ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ
методическая разработка

Образовательные ситуации с целью создать развивающую среду

В традиционной практике дошкольного и школьного образования доминирует учебная модель. В такой модели содержание образования предметно ориентировано: математика, русский язык, чтение и т.д. Эти «предметы» существовали независимо друг от друга и имели свою логику построения. Отличительной особенностью занятия (как формы) являлась определенная организация образовательного пространства: учебная зона. В этой зоне столы и стулья чаще всего располагались для фронтальной работы.

Однако в современных образовательных учреждениях предметно ориентированное обучение отходит на второй план. Основной акцент делается на развивающую предметно-пространственную среду. Она обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Также возможна совместная деятельность детей и учителя. Эта деятельность отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

По мнению выдающихся педагогов развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Вопрос конструирования развивающей предметно-пространственное среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Важно ориентироваться на ребенка, выстраивать эту среду с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития и предоставления детям возможности выбора деятельности.

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:

  1. образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря, охраны здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  2. двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  3. различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных условий.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентируется на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путем подбора мебели с учетом возраста детей.

Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых через игровой подход обучения.

Принцип стабильности-динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальной отборе стимулов.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости-закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Развивающая предметно-пространственная среда состоит из следующих компонентов

  1. содержательность
  2. насыщенность
  3. трансформируемость
  4. полифункциональность
  5. вариативность
  6. доступность
  7. безопасность

Для детей образовательное пространство должно быть предоставлено необходимыми и достаточными возможностями для движения, предметной и игровой деятельности с разными предметами.

Также ФГОС говорит нам о том, что кроме различных материалов (игровых, спортивных и др.) образовательное пространство должно быть оснащено техническими средствами обучения и воспитания. В современных образовательных учреждениях сформирована новая образовательная среда, включающая высокотехнологичные информационные средства обучения и развития учащихся.

Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды

Физического развития – физ минутки.

Социально-коммуникативное развитие – игрушки и предметы для ролевых игр, настольные игры, муляжи овощей и фруктов, куклы, машинки

Познавательное развитие – уголки-лаборатории, библиотеки, мини-музеи

Художественно-эстетическое развитие – картинная галерея, изобразительные уголки, уголки ручного труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ

В традиционной практике дошкольного и школьного образования доминирует учебная модель. В такой модели содержание образования предметно ориентировано: математика, русский язык, чтение и т.д. Эти «предметы» существовали независимо друг от друга и имели свою логику построения. Отличительной особенностью занятия (как формы) являлась определенная организация образовательного пространства: учебная зона. В этой зоне столы и стулья чаще всего располагались для фронтальной работы.

Однако в современных образовательных учреждениях предметно ориентированное обучение отходит на второй план. Основной акцент делается на развивающую предметно-пространственную среду. Она обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Также возможна совместная деятельность детей и учителя. Эта деятельность отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

По мнению выдающихся педагогов развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Вопрос конструирования развивающей предметно-пространственное среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Важно ориентироваться на ребенка, выстраивать эту среду с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития и предоставления детям возможности выбора деятельности.

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:

  1. образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря, охраны здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  2. двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  3. различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных условий.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентируется на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путем подбора мебели с учетом возраста детей.

Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых через игровой подход обучения.

Принцип стабильности-динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальной отборе стимулов.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости-закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Развивающая предметно-пространственная среда состоит из следующих компонентов

  1. содержательность
  2. насыщенность
  3. трансформируемость
  4. полифункциональность
  5. вариативность
  6. доступность
  7. безопасность

Для детей образовательное пространство должно быть предоставлено необходимыми и достаточными возможностями для движения, предметной и игровой деятельности с разными предметами.

Также ФГОС говорит нам о том, что кроме различных материалов (игровых, спортивных и др.) образовательное пространство должно быть оснащено техническими средствами обучения и воспитания. В современных образовательных учреждениях сформирована новая образовательная среда, включающая высокотехнологичные информационные средства обучения и развития учащихся.

Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды

Физического развития – физ минутки.

Социально-коммуникативное развитие – игрушки и предметы для ролевых игр, настольные игры, муляжи овощей и фруктов, куклы, машинки

Познавательное развитие – уголки-лаборатории, библиотеки, мини-музеи

Художественно-эстетическое развитие – картинная галерея, изобразительные уголки, уголки ручного труда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательные ситуации с целью создать развивающую среду

Слайд 2

Развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Слайд 3

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря, охраны здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых; различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных условий.

Слайд 4

Принцип дистанции, позиции Принцип активности Принцип стабильности-динамичности Принцип комплексирования и гибкого зонирования Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия Принцип эстетической организации Принцип открытости-закрытости Принцип «половых и возрастных различий» Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 5

Развивающая предметно-пространственная среда состоит из следующих компонентов: содержательность насыщенность трансформируемость полифункциональность вариативность доступность безопасность

Слайд 6

Физического развития – физ минутки. Социально-коммуникативное развитие – игрушки и предметы для ролевых игр, настольные игры, муляжи овощей и фруктов, куклы, машинки Познавательное развитие – уголки-лаборатории, библиотеки, мини-музеи Художественно-эстетическое развитие – картинная галерея, изобразительные уголки, уголки ручного труда. Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание в образовательном учреждении развивающей среды для педагогов и учащихся.

Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий вну...

Статья «Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»

В статье кратко представлены основные аспекты по созданию коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения для слабослышащих учащихся.  Статья со...

Современные технологии в УВП с целью создания коррекционно-развивающей среды как способ коррекции недостатков в личности обучающихся с ОВЗ.

Современная педагогическая технология в УВП --- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безу...

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...