Эссе «Моя педагогическая технология»
опыты и эксперименты (8, 9 класс)
Личностно-ориентированное обучение- залог успешного обучения математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_tehnologiya_.docx | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе учителя математики МАОУ СОШ № 19 г. Улан-Удэ
Доржиева В.Б.
«Моя педагогическая технология»
Почти две тысячи уроков за школьные годы « отсиживают» многие школьники. Не все дети одинаково трудолюбивы. Один умен, да ленив. Другой доберется до истины, заблестят тогда глазенки, испытает радость победы. Ну, а третий? Третий тихонько сидит на уроке и очень хочет, чтобы его не беспокоили никакими премудростями. Поэтому организовать учебную деятельность учителю надо так, чтобы у ученика появилась потребность учиться.
Математика- наука весьма сложная для учащихся, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего ее более доступной. Ошибочны представления о том, что я сообщаю интересный материал, а дети « ловят его на лету». Здесь нужно не останавливаться, а искать те формы и методы преподавания, которые бы обеспечили наиболее оптимальный результат.
Педагогический поиск- это процесс постоянный, а в перспективе - бесконечный. Позади долгий путь, главное приобретение на котором - опыт. А впереди - только движение вперед. Не знаю, насколько будет ценен мой личный опыт, но все же, берусь его представить на ваш суд.
В жизнь школы прочно вошли такие понятия как «современные педагогические технологии», « инновационные процессы». Каждый учитель апробировал в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и сделал выбор в пользу наиболее результативных. Я не исключение, ознакомившись и внедрив некоторые из них в свою практику, я отдаю предпочтение (не пренебрегая ориентированного обучения.
Я расскажу о своем практическом опыте проведения уроков в рамках концепции личностно ориентированного обучения: обучения, ориентированного на личность .Конечно, я не претендую на свой вклад в решение этой важной и сложной педагогической проблемы, а говорю о своем личном понимании, которое не противоречит общим целям.
Одним из важнейших требований, предъявляемых человеком к любой деятельности, в частности к учебной, является создание психологического комфорта и ощущение реальной достижимости цели именно для него, и желание получить адекватную его достижениям оценку результатов его деятельности со стороны учителя и , что не менее важно, со стороны товарищей. Это правило я и беру за основу, применяя личностно ориентированную технологию обучения. В плане создания такого комфорта математика находится, особенно в старших классах, в трудном положении в сравнении с остальными школьными предметами. Зачастую старшеклассники, имея уже устойчивые интересы, не всегда связывают их с математикой, считают, что в жизни она никому не нужна, за исключением профессионалов .И ведь в создании такого отношения к математике у учащихся способствует обычное, традиционное обучение, в котором главное и, по существу, единственная цель- освоение стандарта и сдача экзамена по необходимости.
Целью же личностно ориентированного обучения является развитие личности ученика, стремление к самопознанию, к выбору индивидуальной траектории, формирование интереса к собственному я, кто я на самом деле, могу ли я быть успешным именно в математике. Это и есть то главное, что заставило меня заинтересоваться и внедрить у себя в школе, пока еще в одном классе, эту новую технологию. Подробно описывать сторону вопроса не считаю нужным в такой компетентной аудитории, но главные акценты расставлю.
Итак, ученик становится центром образовательного процесса. Одна из составляющих психологического комфорта- это постоянное ощущение радости от преодоления трудностей. Критерий эффективности обучения -каждая личность имеет свои интересы, свои способности, и ориентация обучения на личность ученика предопределяет уровень знаний, умений, навыков, необходимых ученику .В этом- то и противоречие современной « идеологии» стандартам, в которой предполагается, что выпускник должен знать многое, совершенно излишнее для большинства учеников и далекое от их интересов. А согласование стандартов и интересов возможно при личностно ориентированном обучении.
Приведу пример организации такого обучения из личного опыта.
Следуя основным принципам личностно ориентированного обучения, я определила для себя следующий алгоритм личностно ориентированного урока:
1.Дети должны иметь возможность быстрой перегруппировки мест.
2. Стиль общения для данного урока должен быть оптимальным.
3.Учитель должен уметь разьяснять целевые ориентиры урока, сделав их личностно значимыми для каждого ученика.
4. Формы урока:
а ) блочная подача- погружение;
б ) организация самостоятельной работы по опорным и справочным материалам;
в ) введение нового материала через лидера группы;
г ) введение нового материала через проблему.
5.Следует быстро реагировать на непонимание, ошибку.
6.Должна быть свобода слова и мысли на уроке.
7. Учитель должен обеспечить стимуляцию само- и взаимооценки.
Моей характерной чертой как учителя являются любовь к детям и требовательная доброта, постоянная работа над собой и глубокое знание своего предмета.
Придаю огромное значение организации урока. Войдя в класс с улыбкой, создаю на уроке благоприятную психологическую атмосферу. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставил меня задуматься над там, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
В связи с этим веду поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Я забочусь о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно.
Немаловажную роль отвожу дидактическим играм на уроках математики- современному и признанному методу обучения, воспитания, обладающей образовательной, развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Использую такие формы работы на уроке, как « Урок- зачет», « Урок-викторина»,
« Урок лекция», « Урок - тестовый контроль», « Урок- практикум»,
« Урок игра», « Урок- консультация». Например, при прохождении темы « Десятичные дроби» проводится дидактическая игра «Индивидуальное лото».
В чем суть этой игры? В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт.
На большой карте нарисовано шесть прямоугольников, а у ученика семь- восемь карточек таких же размеров с записанными на них примерами.
Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ на большой карте. Карточки накладываются лицевой стороной вниз.
Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву….
Широко использую групповую форму работы, считая, что школьники приобретают при этом навыки сотрудничества, что такая форма работы воспитывает чувства взаимопомощи, ответственности перед коллективом.
Уже несколько лет использую в своей работе зачетную систему контроля знаний учащихся. ( Образовательная технология Р. Г. Хазанкина)
Переход к зачетной системе невозможен без участия самих учащихся. Необходимо, прежде всего, выделить консультантов-детей, интересующихся математикой и имеющих достаточный уровень организаторских способностей и речи.
Пример групповой формы работы.
Учащиеся разбиваются на группы следующим образом:
Консультант ( ученик, имеющий по математике «5»
2 ученика, занимающихся на «4»и «5»
1-2 ученика, имеющие средние знания («слабые»).
В один зачет включается один параграф или половину его, в зависимости от количества, пунктов в нем.
Процесс изучения параграфа состоит из нескольких взаимосвязанных шагов, нацеливающих ученика на зачетную систему обучения:
1шаг – блоковое изучение теоретического материала;
2шаг – закрепление изученного, на основе групповой работы на уроках;
3 шаг- подготовка к зачетному уроку.
Например, при изучении главы: « Геометрические построения(Часть1)»
Я выделяю следующие теоретические вопросы:
Что такое окружность, центр окружности, радиус?
Что такое хорда окружности, какая хорда называется диаметром?
Какая окружность называется описанной около треугольника?
Доказательство теоремы 5.1.
Что называется серединным перпендикуляром?
Касание в точке внутреннее и внешнее касание окружности.
Какая окружность называется вписанной в треугольник?
Доказательство теоремы 5.5.
К зачету учащиеся переписывают вопросы в свои карточки, которые имеют вид:
№ ТЕОРИЯ | ОЦЕНКА | № ПРАКТИКА | ОЦЕНКА |
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
….. Итог | Итог | ||
Самостоятельная работа | Домашняя работа. Ведение тетради. |
Перечень вопросов для практической работы:
Взаимное расположение прямой и окружности.
Взаимное расположение двух окружностей.
Построение равнобедренного треугольника по его стороне.
Построение треугольника с данными сторонами.
Как отложить от данной полупрямой в данную полуплоскость угол, равный данному?
Нахождение углов треугольника.
Первым сдает зачет ученик консультант, а затем помогает учителю принимать зачет у членов своей группы.
Чем же хороша зачетная система контроля знаний учащихся , которой пользуюсь уже несколько лет? Зачет является эффективным средством, способствующим повышению качества обучения
Перед слабым учеником зачет ставит посильную для него цель: показать умение решать конкретные задачи, разбираться в геометрических определениях . Сильным ученикам зачет тоже полезен, ток как подстраховывает их, защищая от пренебрежения элементарными навыками.
Коллективное решение задач, в ходе которого учащиеся комментируют свои действия, я организую заранее. Этот урок сменяется самостоятельной работой по карточкам с заданиями различной трудности. Все этапы моих уроков взаимосвязаны по времени и содержанию.
Занимательную долю урочного времени отвожу на самостоятельные работы .Их цели самые разные:
Это и контроль знаний
Диагностика умений
Прогнозирование перехода к новой теме
Обучение
Самостоятельные задания богаты учебным содержанием, увлекают детей необыкновенностью вопросов и в то же время такие, что могут быть выполнены детьми довольно быстро, а мной легко проверены.
Например, при прохождении темы « СЛОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ» , проводится самостоятельная работа в виде дидактической игры-« КОДИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ».
ВЫЧИСЛИТЬ ЗНАЧЕНИЯ:
1. 27,3 ( -2,6)= А 1. -5,6- 3,7 =А
2. -3,3 –А + (-3,4)=В 2. 31,2-А + (-2,5)=В
3. -21-В-(-11,2) = С 3.-12-(6,1)- В = С
4. ( А + В) – С = Д 4. ( В+С ) – А = Д
Кодированные ответы: 1) -41,5 2) -36,6 3) -43,9 4) 3,4 5) -9,3 6) 29,9 7) 38 8) 31,8 .
В чем суть самостоятельной работы – игры? Выполнив первое задание, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет- допущена ошибка. Выполнив все задания своего варианта, ученик подает учителю работу с кодированным ответом .Например , 6281.
Таких заданий я готовлю столько , чтобы обеспечить работой каждого ученика и предотвратить списывание. Такая простая и вместе с тем интересная работа очень развивает учеников и внушает им надежду в собственные силы. Работа со слабоуспевающими учащимися пронизывает все этапы уроков.
Я считаю, что задача учителя состоит в том, чтобы во время заметить и всячески поддержать склонности ученика к творческому восприятию учебного материала и его желание самостоятельно преодолеть возникшие трудности. Этому в значительной степени способствуют проводимые мною математические диктанты .Математические диктанты по содержанию могут быть :
1. репродуктивные задания - позволяющие выработать основные умения навыки, необходимые для изучения математики. И хотя они мало способствуют развитию мышления учашихся, однако создают базу для дальнейшего изучения математики и таким образом способствуют выполнению более высокого уровня сложности.
Пример: 5кл. Десятичные дроби.
1). Вычислить: 2,87 × 10
2).Выполнить умножение: 0,13× 1000 и т. д.
Для решения такого рода упражнения требуется знание правил.
2. реконструктивные задания – эти задания характерны тем что приступая к их выполнению, ученик должен проанализировать возможные общие пути решения задач, отыскать характерные признаки обьекта, использовать несколько репродуктивных задач.
Пример: 7 кл. Разложение на множители.
Решить уравнение: ( ах+ в)( сх +д)= 0
Решение такого типа уравнения требуется при изучении различных разделов курса на протяжении всех лет обучения.
3.Более высокий уровень – характеризуется заданиями вариативного характера.
При выполнении ученику необходимо из всего арсенала математических знаний , отобрать нужные для решения данной задачи, пользуясь интуицией, найти выход из нестандартной ситуации.
К таким задачам относятся задачи на сообразительность, на доказательство.
Пример: Вставить пропущенный одночлен так, чтобы получилось тождество.
Проводить диктанты можно:
1. Спроицировать с помощью компьютера.
2.Зачитать .
3.Воспроизвести с помощью звукозаписи.
4.С графической записью ответа.
По видам диктанты могут быть:
1.Проверочные- контроль усвоения, отдельного фрагмента при изучении данной темы.
2.Обзорныц- контроль усвоения узловых вопросов целого раздела.
3.Итоговый- проверка основных умений и навыков , воспроизведение определений и свойств математических обьектов.
Детям очень нравятся графические диктанты.
Суть такого диктанта:
1.Учителем определяется значек условного обозначения ответа:
а ) правильный ответ- вводится значек (+)
б ) неправильный ответ вводится значек ( - )
Таким образом дети дают ответ ввиде такой записи: 1. ++++--+++
2. ++--+++-- и т. д.
Такой диктант легко проверяется и дети с удовольствием записывают свои ответы удоски , получается наглядно и быстро.
Значки можно придумывать разные это очень нравится детям.
Предлагаемый игровой материал является результатом работы, которая помогает сформировать ряд умений и навыков , приемы слуховой , зрительной, двигательной наглядности, моменты неожиданности .Способствуют активизации мыслительной деятельности. В организации графического диктанта придерживаться следующим требованиям :
Правила игры должны быть простыми.
Точно сформулирован, доступен всем ученикам.
Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению и по исполнению.
Диктант интересен тем, что в нем участвует каждый ребенок.
Подведение итогов справедливое и четкое.
Графический диктант реализует 3 аспекта : познавательный, равивающий, воспитательный.
Познавательный- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Развивающий – развитие мышления у учащихся в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, выделять главное.
Воспитательный – воспитание нравственных межличностных отношений.
С момента введения Единого государственного экзамена по математике я работаю над проблемой эффективной подготовки учащихся к ЭГЭ .Ведущей идеей опыта является формирование нестандартного математического мышления школьника средствами предмета через развитие его творческого потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательскую деятельность по овладению математическими знаниями и приемами математического сознания .В процессе реализации ведущей идеи решается следующий комплекс задач:
1.Конструирование содержания математического образования с учетом принципов преемственности, научности.
2.Отбор и разработка системы проблемных вопросов, творческих и практических исследовательских заданий, дидактических материалов и рабочих тетрадей для учащихся, их органичное включение в учебную деятельность.
3.Создание условий доля самостоятельной учебно - познавательной и исследовательской практической деятельности учащихся.
Эти задачи необходимо решать, используя такие ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ, как :
--- эвристическая беседа;
---математические задачи творческого и исследовательского характера;
---выдвижение гипотез, поиск решений на основе анализа гипотез;
---игры – ситуации, игры- имитации;
---поисково- творческие и исследовательские задания.
Эффективными являются такие формы проведения уроков: урок- игра; урок- семинар; урок- практикум; урок-лекция; урок- исследования; применение мультимедийных и компьютерных программ и презентаций.
Важно использовать современные методы активизации познавательной деятельности( проблемный, блоковый, игровой, поисковый), которые позволяют активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивать мыслительные способности, использовать виды контроля, исследовательские работы, творческие работы.
Неоценимая роль компьютера и Интернета. Основной упор при подготовке к ЕГЭ я делаю на новые информационные технологии. В свое работе широко использую на уроках и на внеклассных мероприятиях возможности Интернета, диски с учебными материалами, в частности, электронный учебник- справочник АЛГЕБРА-?_!! классов, компьютерная программа « Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ» по математике, многоразличных тестовых заданий было взято в Интернете . В последнее время в своей работе применяю тесты взятые из сборников под редакцией: А,Л, Семенова, И,В, Ященко «3000 задач» для учащихся 9 классов и аналогичное издание для 11 класса , .Л.Д. Лаппо, М. А, Попов « Математика» - практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ, И.Н..Сергеев «Математика» ЕГЭ- задания типа С, И.Н.Сергеев, В.С. Паферов «ЕГЭ 2011 Математика , Задача С3,С.А. Шестаков , П.И. Захаров Математика, ЕГЭ 2011 Задача С1,В.А.Смирнов « Математика, Задача С2, Р. Г. Гордин « Математика, Задач С4, Ларин-2014» Генератор вариантов»
Эффективность опыта работы подтверждается результатами ЕГЭ: все выпускники подтвердили годовые оценки.
2014-2015уч.г.
Учебный предмет | Баллы/ количество выпускников, набравших соответствующий тестовый бал | Всего учащихся | Средний бал | ||||||||||||
математика | 38 | 52 | 55 | 62 | 64 | 66 | 70 | 82 | 20 | 60 | |||||
2 | 3 | 1 | 4 | 2 | 5 | 2 |
2015-2016уч.г.
Учебный предмет | Баллы / количество выпускников , набравших соответствующий тестовый бал | Всего учащихся | Средний бал | |||||
Математика | 21 | 48-60 | 63-71 | 73-79 | 15 | 61 | ||
1 | 5 | 5 | 4 |
2016-2017уч. г.
Учебный предмет
| Баллы / количество выпускников, набравших соответствующий тестовый бал | Всего учащихся | Средний бал | ||||||||
Математика | 41 | 52 | 56 | 60 | 63 | 66 | 68 | 70 | 82 | 20 | 62 |
1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Я считаю, что сегодня быть педагогически грамотным учителем нельзя без изучения всего обширного арсенала общеобразовательных технологий и поэтому выбрала темой самообразования « Применение общеобразовательных технологий в преподавании математики».
Опытом своей работы по данной теме я делюсь со своими коллегами на заседаниях МО учителей математики школы и города .Опыт работы обобщен на уровне школьного МО учителе математики.
Чтобы разнообразить свои уроки , увлечь детей в мир математики , доказать , что математика – интересная, нужная и увлекательная наука, мне пришлось пролистать не мало страниц , найти и изучить современные нетрадиционные образовательные технологии. В своей работе использую опыт – новаторов: Хазанкина Р.Г. , Окунева А.А., Шаталова
Важное место в моей педагогической деятельности занимает внеклассная работа по математике. Составление кроссвордов, проведение недели математики, изготовление наглядных пособий, презентаций. 39 лет педагогической работы мне позволяет легко общаться со всеми возрастными группами детского коллектива.
Сейчас работаю учителем математики в 6-ых классах, являюсь классным руководителем в 6-б классе, где провожу большую воспитательную работу. Совместные посещение Музеев города, интересные классные часы сплотили меня с учениками. Они считают меня своим другом, делятся своими радостями и огорчениями.
В процессе формирования личности особое внимание уделяю воспитанию этической культуры, так как в ней закреплены отобранные человеческим опытом нормы взаимодействия между людьми, выражены нравственные правила человеческого общежития. Чтобы ввести своих учеников в мир этических категорий, использую в воспитательной работе «Этическую грамматику для подростков». Провожу цикл бесед по теме: «Доброта и доброжелательность» Так начиная с 5 класса, я и мои дети поздравляем детей инвалидов из Баянгольского дома интерната Закаменского р-на, и детей из детского дома» Малышок» с праздником Нового года.
Наш класс в мае 2012 учебного года вступил в ряды Пионеров Бурятии.
Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путем включения в урок психологических экспериментов, тестов, элементов игры, деятельности, творчества. Окончив школу, многие ученики связали жизнь с педагогической деятельностью.
Дармахеев Эрдэни – учитель математики СОШ № 19, аспирант ВСГУТУ
Филиппов Александр – математик ВСГУТУ, аспирант ВСГУТУ.
Ергонов Игорь -выпускник ИМИ БГУ.
Андреев Олег- студент ИМИ БГУ
Родители учеников активно посещают родительские собрания. Провожу с родителями, затрагивая важные моменты в воспитании и обучении детей.
Среди коллег пользуюсь уважением. «Требовательная доброта, живость ума, большой творческий потенциал, педагог по призванию»- так характеризуют меня коллеги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Эссе по теме "Профессиональная готовность учителя к использованию современных педагогических технологий"
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примеров для ученика является сам учитель.А. Дистервег...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Эссе на тему: «Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». (На примере проектной технологии)
XXI век, бесспорно, можно считать веком высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. Недаром слово «технология» является сегодня одним из самых часто употребляемых. Без техн...
Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»
У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой жизненный путь – быть учителем....
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. Эссе: " Мое педагогическое послание профессиональному сообществу".
Эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу" 2020 год....
Эссе: Классификация педагогических технологий, их краткая характеристика.
Классификация педагогических технологий, их краткая характеристика....