ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ
методическая разработка
Образовательные ситуации с целью создать развивающую среду
В традиционной практике дошкольного и школьного образования доминирует учебная модель. В такой модели содержание образования предметно ориентировано: математика, русский язык, чтение и т.д. Эти «предметы» существовали независимо друг от друга и имели свою логику построения. Отличительной особенностью занятия (как формы) являлась определенная организация образовательного пространства: учебная зона. В этой зоне столы и стулья чаще всего располагались для фронтальной работы.
Однако в современных образовательных учреждениях предметно ориентированное обучение отходит на второй план. Основной акцент делается на развивающую предметно-пространственную среду. Она обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Также возможна совместная деятельность детей и учителя. Эта деятельность отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
По мнению выдающихся педагогов развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Вопрос конструирования развивающей предметно-пространственное среды на сегодняшний день стоит особо актуально.
Важно ориентироваться на ребенка, выстраивать эту среду с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития и предоставления детям возможности выбора деятельности.
При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря, охраны здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных условий.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентируется на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путем подбора мебели с учетом возраста детей.
Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых через игровой подход обучения.
Принцип стабильности-динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальной отборе стимулов.
Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
Принцип открытости-закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Развивающая предметно-пространственная среда состоит из следующих компонентов
- содержательность
- насыщенность
- трансформируемость
- полифункциональность
- вариативность
- доступность
- безопасность
Для детей образовательное пространство должно быть предоставлено необходимыми и достаточными возможностями для движения, предметной и игровой деятельности с разными предметами.
Также ФГОС говорит нам о том, что кроме различных материалов (игровых, спортивных и др.) образовательное пространство должно быть оснащено техническими средствами обучения и воспитания. В современных образовательных учреждениях сформирована новая образовательная среда, включающая высокотехнологичные информационные средства обучения и развития учащихся.
Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды
Физического развития – физ минутки.
Социально-коммуникативное развитие – игрушки и предметы для ролевых игр, настольные игры, муляжи овощей и фруктов, куклы, машинки
Познавательное развитие – уголки-лаборатории, библиотеки, мини-музеи
Художественно-эстетическое развитие – картинная галерея, изобразительные уголки, уголки ручного труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ
В традиционной практике дошкольного и школьного образования доминирует учебная модель. В такой модели содержание образования предметно ориентировано: математика, русский язык, чтение и т.д. Эти «предметы» существовали независимо друг от друга и имели свою логику построения. Отличительной особенностью занятия (как формы) являлась определенная организация образовательного пространства: учебная зона. В этой зоне столы и стулья чаще всего располагались для фронтальной работы.
Однако в современных образовательных учреждениях предметно ориентированное обучение отходит на второй план. Основной акцент делается на развивающую предметно-пространственную среду. Она обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Также возможна совместная деятельность детей и учителя. Эта деятельность отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
По мнению выдающихся педагогов развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Вопрос конструирования развивающей предметно-пространственное среды на сегодняшний день стоит особо актуально.
Важно ориентироваться на ребенка, выстраивать эту среду с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития и предоставления детям возможности выбора деятельности.
При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря, охраны здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных условий.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентируется на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путем подбора мебели с учетом возраста детей.
Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых через игровой подход обучения.
Принцип стабильности-динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальной отборе стимулов.
Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
Принцип открытости-закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Развивающая предметно-пространственная среда состоит из следующих компонентов
- содержательность
- насыщенность
- трансформируемость
- полифункциональность
- вариативность
- доступность
- безопасность
Для детей образовательное пространство должно быть предоставлено необходимыми и достаточными возможностями для движения, предметной и игровой деятельности с разными предметами.
Также ФГОС говорит нам о том, что кроме различных материалов (игровых, спортивных и др.) образовательное пространство должно быть оснащено техническими средствами обучения и воспитания. В современных образовательных учреждениях сформирована новая образовательная среда, включающая высокотехнологичные информационные средства обучения и развития учащихся.
Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды
Физического развития – физ минутки.
Социально-коммуникативное развитие – игрушки и предметы для ролевых игр, настольные игры, муляжи овощей и фруктов, куклы, машинки
Познавательное развитие – уголки-лаборатории, библиотеки, мини-музеи
Художественно-эстетическое развитие – картинная галерея, изобразительные уголки, уголки ручного труда.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря, охраны здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых; различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных условий.
Принцип дистанции, позиции Принцип активности Принцип стабильности-динамичности Принцип комплексирования и гибкого зонирования Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия Принцип эстетической организации Принцип открытости-закрытости Принцип «половых и возрастных различий» Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда состоит из следующих компонентов: содержательность насыщенность трансформируемость полифункциональность вариативность доступность безопасность
Физического развития – физ минутки. Социально-коммуникативное развитие – игрушки и предметы для ролевых игр, настольные игры, муляжи овощей и фруктов, куклы, машинки Познавательное развитие – уголки-лаборатории, библиотеки, мини-музеи Художественно-эстетическое развитие – картинная галерея, изобразительные уголки, уголки ручного труда. Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание в образовательном учреждении развивающей среды для педагогов и учащихся.
Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий вну...
Статья «Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»
В статье кратко представлены основные аспекты по созданию коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения для слабослышащих учащихся. Статья со...
Современные технологии в УВП с целью создания коррекционно-развивающей среды как способ коррекции недостатков в личности обучающихся с ОВЗ.
Современная педагогическая технология в УВП --- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безу...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...