Персонифицированная модель развития различных категорий обучающихся на уроках ИЗО, черчения и МХК
методическая разработка

Ольга Ивановна Горбачева

Целью своей профессиональной деятельности представляю реализацию персонифицированной модели социального и профессионального самоопределения обучающихся на уроках ИЗО, черчение, МХК и во внеурочной деятельности по этим предметам на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий представленной на Схеме 1. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Персонифицированная модель развития  различных категорий обучающихся на уроках ИЗО, черчения и МХК

                                                         Горбачева Ольга Ивановна -учитель изобразительного искусства

МБОУ Багаевской СОШ №2

 Целью своей профессиональной деятельности представляю реализацию персонифицированной модели социального и профессионального самоопределения обучающихся на уроках ИЗО, черчение, МХК и во внеурочной деятельности по этим предметам на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий представленной на Схеме 1.

Схема 1.

При реализации персонифицированной модели развитие  различных категорий обучающихся выделяю следующие направления в обучении ИЗО, черчения и МХК:

- общеразвивающее, направленное на становление гуманистических и интеллектуальных качеств личности общими средствами искусства на уроках ИЗО, черчение, МХК (под ред.Б.М. Неменского, Г.И. Даниловой) - специально-развивающее, развитие создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением) отдельных качеств личности при использовании конкретных средств и видов искусства во внеурочной деятельности по ИЗО (С.А. Золочевский, С.А. Полищук, Ю.А. Полуянов и др.).

Свою деятельность по этим направлениям основываю на следующих ведущих принципах: эстетико-воспитательному, эмоционально-ценностному, кулътурологигескому, логическому.

Эстетико-воспитательный принцип направлен на воспитание эстетического восприятия, художественного вкуса и становлением творческого воображения, пространственного мышления.

Эмоционально-ценностный принцип основан на признании сосуществования в школьной педагогике двух «параллельных» форм познания мира — рационально-логической и эмоционально-образной, которые могут сосуществовать и гармонично взаимодополнять друг друга.

Культурологический принцип представлен становлением нравственно-эстетического миропонимания у учащихся, которое происходит в процессе системного, комплексного освоения народного искусства.

Логический принцип состоит в развитии логического мышления, наблюдательности, внимания, в рассуждении на основе впечатлений, в аналитическом выборе соответствующего художественного средства или приема.

Современный учитель должен создавать такие условия, чтобы каждый учащийся был вовлечен в процесс активной познавательной деятельности и применял на практике полученные знания. Решить актуальные проблемы образования с учетом необходимости развития личности могут помочь современные образовательные технологии, в том числе информационные технологии.

В соответствии с целями образовательной области «Искусство» система обучения должна быть не дисциплинарно-ориентированной, а проектно-созидательной, т.е. должна активно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектной деятельности.

Применение современных образовательных технологий дают возможность достижения требований ФГОС к результатам освоения образовательных программ предметным, метапредметным и личностным, которые определяют цели урочной и внеурочной деятельности. Для достижения предметных, метапредметных и личностных целей необходимо строить образовательный процесс, базирующихся на четырех аспектах: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе, выделенных как основные для педагогики XXI в., что позволяет более эффективно достичь социального и профессионального самоопределения обучающихся

Профессиональный стандарт педагога выделяет личность учителя как ключевую фигуру реформирования образования, и устанавливает главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам - умение учиться.

Возникает необходимость овладения учителем новыми профессиональными компетенциями как способностью успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач:

· Работа с одаренными учащимися.

· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Применение современных образовательных технологий дают возможность достижения требований ФГОС к результатам освоения образовательных программ предметным, метапредметным и личностным, которые определяют цели урочной и внеурочной деятельности.

Для достижения предметных, метапредметных и личностных целей необходимо строить образовательный процесс, базирующихся на четырех аспектах: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе, выделенных как основные для педагогики XXI в., что позволяет более эффективно достичь социального и профессионального самоопределения обучающихся.

 Развитие инновационной методической системы учителя средствами информационных технологий:

– наличие собственного сайта или блога как средств профессионального общения; Интернет-ресурсы рассматриваю как эффективное средство для вовлечения  учащихся в активную практическую деятельность, а так же как обмен опытом с коллегами посредством  собственного сайта или страницы.

- «Социальная сеть работников образования» -

https://nsportal.ru/olga-ivanovna-gorbacheva                   https://www.maam.ru/users/353370

Мои сайты созданы как сайты учителя изобразительного искусства для для общения с коллегами и распространенния своего педагогического опыта

– представление инновационного опыта в сети Интернет.

Сеть Интернет дает возможность для широкого представления инновационного опыта  педагогическому сообществу. Мною представлены разработки моих уроков на сайте «Открытый класс»; создано портфолио на сайте «Сеть творческих учителей», открыт персональный профиль на сайте «Про Школу.ру»

- «Открытый класс» http://www.openclass.ru/user/397616   - персональный профиль

- MAAM.RU – международный образовательный портал-  http://www.maam.ru/users/353370 - персональный профиль и собственный сайт

- «Про Школу.ру» - http://www.proshkolu.ru/user/gorbacheva13/ - персональный профиль

Особенности моей методической системы отражаются в учебно-методических публикациях разных СМИ. Информации о методических  разработках можно увидеть и на сайте образовательной организации  МБОУ Багаевской СОШ №2, на международном образовательном портале Маам, методические разработки олимпиадных заданий по МХК для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников опубликованы на сайте «Социальная сеть работников образования» https://nsportal.ru/olga-ivanovna-gorbacheva 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)

Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...

ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"

Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени...

Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей.     Для достижения положит...

Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...

Организация работы с различными категориями обучающихся

Еприна Т.Л.  организует воспитательную работу с различными категориями обучающихся, согласно муниципальной  «Программе  развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организа...

Описание опыта работы с различными категориями обучающихся.

Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально -  неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей м...

Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.

Проблема  организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ,  до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, фи...