительного искусства, различные музыкальные произведения, стихи русских поэтов, сама играю на аккордеоне.
Например. В 6 классе при изучении темы «Ветер» использую стихи И.Ф.Анненского и А.С.Пушкина
Люблю его, когда сердит,
Он поле ржи задёрнет флером,
Иль нежным летом бороздит
Волну по розовым озёрам. И.Ф.Анненский
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима… А.С.Пушкин
Учащиеся рассматривают репродукции картин И.Левитана «Осень» и И.Грабаря «Зима».
В жизни северного крестьянина – помора-землепашца и морехода, охотника и плотогона – ветер бывает злым недругом и добрым помощником. Грозный ветер приносит стужу, губит посевы, но он же, славный осенний сиверко, гонит рыбачьи лодки домой, несёт прекрасную осеннюю погоду. Учащиеся вспоминают тему по русскому языку «Диалектные слова», где они знакомятся с данным материалом. Рассматривают иллюстрации к картинам Б.В.Щербакова «Времена года».
Однако ветер может стать причиной бедствий:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя… А.С.Пушкин
Учащиеся рассматривают репродукцию картины «Девятый вал» знаменитого мариниста И.К.Айвазовского. на ней они видят шторм, вызванный огромной силы ветром-ураганом.
При закреплении материала, изученного на уроке и стихах И.С.Никитина «Утро на берегу озера», учащиеся узнают о ветре-бризе, меняющем направление дважды в сутки:
Ясно утро. Тихо веет
Тёплый ветерок,
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток.
Окаймлённое кустами молодых ракит,
Разноцветными огнями озеро блестит.
А в стихотворении «Утро» тот же автор перечисляет различные виды осадков:
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается,
Дремлет чуткий камыш, тишь- безлюдье вокруг.
Куст заденешь плечом, на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
В 8 классе при изучении регионов России знакомлю учащихся с древнерусской архитектурой, которая лучше всего сохранилась в монументальных строениях: монастырях, крепостях, каменных соборах, церквах, часовнях. При изучении Центральной России учащиеся вспоминают былинных героев, которые отражали нашествия захватчиков. Знакомятся с родиной Александра Невского (Переславль-Залесский), рассматривают репродукции работ И.Левитана «Окрестности г.Плёса», «На Волге».
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река. Н.Палькин
Читаю слова старинной волжской песни, записанной П.И.Мельниковым-Печерским и приведённой им в книге «На горах»:
А вот город Кострома, гульливая сторона,
А пониже его Плёс, чтобы чёрт его пронёс…
Звучат песни Н.Кадышевой – ансамбль «Золотое кольцо».
При изучении реки Волги ребята читают стихи Н.Н.Некрасова:
О, Волга! После многих лет
Я вновь принёс тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была…
Или
О, Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям.
Когда ещё всё в мире спит,
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…
Использую репродукции картин И.С.Репина, Г.Г.Нисского, И.И.Левитана.
Ученикам очень нравится, когда мы на уроках читаем стихи, слушаем песни, рассматриваем картины художников, фотографии из фотоальбомов, в соответствии с содержанием урока. Часть материала школьники находят сами в библиотеках. Часть – собрана мною, особенно стихи, которые я систематизирую по темам:
- времена года – 6 класс
- природные явления,
- природные зоны (ландшафты) – 8 класс
- внутренние воды,
- растительный и животный мир,
- природные объекты – 9 класс
- города и другие.
Подборка картин художников:
Тема «Климат» - 6,8 класс
Н. Сверчков. «Застигнутые бурей»,
Н.Джогин. «Буря»,
И.Шишкин. «Дождь в дубовом лесу», «Перед грозой»,
А.Гине. «Перед грозой»
Ф.Васильев. «Оттепель», «Мокрый луг»,
И.Левитан. «Март», «Золотая осень»,
А.Саврасов. «Грачи прилетели»,
Тема «Внутренние воды» - 6,8 класс
А.Рылов. «Разлив Волги»,
С.Жуковский. «Весенняя вода»,
И.Репин. «Бурлаки на Волге»,
И.Шишкин. «Родник в лесу», «Заросший пруд у опушки леса».
Тема «Природные зоны» - 8 класс
А.Куинджи. «Берёзовая роща»,
И.Шишкин. «Лесные дали», «Папоротники в лесу», «Сосновый бор».
Тема «Как осваивали и изучали территорию России»
В.Суриков. «Покорение Сибири Ермаком».
Тема «Опасные явления природы».
К.Брюллов. «Последний день Помпеи»,
И.Айвазовский. «Девятый вал»,
И.Тонков. «Пожар».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"
Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...
Отчет о проведении предметной недели русского, иностранных языков, литературы, музыки и изобразительного искусства.
В средней школе поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области с 23 по 30 января 2017 года прошла предметная неделя русского и иностранных языков, литературы, му...
Интегрированный урок литературы и МХК «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»
В конспекте представлен материал для обобщения и закрепления изученного по теме "Слово о полку Игореве", использована информация, полученная в результате индивидуальной и групповой исследова...
Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством, развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству, пробу...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Урок проводят:- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна- учитель музыки Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как музыка и живопись р...