Создание в образовательном учреждении развивающей среды для педагогов и учащихся.
статья по теме

 

Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, создание условий для обучения и воспитания, создание психологической комфортности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii_razvivayushchey.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание в образовательном учреждении развивающей

среды для педагогов и учащихся.

      Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, создание условий для обучения и воспитания, создание психологической комфортности.

      Основные принципы, лежащие в основе создания развивающей среды в образовательном учреждении:

  1. Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса).
  2. Гуманизация (равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ученика).
  3. Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения).
  4. Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования).
  5. Открытость образования (предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).

        Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика. При этом основная функция современной школы – целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.

        Для того чтобы оценить, насколько успешно идет процесс по созданию развивающей среды для педагогов и учащихся, анализируются следующие показатели деятельности:

  1. Инновационная деятельность школы – обновление содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания); обновление педагогических технологий, методов и форм работы (методики освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными).
  2. Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности ученика и учителя как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты УВП между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.
  3. Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение  учебе, труду, природе, общественным нормам и законам, отношение к себе).

        Деятельность школы в режиме создания развивающей среды для всех участников образовательного процесса делает необходимым определение новых подходов и  управлению. Ведущее место занимает стимулирующая мотивационная управленческая деятельность как учащихся, так и учителей. Наряду с моральными поощрениями необходимо применять и материальные вознаграждения (премии для учащихся, надбавка к зарплате учителей за инновационную образовательную деятельность и др.). Изменяется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Новое содержание функций управления школой становится движущей силой, позволяющей преобразовать деятельность из функционирующей в развивающую.

        Созданию в школе развивающей среды способствуют:

  1. Концепция и программа развития школы.
  2. Моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности.
  3. Проведение в школе инновационной исследовательской работы.
  4. Сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.
  5. Организация оптимальной системы управления.
  6. Система эффективной научно-методической деятельности.
  7. Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.
  8. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

        Деятельность школы в режиме создания развивающей среды подразумевает и особые управленческие действия администрации. Это могут быть, например, изучение образовательных потребностей детей, желаний родителей; возможностей педагогического коллектива работать в новых инновационных условиях; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени и т.д. Создание таких условий позволит ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Учитель же сможет развить свои профессиональные и личные качества. Он обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность. Коллектив работает в творческом поисковом режиме.

           

Основные направления в деятельности МОУ сош №2

по созданию развивающей среды.

        Родители стоят перед выбором образовательного учреждения для своего ребенка.

        Очень важно, чтобы  с первого дня юного ученика окружала комфортная развивающая среда, наличие возможности развивать свои индивидуальные личностные способности, заботливые и чуткие педагоги, создающие для детей благоприятный психологический климат.

        Все эти условия созданы в нашей школе.

         Школа расположена в районном центре р.п. Сосновка, это самая крупная школа района. Численность учащихся составляет 512 человек.

            Первый урок начинается в 8.30, что дает возможность продлить утренний сон ребенка. Каждый класс имеет свое отдельное помещение, где пространство организовано таким образом, что у ребенка есть достаточно места  для обучения. Оборудованный спортивный зал. Оснащенный компьютерный класс. Администрацией школы составлен четкий график питания детей. На территории школы имеется мини стадион.

            Обучение и воспитание детей ведут высоко квалифицированные педагоги. Это учителя начальных классов, педагоги – предметники, воспитатель группы продленного дня, специалисты – социальный педагог, педагог-психолог, логопед. В школе 5 педагогов (16%) имеют высшую квалификационную категорию, 22 (45%) – первую, 14 (28%) – вторую. В образовательную программу  младших школьников со второго класса введено обучение английскому языку. Учащиеся 9-ых классов имеют возможность пройти предпрофильную подготовку через посещение элективных курсов гуманитарного и естественно-научного направления. В течение последних лет работают элективные курсы «Введение в педагогическую профессию» и «Психология общения», которые позволяют вести целенаправленную профориентационную работу. С 2006-2007 учебного года открыт профильный класс (естественнонаучный) для десятиклассников.

        Средняя наполняемость класса – 20-25 человек. Обучающиеся получают образование в соответствии с государственными программами и образовательными стандартами. Образовательный процесс в школе осуществляется на основе базового образования, определяемого Министерством образования Российской Федерации. Содержание образования в школе составляет совокупность базового и регионального компонентов.  

        Целью школы является создание развивающей среды для учителя и ученика, организационно-педагогических условий для обучения и воспитания разносторонней личности, руководствующейся в своей деятельности общечеловеческими принципами жизни, здоровья, свободного развития.

        В 2006-2076 учебном году школа работает по следующим направлениям:

               - создание развивающей среды для педагога и ученика;

         - обеспечение здоровья детей, их безопасности;

        - привитие навыков здорового образа жизни;

        - развитие уровня воспитанности учащихся на общечеловеческих ценностях;

        - совершенствование уровня базового и дополнительного образования;

        - определение  уровня готовности учащихся к непрерывному образованию, к труду в рыночных условиях;

        - обеспечение допустимого уровня готовности учащихся к жизни в семье и обществе;

        - систематическое прослеживание уровня удовлетворения образовательных потребностей учащихся.

        Если для педагога и ученика будут созданы условия для развития личности в социальном, психическом и физическом аспектах развития, то развивающая среда для педагогов и учеников в общеобразовательном учреждении будет создана.

        Создание развивающей среды в МОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №2 предполагает

для педагога:

  1. наличие концепции непрерывной подготовки и переподготовки кадров;
  2. соответствие целей и задач развития образования в школе целям и задачам развития творческого потенциала учителей;
  3. создание условий для успешного формирования творческого потенциала учителей (материальных, юридический, санитарно-гигиенических и т.д);
  4. создание условий для педагогических исследований, эксперимента и научного творчества;
  5. создание в педагогическом коллективе психосферы, которая обеспечивает каждому педагогу психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень педагогического труда;
  6. обеспечение педагогов школы психологическим обслуживанием (психологические тренинги, консультирование по личным и профессиональным вопросам, вооружение психологическими знаниями);
  7. осуществление такого управления педагогическим коллективом, которое мотивировано на успех каждого педагога;
  8. удовлетворение потребностей педагогов в способах педагогической деятельности, направленной на успех (предоставление возможности обучать по новым технологиям, использовать в педагогической деятельности аудио-, видеотехнику, компьютер, разрабатывать авторские программы);

для ученика:

  1. организация учебно-воспитательного процесса на основе:

                -     выявления особенностей ученика как субъекта;

                - признания субъективного опыта ученика как самобытности, самоценности;

                -построения педагогических воздействий с максимальной опорой на субъективный опыт ученика;

2. воспитание школьников в соответствии с моделью развитой личности в психологическом (высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию), социальном (моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение), физическом (нормальная деятельность организма, поддержка умственного и психического развития) аспектах;

3. наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно ориентированного обучения школьников;

4. развитие у школьников умений самостоятельно добывать знания;

5. создание в ученическом коллективе психосферы, которая обеспечивает каждому ребенку психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень ученического труда;

6. создание условий для успешного развития школьников;

7. создание условий для развития у детей социальной адаптации, жизненной защищенности, эффективной представленности в мире сегодня и завтра.

        Создание развивающей среды предполагает образование центра дополнительного образования в школе. Он строится на основе модели, подразумевающей организацию учащихся во второй половине дня в группы, различные по направлениям (познавательной, творческой, досуговой) деятельности, формам организации и возрастному составу. В рамках деятельности центра дополнительного образования сложились пять образовательных направлений – циклов, логически связанных с основным образованием и воспитательной работой школы.

Цикл «Интеллект»

        Задачи: удовлетворение потребностей учащихся в освоении программ, не входящих в учебный план; обеспечение дополнительных занятий по предметам учебного плана для учащихся с проблемами в обучении; удовлетворение потребностей в программах углубленного изучения отдельных предметов.

Цикл «Игра»

        Задачи: обеспечить возможности развития творческого потенциала личности, закрепления и применения в различных ситуациях знаний, умений и навыков, полученных в рамках базового образования.

Цикл «Спорт»

        Задачи: обеспечить двигательную активность учащихся, сохранение их здоровья, ориентировать учащихся на соблюдение норм и правил здорового образа жизни.

Художественно-эстетический цикл

        Задачи: развитие и совершенствование творческих возможностей учащихся, создание условий для ознакомления с элементами сценической, художественно-прикладной деятельности, направлениями искусства и ремесел.

Цикл «Социум»

        Задачи: развитие и совершенствование социальных умений учащихся, необходимых для успешной адаптации в современном обществе, оказание помощи в профессиональном выборе.

        Для обеспечения преемственности дополнительное образование организовано по возрастным ступеням.

        Первая ступень – начальная школа. Дополнительным образованием охвачены учащиеся, организованные в группу продленного дня.

        Вторая ступень – основная школа. На данном этапе учащиеся выбирают индивидуальные образовательные маршруты. Ученикам предоставляется широкий спектр программ дополнительного образования: работают кружки по интересам («Наш край», «Украшаем, изображаем, строим», «Народно-прикладное искусство», «Литературные тропинки», «Введение в мир информатики», «Хоровая студия», «Русский детский песенный фольклор», «Введение в журналистику», «Умелые руки», «Удивительное рядом», «Юный натуралист», «Основы православной культуры», «Мир шахматных фигур»), спортивные секции. Программы основной школы позволяют расширить педагогический потенциал дополнительного образования через введение в 9-ых классах элективных курсов гуманитарного и естественно-научного направлений. На этой ступени в школе начинается профориентационная работа через реализацию элективных курсов «Введение в педагогическую профессию» и «Психология общения». В основной школе появляются новые циклы: «Игра» и «Социум». В рамках этих направлений создана республика «Школьная». Учащиеся не только сами являются активными участниками мероприятий, проводимых в республике, но и организуют интересные дела для младших.

        Третья ступень – старшая школа. На этой ступени большое внимание уделяется подготовке к продолжению образования (формирование профильных классов), активизируется профориентационная работа.

        Жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. В нашей школе такое сотрудничество началось в 2002 году, когда на общешкольном родительском собрании был создан Попечительский совет. Его основной целью стало формирование условий для активного взаимодействия родителей и педагогов. Была разработана нормативно-правовая база. Совместная деятельность Попечительского совета и педагогов строится по четырем направлениям:

  1. Создание информационного пространства, в котором родители, педагоги и учащиеся могли бы знакомиться с проблемами школы и находить пути их совместного решения.
  2. Формирование родительской культуры (лекции для родителей; индивидуальные консультации педагогов, психолога, социального педагога, логопеда, библиотекаря; привлечение родителей для оказания квалифицированной помощи в решении проблем школьной жизни).
  3. Организация досуговой внеклассной деятельности учащихся с активным участием родителей.
  4. Финансовая поддержка школы со стороны родителей.

     Разнообразна и внеклассная жизнь школьников. Работа планируется таким образом, что у детей есть возможность проявить свои таланты и способности на тематических  выступлениях перед зрителями, проводятся различные конкурсы, турниры, соревнования на различных уровнях. Система воспитательной работы направлена на формирование у детей толерантности, на развитие творческих способностей каждого ученика. Коллектив педагогов эффективно занимается вопросами создания развивающей среды для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении. Работа коллектива направлена на формирование осознанного выбора профессии и продолжение образования.

        Думать о создании комфортной развивающей среды для ученика необходимо еще до поступления ребенка в школу. С этой целью заместителем директора по УВР была разработана комплексно-целевая программа по осуществлению преемственности между детским садом и начальной школой, начальной школой и средним звеном. При составлении данной программы администрация определила следующие направления деятельности  школы:

        - изучение психологических возможностей детей дошкольного и младшего подросткового возраста;

        - сравнение содержания изучаемых предметов и согласование основных программных тем, обеспечение условий для повторения учебного материала;

        - согласование методов и приемов обучения в 4-х и 5-х классах, обеспечение условий "мягкой" адаптации учащихся 5-х классов к новым формам обучения;

        - создание благоприятных условий для адаптации учащихся 1-ых классов;

        - анализ адаптационного периода, выявление трудностей, разработка мероприятий для их преодоления.

Важность проблемы преемственности между детским садом и начальной школой, начальным и средним звеном определяется тем, что с переходом в 1-е и 5-е классы у школьников начинается сложный период адаптации, который связан с изменениями в организации обучения, со сменой его форм и методов, режима  дня, увеличения нагрузки и т.д.

Учителя начальной школы должны хорошо знать особенности  раннего развития личных качеств. Это позволит обеспечить легкий и естественный переход ребенка в школу.

Вместе с тем учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что у них начинается первый период полового созревания и происходящие при этом процессы часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка, начинают его "воспитывать", что еще больше усугубляет отрицательное поведение подростка. Что же делать? Необходимо постараться понять ребенка, предоставить ему право самому решить проблему, не реагировать бурно на проявление его упрямства и несдержанности. Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку школьников 5-6 классов, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе.

Для устранения трудностей, связанных с адаптацией учащихся при переходе из детского сада в начальную школу и из начальной школы  в среднее звено, в школе создана психологическая служба. С этой же целью разработана и комплексно-целевая программа преемственности между детским садом начальной школой, начальной школой и средним звеном.

        Как известно, система обучения школьников, в принципе, может быть психотравмирующей и ведущей к ухудшению психического состояния как детей, так и самих учителей. Ведь для детей школьного возраста неспособность справиться с учебной нагрузкой является одной из наиболее распространенных трудных ситуаций, приводящих к хроническому утомлению и усталости. К таким ситуациям относятся также конфликты  со сверстниками, со взрослыми. Долговременное воздействие  таких факторов приводит к истощению нервной системы, различным нервно-психическим расстройствам. Поэтому в рамках реализации национального проекта «Образование» главной проблемой школы остается создание условий для сохранения здоровья детей. Ежегодно состояние здоровья учащихся школы отражается на диаграммах и графиках. С данной информацией имеют возможность ознакомиться все члены педагогического коллектива. Реально способствовать сохранению здоровья детей школа может следующим образом: не перегружать детей, стараться организовывать учебные занятия с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, составлять расписание учебных занятий, предусматривающего чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые предусматривают частичную релаксацию учащихся. Необходимо привлекать детей к занятиям физкультурой и спортом, проводить дни «здоровья», дни «семьи», организовать питание школьников в столовой. С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся разработана комплексно-целевая программа «Здоровье». Реализация данной программы позволяет разработать и применять на практике программу по созданию в школе развивающей среды для педагогов и учеников, т.к. только здоровый коллектив способен совершенствоваться и развиваться. Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

        В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства.         Необходимым условием для создания в образовательном учреждении развивающей среды для учителя и ученика является определение единого подхода к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанном на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей обучающихся, социально-гигиенической, санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находится школа – другими словами, способствовать созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.

        Формирование здоровье сберегающей среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, целенаправленной социальной политики административно-управленческих структур, опирающейся на накопленный научно-практический и организационный опыт по использованию современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся и педагогов, их адаптации к воспитательно-образовательному процессу, профилизации,  сопровождаемой  социализацией личности.

        В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Модернизация образования ориентирует школу не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

        Исходя из этого, возникло противоречие: с одной стороны, деятельность педагогов, направленная на анализ содержания конкретного учебного материала, на усвоение учащимися понятий, терминов, фактов (ЗУНов), а с другой стороны, понимание педагогами, что система знаний нужна ученику не сама по себе, а для решения разнообразных практических задач, и что знания в развивающем обучении выступают лишь средством развития. У каждого человека (педагога и ребёнка) есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умелое руководство со стороны небезразличных педагогов, которые стремятся к самосовершенствованию и находятся в постоянном творческом поиске. В связи с этим возникла проблема: создание в школе условий (методических, организационных, психологических), способствующих оптимальной организации учебной деятельности, которая бы обеспечила творческое самопроявление и развитие педагогов и учащихся.

        Доктор педагогических наук А.В. Хуторской считает “основной проблемой современной школы отчуждение ученика от внешне задаваемого для него образования. Преподнося детям “ничейные” расчеловеченные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае незнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля”.

        В связи с этим организационно- управленческая система работы заместителя директора по УВР складывается в соответствии с ее образовательными целями и задачами и представляет совокупность согласующихся между собой компонентов. Это условия психологические (предполагают комплексное влияние на каждый компонент системы работы), организационные (содержание управления, организация творческой деятельности педагогов и учащихся), методические (содержание методической работы, образовательные программы). Все компоненты взаимосвязаны между собой и нацелены на один и тот же результат, т.е на создание развивающей среды в образовательном учреждении и творческое самопроявление и развитие личности учителя и ученика. Эти задачи решают члены методического совета школы, а также члены школьных методических объединений учителей-предметников через образовательный процесс. Опыт заместителя директора по УВР  сложился в результате целенаправленной работы по созданию организационно-методических и психологических условий для творческого самопроявления и развития личности учителя и учащихся.

        Администрация школы постоянно стремится к тому, чтобы совершенствовать у каждого учителя такие профессиональные знания и умения, убеждения и потребности, которые позволили бы ему в дальнейшем самостоятельно управлять своей деятельностью. К этому стремится и учитель, организуя учебно-познавательную деятельность учащихся, и руководитель МО учителей, создавая условия для профессионального роста педагогов.

        Следовательно, их стратегические цели едины, а именно: создать условия, обеспечивающие эффективный переход объекта управления к самоуправлению, от развития к саморазвитию.

Задачи заместителя директора по УВР :

  1. создать новое видение социально – педагогических процессов на основе идей саморазвития личности;
  2. способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе, при котором каждый педагог осознает потребность в улучшении своей деятельности;
  3. осуществлять руководство работой психолога по диагностированию уровня воспитанности и развития учащихся и по диагностированию профессиональной деятельности учителя;
  4. организовать работу теоретических семинаров по различным педагогическим проблемам;
  5. разработать комплексно-целевые программы, способствующие созданию в образовательном учреждении развивающей среды для педагога и ученика

Направления работы МО на повышение педагогического мастерства:

  1. работа в творческих группах;
  2. взаимопосещение уроков;
  3. изучение методической, новинок психолого-педагогической литературы;
  4. проведение открытых уроков по проблемам, поставленным на МО;
  5. защита проекта урока, внеклассного мероприятия;
  6. участие в методических выставках;
  7. рефлексия своей деятельности;
  8. ориентирование педагогов на самоконтроль и анализ педагогической деятельности, оценка результатов учебного процесса;
  9. проведение методических предметных недель;
  10. методические оперативки;
  11. обмен опытом по параллелям;
  12. курсовая подготовка и аттестация;
  13. проведение творческих уроков – одна из новых форм для творческого самопроявления учителя;
  14. использование современных образовательных технологий

        Для создания развивающей среды с целью успешной творческой деятельности педагогов и учащихся были выделены организационные, методические и психологические условия. Они помогают педагогам проявить свою индивидуальность, творчески самореализоваться, осознать и проанализировать свою деятельность. А учащимся выработать созидательные креативные качества для самопроявления личности.

Организационные условия

Методические условия

Психологические условия

организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность реализации интеллектуальных, творческих способностей, индивидуальных интересов каждого отдельного ученика

отбор вариативных программ, методов, форм, приемов и средств обучения

создание рефлексивной среды

создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально- личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности

формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовать свою деятельность во времени, распределять свое внимание)

обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей

Организация структуры управления

Корректировка программ, учебного плана, тематического планирования

забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду

Организация работы МО

сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми

Организация деятельности творческих групп

Разработка системы заданий, упражнений,

с учетом индивидуальностей ребенка

предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности

Организация контроля за развитием познавательной деятельности учащихся (контроль по результатам, процессуальный и предметный контроль)

 

формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

опора на игру при формировании учебной деятельности;

        

        Новые информационные технологии – достаточно сильный фактор влияния на развитие образовательной среды. Процессы информатизации общества в целом находят несомненное отражение в практике современной школы. Явление, только наметившееся в конце 18 века, когда количество социально-значимой информации стало значительно увеличиваться в течение одной человеческой жизни и переработка всей этой информации стала практически непосильной для одного человека, приобрело всеобъемлющий характер сегодня. "Информационный взрыв", о котором писал С.Лем, стал ежедневной реальностью каждого человека. Создание развивающей среды как для учителя, так и для ученика невозможно без информатизации школы. Это  является естественным продолжением работы школы по программе развития, прежде всего, и отражением изменяющихся условий функционирования образования в современном обществе. Мы работаем в одном из главных направлений - развитие педагогической культуры: использование современных технологий и методик обучения, предусматривающих субъект-субъектные отношения, направленных на гуманизацию обучения, простраивание партнерских связей, обеспечивающих собственную образовательную деятельность всех участников образования, ориентированных на получение компетенций.

        Создание развивающей среды для всех участников образовательного процесса – одно из ведущих направлений в деятельности и педагогического коллектива, и учащихся МОУ Сосновская сош №2. Оно очень тесно взаимосвязано с главной методической темой школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе личностно ориентированного подхода в обучении», которая подразумевает создание положительного эмоционального настроя на работу; гибкую организацию учебной деятельности школьников; стимулирование учеников к выбору различных заданий, использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личную избирательность к типу, виду творческих заданий, характеру его выполнения; активизацию субъектного опыта ученика на всех этапах урока; продумывание учителем возможности для самопроявления учеников. Тесное сотрудничество, взаимоподдержка и взаимопонимание учителя и ученика, сотворчество – залог успешной работы по созданию   развивающей среды для всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему:"Создание в процессе обучения творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся"

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развивать их. Это возможно только в рзультате педагогической деятельности,создающей условия для творческого развития уча...

Создание экологоориентированной образовательной и воспитательной среды в школе для формирования экокультуры у школьников.

Работа в этом направлении ведется нами уже  четыре года. Был написан проект, который является планом действий, направленных на реализацию основной цели – создание экологоориентированной обр...

Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями

Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....

Создание сайта образовательного учреждения

Методические рекомендации предназначены ответственным за ведение сайта образовательного учреждения...

Спортивный проект "Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе"

Спортивно- оздоровительный проект по теме:    «Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе»...