Презентация "Смысловое чтение - фундамент всех результатов".
презентация к уроку
Презентация "Смысловое чтение - фундамент всех результатов". Выступление на методическом семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения *АНАЛИЗИРУЕТ заголовок * НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ *ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий *СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом * ВКЛЮЧАЕТ воображение
Уровни оценки грамотности чтения Простые задания (репродуктивный характер) Средний уровень сложности (продуктивный характер) Высокий уровень сложности (продуктивный характер) 1- уровень : ниже базового уровня. Умение понимать и выделять главное, тему и цель в простом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на повседневном знании 3 – 6 уровни. 3-й (средний) уровень : распознавание и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания. 4-й (повышенный) уровень : понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок. 5 - 6-й (высокий) уровни : глубокое понимание сложных текстов, воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Понимание нюансов языка и логики. Критическое воспроизведение и оценка на основе гипотез, базирующихся на специальных знаниях или неожиданных концепциях 2- уровень : базовый. Понимание и выделение одной или нескольких более простых идей в тексте, который может содержать противоречивую информацию. Умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний
«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл» Константин Дмитриевич Ушинский , русский педагог, писатель
Итоги исследований PISA (м/народная программа по оценке образовательных достижений учащихся) Год Место России Количество стран-участниц 2000 27 32 2003 32 40 2006 37 57 2009 41 65 2012 42 65
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].
Проблемы при формировании навыка смыслового чтения: Проблема 1 . Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания . Проще говоря « дети не вчитываются в задание».
Рекомендации: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.
Проблема 2 . Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту .
Рекомендации: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. активное использование рабочих тетрадей так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения.
Проблема 3 . Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения .
Рекомендации: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.
Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения . Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.
Рекомендации: Использовать возможности урока для знакомства детей с текстами разных стилей. Содержание учебников требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом. Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.
Проблема 5 . Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.
Рекомендации: Чтобы добиться результата, необходима система. С одной стороны , принято считать, что начало этой системы - в семье. Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребѐнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.
Проблема 6 . Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения .
Рекомендации: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.
Смысловое чтение Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Грамотность чтения характеризуется 4-мя главными умениями, которыми должен овладеть ученик Ориентация в содержании текста Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения «Начало всех начал» по сказкам А.С. Пушкина. (5 класс)
Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. ...
Смысловое чтение как метапредметный результат освоения основной образовательной программы.
Материал включает презентацию и текст доклада...
Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно-деятельностного подхода.
Особое значение в формировании универсального действия смыслового чтения имеют предметы гуманитарного цикла и, в первую очередь, литература. Опыт работы по формированию смыслового чтения как метапредм...
Осмысленное чтение как метапредметный результат при формировании познавательных учебных действий
Статья знакомит с этапами формирования навыков осмысленного чтения...
«Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно-деятельностного подхода»
Сегодня сложилась такая ситуация, что человек вряд ли сможет самостоятельно осваивать и накапливать информацию без специального его обучения определенным приемам работы с ней, поэтому формирование дей...
Успешная школа как результат деятельного сотрудничества всех участников образовательных отношений (из опыта учителя литературы)
Статья рассказывает о том, как сформировать у ребёнка на уроках литературы систему ценностей, развить у него оригинальное критическое мышление, понимание и умение объяснять причинно-следственные ...