Музей – центр образовательного пространства школы
статья на тему

Охапкина Надежда Николаевна

В помощь руководителям школьных музеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_muzeynogo_prostranstva.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

Музей – центр

образовательного пространства школы

Выполнила: Охапкина Н.Н.,

учитель ИЗО МБОУ «Средняя школа № 35»

Руководитель музея

 народного быта Нижегородского края

г. Дзержинск

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека. Какое поколение будет жить в России? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времен связующая нить»?

На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:

-развитие и воспитание гражданина России;

-возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности детям глубже почувствовать свои национальные корни;

-знакомство с традициями и обрядами русского народа и вовлечение детей в организацию праздников и досуга.

Более двадцати лет назад в нашей школе начали создавать экспозицию предметов народного быта Нижегородского края. Сейчас эта экспозиция переросла в музей, где  сделан макет части интерьера крестьянской избы с русской печкой, размещены сундуки, прялки, предметы быта, народная   одежда. Все краеведческие материалы обработаны, систематизированы и соответственно оформлены. Они составили следующие разделы:

-интерьер русской избы

-народная одежда

-вышивка, ткачество, кружевоплетение

-предметы труда и быта.

Музей получил свидетельство о регистрации.

Музей играет значительную роль в воспитательной работе школы. Это не застывшая экспозиция предметов народного быта, у музея есть своя душа, согретая заботой детей и взрослых. Ремонт помещения, розыск экспонатов, оформление экспозиций, подготовка к праздникам – это общее коллективное дело, которое объединило школьников, их родителей и педагогов.

Работа школьного музея возглавляется Советом, который руководит разнообразной деятельностью краеведов, связанной с пополнением музейного фонда новыми экспонатами, изучением имеющихся краеведческих материалов, подготовкой новых тематических экспозиций.

На базе музея проводятся уроки, семинары для учителей,  мастер-классы, экскурсии, народные праздники, посиделки, конкурсы, ведется научно-исследовательская работа. Наш музей работает в тесной связи с городским краеведческим музеем и Дворцом детского творчества, осуществляющим координацию деятельности по развитию и организации работы школьных музеев города.

    Экспозиция музея воссоздает обстановку старинной русской избы. Некоторые из предметов музея датируются концом XIX начала XX века.

          Все здесь как в старину: печка, ухваты, керосиновые лампы, чугунки, глиняная и деревянная утварь, плетеные лапти, туеса. Здесь гости  узнают о назначении предметов домашнего обихода, которые уже стали историей.

     Экскурсоводы, одетые в старинные наряды, рассказывают о русских традициях, обрядах и давно забытых бытовых укладах, показывают, как наши предки пользовались бытовыми вещами, и каждый желающий может попробовать это сделать своими руками. Быт в старину был тяжел. Это видно детям по рубелю для стирки белья, по прялке, по коромыслу. Но тем острее осознается мудрая любовь человека к красоте, благодаря которой затейливо украшались и эти предметы, и многие другие - скатерти, рушники, посуда, половики.

     Наш музей – не музей в обычном понимании этого слова, когда все экспонаты располагаются под стеклом, здесь можно все потрогать, поиграть, даже нарядиться в костюмы. Только прикасаясь к подлинным предметам старины, ребенок почувствует свою неразрывную связь с историей. Только предметы, сделанные руками его далеких предков, донесут до сознания ребенка представление о жизни людей в далеком прошлом.

      А, наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Это тем более важно для впечатлительной детской души, для которой при этом "знания" об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа". Невозможно на вербальном уровне объяснить детям значение давно вышедших из употребления слов. Таких, например, как туесок, короб, кочерга, коромысло, рубель и других. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти предметы становятся узнаваемыми.

        Школьный музей – это творческая среда, в которой общаются дети, родители, учителя. Традиция музея – проводить отчетные выставки творческих работ обучающихся. Подобные творческие мероприятия несут высокий, эмоциональный, положительный заряд для учителей, детей и их родителей. В этом случае музей превращается в выставочный зал, в котором авторами представленных рисунков, поделок являются юные художники. Дети и их родители обсуждают творческие работы, общаются друг с другом, происходит формирование семейных ценностей средствами изобразительного искусства.

В школе действует Программа дополнительного образования «Народное искусство Нижегородского края». В рамках Программы работают кружки: «Городецкая роспись», «Народная вышивка», «Русская песня», «Резьба по дереву». В целом в реализации Программы задействованы 165 обучающихся и многие педагоги. Условия кружковых занятий дают оптимальные варианты решений задач обучения в процессе, объединяющем его части: воспитание - обучение- творчество.

Ежегодно кружковцы становятся победителями городских и областных конкурсов. Дети гордятся тем, что в музее остаются предметы, сделанные их руками на занятиях кружка: крестьянские традиционные куклы, глиняные игрушки, народные росписи. Так ребята понимают, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, мы – часть единого древа жизни.

Традиционно в музее проводятся игровые занятия «Русская изба», а также календарные праздники: « Кузьминки», « Зимние Святки», «Широкая Масленица», «Светлый праздник Пасхи», «Троица».  Главным в этих мероприятиях является не получение формальных знаний, а воспитание, формирование определенных нравственных принципов и поведенческих навыков у детей. В подготовке праздников принимает участие актив Музея. Ведущие должны много знать, хорошо разбираться в теме, уметь доходчиво преподнести информацию, иметь артистические данные. Часто на праздниках бабушки, родители детей, учителя становятся не только гостями, но и участниками. Праздники раскрывают сердце каждого – и малого и большого человека.

Воспитывая любовь к родному краю, давая проявить себя в творчестве, мы оберегаем ребенка. Поднимаем своего рода иммунитет к таким социальным болезням, как лень, равнодушие. Самые яркие детские впечатления остаются на всю жизнь. Очень хотелось бы, чтобы знания о родной культуре дети пронесли через всю жизнь.

Прошлое имеет большую власть над человеком. Оно заставляет  нас остановиться  хотя бы на мгновение в нашей быстротечной жизни, задуматься над предметом старины, подивиться мастерству человека, восхититься его талантом и трудолюбием. Самая большая ценность – это ценность доброты. Если мы научим ребенка понимать искусство, он станет нравственно лучше, а, следовательно, счастливее.

Приглашаем всех желающих в наш музей! Вы окунетесь в атмосферу тех далеких лет, почувствуете причастность   к культуре своего народа, получите массу впечатлений и положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы.

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы....

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

"Музей в образовательном пространстве современной школы"

Это творческий очерк о работе школьного музея в МБОУ "СОШ №15" за 3 года, где рассказывается о основных направлениях развития музея, видах исследовательской деятельности, результатах его деятельности....

Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"

В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и роди...

Темы обсуждения и библиография к городскому семинару «Музей в образовательном пространстве школы.

Темы  обсуждения и библиография к городскому семинару  «Музей в образовательном пространстве школы. Межпредметные связи: отражение истории Первой Мировой войны на страницах еженедельного жур...

Школьный музей - как инновационное образовательное пространство школы

Время не стоит на месте. Обновления качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как об...