Методический семинар "Метапредметность - результат познавательной активности учащегося"
методическая разработка
Мой педагогический опыт – это метапредметность, результат познавательной активности учащегося».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар «Метапредметность – результат познавательной активности учащегося»
Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри и гости.
Притча «Все в твоих руках»
( Слайд1)
Да, конечно – вся наша работа, не только качественно, на новом уровне решать задачи обучения, развития и воспитания обучаемых, но и закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности, направленных на реализацию новых ФГОС.
(Слайд2)
Именно поэтому использую методы активного обучения – методы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности решать нестандартные задачи.
Цель обучения – не только вооружить знаниями, навыками и умениями, но и развивать творческую активную деятельность. Этим методам присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории с практикой, направленная на развитие всесторонней развитой личности.
Именно поэтому метапредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучаемых.
(Слайд 3)
Мой педагогический опыт – это метапредметность, результат познавательной активности учащегося».
(Слайд4)
Осуществление метапредметных связей – одно из важнейших психолого-педагогических и дидактических условий, способствующих осознанному усвоению учебного материала.
(Слайд 5)
Познавательная активность и познавательная самостоятельность -
качества, характеризующие интеллектуальные способности
обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и
развиваются в деятельности.
(Слайд6)
С чего начинается биология?
Биология – общее учение о жизни органического мира.
Предметом изучения биологии является жизнь во всех ее проявлениях.
В течении жизни мы решаем множество проблем. И если взять и сравнить каждую решенную проблему, как распустившийся цветок. А цветы нашей жизни – это наши учащиеся. И каждому мы должны помочь распуститься. У нас получится целый букет.
(Слайд7)
С самого детства мы учимся чему-то. Сначала мы обретаем навыки ходьбы, потом знанию родного языка. Потом идем в школу и здесь мы обретаем теоретические и практические навыки.
На уроках биологии наибольший интерес вызывают лабораторные и практические работы. Они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, формированию представлений о практическом применении знаний. Биология и химия и физическая культура. Урок: «Строение костей», урок: «Первая помощь при кровотечениях». Большое внимание уделяю формированию навыков оказания первой помощи человеку (используя инструктивные карточки, задачи – ситуации).
Задачи – ситуации: Задача№1 Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга. После очередного неудачного толчка один мальчик получил сильный удар в живот. Через некоторое время он почувствовал себя плохо: у него выступил липкий пот, появилась отдышка, стала кружится голова, лицо стало бледным. Он обратился в медпункт. Какой предварительный диагноз может поставить врач? Задача №2 Сын решил сделать сюрприз маме – приготовить ужин. Когда он чистил овощи, то порезал палец. Кровь идет не сильно, но вся поверхность раны кровоточит. Какое кровотечение у мальчика? Докажите.
Задача №3 При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко- алого цвета. Какой сосуд поврежден? Докажите.
Задача №4 Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темно – вишневого цвета. Какой сосуд поврежден? Докажите.
(Слайд 8)
Учебник-навигатор, для моих уроков является не заменимым помощником обладающим стимулом к активной познавательной деятельности учащегося на уроке.
(Слайд 9-11)
На любом этапе урока возможно использование этого метода технологий:
этап включения в систему знаний и повторение: создание моделей, выполнение лабораторных и практических работ, прохождение лабиринта;
этап первичного закрепления с проговариванием внешней речи: работа с биологическими картами и интерактивными заданиями;
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: создание фото-альбомов с проверкой, интерактивные задания.
(Слайд12)
Активность, как индивидуальная, так и коллективная, как самостоятельная активизируется при использовании в учебном процессе различных групповых методов:
• дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ конкретных
ситуаций, «мозговая атака», «круглый стол», «интеллектуальная
разминка»);
• игровые методы (ролевая, деловая игры);
• социально-психологические тренинг (тренинг личностного роста,
тренинг общения, умений).
(Слайд13)
Использование групповых технологий предполагают совместное действие, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Здесь я применяю: деловые игры, групповую дискуссию, тесты, виртуальную лабораторию. Во внеурочной деятельности: с ребятами после проведения всероссийских уроков обязательное создание карты - квест.
Биология и география. Урок «Жизнь организмов на разных материка» ( индивидуальная работа) Биология и экология. Урок «Группы растений по отношению к свету» (групповая работа)
(Слайд14)
В игре скрыт огромный потенциал активизации познавательной
деятельности учащихся.
Во-первых, они создают условия для совместной деятельности ученика и
учителя.
Во-вторых, активизация достигается за счет приближения игровых
условий к реальным.
В-третьих, игра способствует созданию целостного представления о
проблеме и тем самым улучшает ее понимание.
В - четвертых, в игре учащийся мобилизует весь свой опыт, знания,
умения, навыки.
В-пятых, сам процесс игры предлагает творческую активность субъекта-
ученика, перед которым поставлена цель.
(Слайд15)
Использование игрового приема. Лабиринт «Симбиоз»
На почвах, богатых органическими веществами и сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза. ( Ответ:1-белый гриб –сосна, дуб, ель. 2- масленок лиственница 3- подберезовик- береза, осина)
(Слайд16)
Биология и математика. Использование игровых технологией с привлечением математического кубика. Игра «Бросай-ка!»Для игры необходимо склеить кубик с разноцветными гранями (ученики работают по одному или в парах ). Они по очереди кидают на своей парте кубик и отвечают на вопросы или выполняет задания в зависимости от цвета выпавшей грани: красная грань (их на кубике 3, т.к. основанная цель проверить знания и умения именно по этой теме) – вопросы по теме «Лист», синяя грань – вопросы из ранее изученных тем, желтая – практические задания (работа с гербарием), зеленая – занимательные задания (загадки о растениях). За каждый верный и полный ответ пара получает 2 жетона, если ответ неполный – 1 жетон, а второй жетон получает пара, которая дополнила ответ. По количеству набранных в течение игры жетонов подводятся итоги. Урок «Вариативная кривая и популяционные волны»
Биология широко использует математический аппарат при проведении тех или иных исследований. Например, при выполнении лабораторных и практических работ. Любое исследование предполагает статистическую обработку результатов: ранжирование, построение графиков и диаграмм, подсчетов среднего арифметического отклонения, процентной доли.
(Слайд17)
Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний.
Биология и физика, литература.
Одним из основных методических приемов использую познавательные задачи, которые могут быть представлены репродуктивными и проблемными вопросами метапредметного содержания, упражнениями на применение знаний из разных предметов, качественными и количественными задачами.
Задача: Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуется сосать леденцы? 1) быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.
Составление фольклорной «записи» растения. Данный вид творчества позволяет школьникам использовать элементы устного народного творчества. Такая работа сопровождается рисунками, фотографиями и рецепторами народной медицины. Используется на этапах рефлексии и создает ситуацию успеха для каждого ребенка.
(Слайд18)
Преимущества использования метапредметности на уроках:
- Делают занятия интересными и развивают мотивацию
- Предоставляют больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
- Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
- Позволяют использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам
- Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
(Слайд 19)
Перспективы работы:
- Продолжить использовать метапредметные связи на уроках биологии
- Создать методические разработки тем, которые наиболее богаты метапредметными связями
- Разработать различные интегрированные мероприятия (уроки, внеклассные мероприятия) и опробовать их на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Методические приемы развития познавательной активности учащихся на уроках математики
методические приемы развития познавательной активности учащихся на уроках математики...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Ключевые слова (на русском языке): Физическая культура, познавательная активность, уроки, школа, учитель, ученик, программа, методика, развитие среднего образования, учебный процесс, содержание матери...

Методический семинар "Метапредметность - результат познавательной активности учащегося"
Мой педагогический опыт – это метапредметность, результат познавательной активности учащегося»....

Статья: "Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии".
Статья:"Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии". Основной потребностью здорового ребёнка явл...
Методические приёмы повышения познавательной активности учащихся на уроках истории в 5 классе.
В презентации в краткой форме представлены методические приемы повышения познавательной активности учащихся 5-х классов на уроках истории. Учащиеся только начинают изучение нового предмета и, ес...

«Методическая мастерская» «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»
Конкурс "Учитель года 2022", конкурсное испытание "Методическая мастерская"...