Система образования в РФ
презентация к уроку

Зеленина Наталья Андреевна

В презентации система образвания современной России показана в сравнении с системой образования СССР для большей наглядности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_sovremennogo_rossiyskogo_obrazovaniya.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура современного Российского образования Выполнила: студентка – магистрантка 1 курса Зеленина Наталья

Слайд 2

Содержание школьного образования - это основа образовательной системы , и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

Слайд 3

Современное российское образование vs . советское: когда детей учили лучше? Современная образовательная система России нередко подвергается серьезной критике. В пример отечественным чиновникам ставятся как зарубежные модели образования, так и система обучения, существовавшая во времена СССР. Действительно ли в советское время образование было гораздо более качественным и эффективным? В современной России Учитель – одна из самых неблагодарных профессий. С истема отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали фактологические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. В СССР профессию учителя уважали и ценили. Сами педагоги были высокомотивированными, влюблёнными в свою профессию людьми. Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация , индивидуализация , новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе .

Слайд 4

Современный ученик / выпускник практически не может обойтись без репетитора. Историки отмечают, что в СССР не было ни одного учебника истории без фальсификации. Российская же система образования старается опираться только на подлинные данные, формировать у обучающихся адекватное видение исторического развития своей страны. В СССР школы давали учащимся необходимую для поступления базу знаний. Единственное условие – прилежание. В Советское время такие науки как: астрономия, физика, и геология достигли пика своего развития. Советские инженеры и по сей день считаются наиболее квалифицированными в своей области.

Слайд 5

В современное время найти работу по профессию без должного опыта практически не возможно. Учителя и ученики получили возможность участвовать в программе по обмену. После получения диплома советский выпускник устраивался на работу по полученной специальности. На советскую стипендию можно было прожить. ( Средняя стипендия)составляла 40 рублей, тогда как зарплата высококвалифицированного специалиста 130 рублей

Слайд 6

Система народного образования в СССР включает учреждения для осуществления дошкольного воспитания, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Ясли (для детей от 2 месяцев до 3 лет), детские сады (для детей от 3 до 7 лет), а также ясли-сады, в которых дети могут находиться с двух месяцев до 7 лет Кроме полных десятилетних школ, функционировали отдельно начальные школы в составе I—III классов и восьмилетние школы в составе I—VIII классов . Другим путем получения среднего образования может быть обучение в средних профессионально-технических училищах — новом типе учебных заведений, в котором учащиеся овладевают рабочей профессией и одновременно завершают свое общее среднее образование.

Слайд 7

С редние специальные учебные заведения давали полное среднее образование и специальность, нужную для занятия должностей среднего педагогического, технического, медицинского и другого персонала в разных звеньях народного хозяйства и культуры . Молодежь, в силу разных обстоятельств не получившая среднее образование, может продолжить занятия в вечерней (сменной) или заочной школе. Высшее образование — являлось важным звеном в системе народного образования. В Советском Союзе, с целью обеспечить доступность образования для всех категорий граждан, впервые в мире была создана система заочного образования, охватывающая все образовательные уровни и до настоящего времени не имеющая мировых прецедентов Внешкольное образование. в СССР действовали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при дворцах и домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, 155 детских парков, 38 детских железных дорог, около 6000 детских хореографических, художественных и музыкальных школ, 7600 детских библиотек, а также пионерлагеря, лагеря труда и отдыха, дома отдыха санаторного типа для детей и так далее

Слайд 8

В конце 80-х — начале 90-х гг. в России ослабла традиционно сильная тяга к образованию. Согласно статистике, в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к учебе. В 1987 г. 50% опрошенных учащихся старших классов поставили образование в середине перечня социальных ценностей — после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и др. Резкое снижение уровня жизни населения страны оказалось проблемой более актуальной. Государственное регулирование системы образования шло вслепую, методом проб и ошибок. К концу 80-х гг. полное среднее образование перестало быть всеобщим, то есть обязательным , но оставалось бесплатным и общедоступным. Школа получила возможность отказаться от обязательного гос-минимума предметов; появилось множество скороспелых альтернативных программ и учебников, что нарушило преемственность средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников.

Слайд 9

Школа в 90-е годы в полной мере ощутила, что такое быть частью общества эпохи перемен. Учителя месяцами не получали зарплаты, голодали, холодали, бастовали. Ветшала материальная база. Для массовой, особенно сельской, школы это десятилетие оказалось самым тяжёлым за послевоенное время. Симптоматично, что все попытки принять программу развития образования, стандарты, содержание образовательных областей закончились безрезультатно. Да и подготовленные в 1999 году и с большой помпой принятые национальная доктрина, концепция 12-летней школы в итоге оказались позабыты-позаброшены . Вместе с тем к концу десятилетия постепенно прорастали идеи, в своё время нещадно раскритикованного проекта реформы образования 1997 года, нашедшего своё воплощение в стратегии развития современной России

Слайд 10

В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде: Дошкольное образование , которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей ). Начальное образова ние (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы . Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании . Полное среднее образов ание или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым . Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

Слайд 11

Как функционирует? I . Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные типы и дополнительные. К основным общеобразовательным программам относят : Дошкольные; Начальные; Основные; Средние (полные)

Слайд 12

У основных профессиональных встречаются такие: Средне-профессиональные ; Высокопрофессиональные, куда относится выпуск бакалавров, специалистов и высококвалифицированных магистров; Послевузовское профессиональное обучение. Современная система образования в России предполагает несколько последовательных форм освоения обучения в зависимости от реалий человеческой занятости и потребностей индивидуума: В стенах аудиторий – очная, очно-заочная (вечерняя) заочная; Внутрисемейное; Самообразование; Экстернат. Также допускается сочетание перечисленных учебных форм

Слайд 13

II. Научные и образовательные институции. Они функционируют ради реализации учебных программ. Само понятие системы образования в РФ невозможно без определения, что же такое образовательное учреждение. Это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Еще учебное учреждение обеспечивает содержание и правильное воспитание учащихся Учреждения образования бывают: Государственными – регионального и федерального устройства; Муниципальными; Негосударственными, то есть частными В любом случае это юридические лица и они определяют структуру системы образования в России, о которой речь пойдет ниже. Заведения образования распределены на: Дошкольные; Общеобразовательные; Начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования; Военного высшего профобразования и дополнительного обучения взрослых; Дополнительного образования; Специального и корректирующего обучения санаторного типа

Слайд 14

Структура Учреждения – это главное звено структуры системы образования РФ. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу. Для нее разрабатываются специальные планы и своды правил. Кратко систему образования в РФ описать очень сложно, поскольку она многообразна и основывается на разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности по мере каждой образовательной ступеньки. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения складываются в российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения: Государственное; Дополнительное; Самообразование

Слайд 15

Из каких компонентов складывается? Программы образования в педагогической системе РФ выглядят как самодостаточные и управляемые целостные структуры, состоящие из компонентов: ФГОС , которые охватывают более 70% образовательных программ; Национально-региональный. Компоненты образования отражают диалектическое происхождение педагогики и ее цельный характер, а потому должны обеспечивать полноценное функционирование обучающих программ

Слайд 16

Управление образовательной системой в РФ Характеристика системы образования в России выглядела бы неполной без упоминания роли управленцев в процессе обучения. Директора школ, чиновники всех уровней входят в одну «семью» под именем « Управление системой образования ».

Слайд 17

Нормативные документы Описать кратко систему образования в России маловероятно, поскольку она сегодня настолько впечатляющая, что не уложилась в основополагающую «бумагу» – закон «Об образовании», вышедший в 2015 году уже в четвертой редакции. В этом документе изложено лишь отношение к процессу обучения, и как оно подкреплено финансовой составляющей – ведь обучение для каждого жаждущего в стране считается бесплатным. Поскольку процесс обучения все время находится на стадии реформирования и совершенствования, возникает необходимость в цельной нормативной базе системы образования РФ. Ежедневно из-под пера чиновников появляются все новые документы, а потому завершить перечень нормативных бумаг вряд ли получиться, его можно только дополнять:\ Конституция РФ; Целевая программа развития образования; Федеральные законы – «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования»; Приказы Минобрнауки – «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы»; Примерные положения об организации учебного процесса; Концепция модернизации системы образования в России; О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования; Типовые положения о дополнительном обучении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования

Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Дополнительное образование – уникальное явление в системе образования.

Статья про специфику работы в дополнительном образовании...