РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)по надомному обучению.
рабочая программа (5 класс)
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) может быть использована в классах со сложной структурой дефекта, для учащихся надомной формы обучения.Программа рассчитана на 5й год обучения.Основой для разработки рабочей программы послужили Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uch_5a_safaralieva_no2.docx | 68.96 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Директор/ заместитель директора по содержанию образования ______________________ | СОГЛАСОВАНО Председатель методического объединения ________________________ | РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения по учебному предмету Протокол № ___________ От ____________________ |
РАБОЧАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
САФАРАЛИЕВА ЭМИЛЯ ОГЛЫ
по надомному обучению (2 вариант)
по предметам
«Чтение», «Письмо», «Арифметика»,
«Живой мир», «Социальная коммуникация»,
«Лепка, рисование, ручное творчество», «Домоводство»,
«Физкультура», «Музыка, танцы, песни», «Прикладной труд».
среднего общего образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 285 имени В.А. Молодцова»
на 2018/2019 уч.года
Планируемые результаты
освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по 2-му варианту АООП является
- развитии личности;
- формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям;
формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования.
В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.
Основой для разработки рабочей программы послужили Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013
Письмо и развитие речи
Рабочая программа по письму составлена в соответствии с учебником русского языка 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Якубовская Э.В. Павлова Н.В. Русский язык. 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011).
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальной недостаточностью средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции. Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
В программе по русскому языку выделяются следующие разделы:
- Устная речь
- Обучение грамоте и развитие речи
- Чтение и развитие речи
- Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи
Задачи:
- формировать у учащегося коммуникативно-речевые умения;
- формировать у учащегося интереса к языку и первоначальные языковые обобщения, развивать умения пользоваться речью как средством общения;
- знакомить ученика со связной письменной речью как видом общения;
- обучать грамотному и аккуратному письму;
Учащийся может научиться:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие
- пользоваться с помощью учителя русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
Содержание учебного предмета.
Повторение
Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Анализ схемы. Количество слов в схеме и в записанном предложении.
Распространение предложений с помощью картинок:
Вова рисует (заяц). Стёпа стучит (молоток) и др. Обозначение в схеме предлога короткой чертой (особым значком). Наблюдение за отдельным написанием «маленького» слова в схеме и на доске. Запись по образцу предложений из 4 слов, включая предлог.
Называние предметов различных родовых групп: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др. Различение реального предмета (предмет – на столе, в шкафу, в ранце) и слова, называющего этот предмет (слово произносим, обозначаем в схеме, записываем в тетради). Составление предложений с данным словом. Фиксация предложения в схеме и в тетради.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды (наблюдение в зеркале за произношением звуков). Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме (звукобуквенная схема). Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.
Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов, отличающихся одним звуком (дом – дым, кашка – каска), количеством звуков (шар – шарф, мех – смех, кот – крот), их расположением (сон – нос). Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова. Наглядное объяснение значения слова «Покажи на картинке»).
Ударение в двусложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.
Слог. Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос двусложных слов типа Ми-тя, тра-ва, зем-ля и др.
Слова со звуками [р] и [л]. Дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов. Звукобуквенный анализ слов с чётким звуко-слоговым проговариванием.
Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в сильной позиции – в начале слова или перед гласными). Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов.
Условные обозначения звонких и глухих согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Чёткое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов.
Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звукобуквенный анализ слов. Различение значений слов.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами.
Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение на письме мягкости согласных буквами и, е, е, ю, я, твердости – буквами а, о, у, ы.
Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.
Слово
Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопрос что? Выделение частей предметов и их названий. Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей.
Различение сходных по назначению (стакан – кружка, кресло – стул) и по форме (шар, мяч, ком) предметов. Их точное называние.
Называние предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и предмета.
Группировка предметов и их названий (люди, птицы, двери, домашние животные), отвечающих на вопрос кто?
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета: нос – носик, гриб – грибок.
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению (кто как голос подает, кто как передвигается).
Согласование слов, обозначающих действия, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? и кто что делают?: Медведь зимой .... Зайчики зимой не .... Различение названий предметов и названий действий по вопросам.
Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов.
Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предмета в пространстве (книгу положили в стол, на стол, взяли с полки и т. д.). Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.
Предложение
Составление предложений по картинке, по теме.
Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя («Прочитай и запиши предложение о волке, о лисе», с помощью учителя). Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Сравнение разрозненных слов (2-3) и предложения. Подведение учащегося к пониманию того, что набор слов не есть предложение.
3авершение начатого предложения с опорой на картинку и без нее: В зоопарк привезли (картинка). На ветке сидела (картинка).
Работа с деформированным предложением с помощью учителя (слова даны в нужной форме).
Списывание с рукописного и печатного шрифтов по слогам. Предварительное слоговое проговаривание. Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль.
Буквенные, слоговые, словарные (картинные) диктанты.
Связная письменная речь (в связи с изучением всех разделов программы)
Расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе серии сюжетных картинок.
Тематическое планирование по русскому языку на 2018/2019 учебный год (4ч в неделю)
№п/п | Тема | Часы |
1 | Повторение | 6 |
2 | Звуки и буквы | 60 |
3 | Слово | 50 |
4 | Предложение | 20 |
Итого | 136 |
Чтение и развитие речи.
Общая характеристика учебного предмета чтение и развитие речи.
В процессе изучения чтения у учащегося формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к предмету, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках чтения ученик получит начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета.
Чтение является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении чтения во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
Изучение предмета чтение в количестве 102 часов в год.
Ученик сможет научиться:
- плавному чтению по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений.
- чтению слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления и дифференциации слоговых структур, пройденных ранее:
- слогов и слов со стечением согласных;
- слогов и слов с оппозиционными звуками;
- слогов и слов с разделительными ь и ъ;
- слогов и слов со сходными буквенными знаками.
- совершенствовать звуковую культуру речи: закреплять правильное звукопроизношение, развивать чёткую дикцию на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительно произносить чистоговорки и короткие стихотворения вместе с учителем.
- отвечать на вопросы по содержанию текста с помощью вопросов. Соотносить слова и предложения с иллюстративным материалом.
- разучивать небольшие загадки, потешки и стихотворения с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
- давать элементарную оценку по прочитанному тексту: хороший или плохой поступок, хорошее или плохое событие (почему?). Соотносить содержание рассказа и его заглавия.
Тематическое планирование по чтению и развитию речи (3ч в неделю)
№п\п | Тема | Часы |
1 | Здравствуй, школа! | 4 |
2 | Люби всё живое. | 5 |
3 | Учимся трудиться. | 5 |
4 | Славная осень. | 20 |
5 | Что такое хорошо. | 4 |
6 | Народные сказки | 5 |
7 | Вот пришли морозы и зима настала. | 21 |
8 | Смешные истории. | 7 |
9 | Весна в окно стучится. | 25 |
10 | Лето красное идет… | 6 |
Итого | 102 |
Арифметика.
Содержание учебного предмета .
Нумерация
Отрезок числового ряда 11-20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков.
Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах.
Сравнение чисел. Знаки >, <, =.
Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр.
Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес.
Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения – стоимости, длины, времени.
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел. Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).
Понятия больше на ... , меньше на .... Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Арифметические задачи
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.
Геометрический материал
Овал. Луч. Построение луча.
Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.
Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов.
Измерение и построение отрезков заданной длины с помощью учителя (одной единицей измерения).
Построение произвольных углов разных видов (с помощью учителя).
Построение геометрических фигур по их вершинам(с помощью учителя).
Рекомендуемые практические упражнения.
Получение любого числа в пределах 20. Сложение чисел в пределах 20 с помощью раздаточного материала «бусы», «кораблики», «кубики», «бруски» и др.).
Тематические экскурсии в магазин, отделы: хлебный, бакалейный, кондитерский, молочный, канцтовары. Ценники. Определение и сравнение цен молочных, хлебобулочных и кондитерских изделий, канцелярских товаров.
Определение массы бакалейных товаров (упаковки по 1 кг, 3 кг, 5 кг, 10 кг).
Устройство часов. Циферблат, стрелки. Движение стрелок. Определение времени с точностью до 1 часа, получаса. Режимные моменты в школе: определение по часам начала завтрака, обеда, прогулки.
Нахождение прямых углов в окружающих предметах.
Ученик может научиться:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 20;
- читать, записывать и сравнивать величины (время, длину) используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час - минута, сантиметр — миллиметр).
- выполнять письменно действия с числами (сложение, вычитание) в пределах 20 без перехода через разряд на дидактическом материале.
- решать арифметическим способом (в 1действие) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, измерять длину отрезка.
В результате изучения курса математики обучающийся:
- научится использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, оценки количественных и пространственных отношений;
- приобретет необходимые вычислительные навыки;
- научится применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретет начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
- продолжит получать представление о числе как результате счета и измерения,
- познакомится с простейшими геометрическими формами, научится распознавать, называть и изображать геометрические фигуры.
Тематическое планирование по арифметике (3ч в неделю)
№ п/п | Тема | часы |
1 | Нумерация | 21 |
2 | Единица измерения и их соотношения | 15 |
3 | Арифметические действия | 31 |
4 | Арифметические задачи | 22 |
5 | Геометрический материал | 13 |
Итого | 102 |
Лепка, рисование, ручное творчество.
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
- интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с помощью взрослых.
- умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации (с помощью взрослых).
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
- положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
- стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
- готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
- умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Примерное содержание предмета.
Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного 415 (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка.
Тематическое планирование по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество»
( 2ч в неделю)
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Лепка | 12 |
2 | Рисование | 44 |
3 | Аппликация | 12 |
Итого | 68 |
Живой мир(природоведение)
«Живой мир» в специальных образовательных учреждениях VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект: Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир»2 класс; Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Москва Просвещение 2011
Содержание учебного предмета
- уточнить имеющиеся у ребенка представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
- выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
- сформировать знания учащегося о природе своего края;
- сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащегося бережному отношению к природе.
Сезонные изменения в природе.
Формирование представления о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Название времён года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток. Формирование представления о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание. Растения и животные в разное время года. Наблюдения за растениями в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой. Труд человека в разное время года. Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (з-4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода.
Животные. Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь собака – волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2-3 названия рыб, распространённых в водоёмах села). внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек. Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение
Учащийся сможет усвоить следующие представления:
- о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных и человека;
- о растениях сада и огорода и их отличии;
- о многообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;
- о роли питания в жизни человека;
- о гигиенических правилах;
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Тематическое планирование предмета «Живой мир» (2ч в неделю)
№ п/п | Тема | Часы |
1 | Сезонные изменения в природе | 12 |
2 | Неживая природа | 16 |
3 | Живая природа | 16 |
4 | Растения | 8 |
5 | Животные | 8 |
6 | Человек | 8 |
Итого | 68ч |
Правильно называть изученные объекты и явления;
- Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- Различать диких и домашних животных, рыб;
- Различать признаки времён года;
- Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи.
Физкультура.
Коррекция дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработка жизненно необходимых двигательных умений и навыков глубоко умственно отсталых учащихся, может осуществляться на уроках физкультуры.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимся;
Занятия физической культурой должны быть направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков.
Общеразвивающие упражнения: основные положения и движения рук, ног, туловища и головы.
Упражнения для формирования правильной осанки: стоя спиной к стене, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимание рук в стороны и вверх, приседания; стоя у стены в том же положении, отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; опираясь правой (левой) рукой о рейку гимнастической стенки (на высоте плеч), другая рука на поясе, поднимание левой (правой) ноги вперед, в сторону, назад; перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате); ходьба на пятках, ходьба на носках (ноги прямые), на наружных сторонах стопы (пальцы внутрь).
Упражнения для развития и коррекции общей и мелкой моторики: упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивными мячами, обручем, скакалкой, шнуром, флажками, лестницей, скамейкой из различных исходных положений; пальчиковая гимнастика.
Координационные упражнения: основные положения туловища (стоя, сидя, лежа), рук и ног; выполнение упражнений на месте и в движении; сочетание движений ног, туловища со одноименными и разноименными движениями рук; комплексы ОРУ различной координационной сложности.
Основные движения: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие.
(68 часов, 2 часа в неделю)
Тематическое планирование предмета «Физкультура» (68 часов, 2 часа в неделю)
Тема | Часы |
1.Упражнения на дыхание. | 6 |
2.Основные положения и движения. | 8 |
3.Упражнения на формирование правильной осанки. | 4 |
4.Ритмические упражнения. | 10 |
5.Ходьба и бег. | 8 |
6.Прыжки. | 8 |
7.Броски, ловля, передача предметов, переноска грузов. | 8 |
8.Лазание, перелезание, подлезание. | 4 |
9.Упражнения на равновесие. | 4 |
10.Игры | 8 |
Итого | 68 |
Возможные предметные результаты освоение АООП:
знать/понимать
- важность, необходимость занятий физической культурой для укрепления и поддержания здоровья.
- выполнять упражнения на выработку правильного дыхания (по показу учителя);
- выполнять простейшие задания по словесной инструкции учителя;
- выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
- выполнять простейшие упражнения на равновесие;
- выполнять простейшие упражнения на броски и ловлю с мячом и гимнастической палкой;
- выполнять простейшие упражнения на лазание, подлезание, перелезание;
- выполнять простейшие упражнения, связанные с ходьбой, бегом, прыжками;
- играть в игры по инструкции педагога;
Домоводство.
Изменения в жизни нашего общества вызвали необходимость возрождения социального статуса семьи, укрепления в ней устойчивых, уважительных семейных отношений.
Многовековые традиции каждого народа базируются на традициях семьи и дома. Об этом свидетельствуют национальные эпосы, народные сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки. «Строили» дом семейно, вместе и мужчины, и женщины, старики и дети. У каждого было свое дело: у одного — хлеб печь и рубашки шить, у другого — дрова рубить да воду носить.
Что необходимо для нормальной жизни каждому человеку? Очаг, добрая, здоровая, дружная семья. Значит, главное человеческое умение — создать семью, обустроить дом, уметь сообща вести хозяйство. Для создания крепкой семьи необходимо, чтобы люди, ее создающие, стремились стать рачительными хозяевами в своем доме. Несмотря на то что эти понятия имеют, казалось бы, частный характер, все же в процессе воспитания подрастающего поколения они становятся важными для формирования общественно значимой личности. Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Задачи занятий по «Домоводству» — научить ученика правилам частичного ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном)окружении. Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных ребенку обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но, когда они сталкивается с ними в быту, это вызывает значительные затруднения.
Цель занятий по «Домоводству» — формирование у учащегося знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности учащегося, организованных учителем на доступных и понятных для него заданиях и упражнениях.
В программе дается примерный перечень знаний и умений для возможностей учащегося. Содержание программы носит ориентировочный характер, важным является то, чтобы занятия по «Домоводству» помогали комплексно решать основные задачи коррекции (выравнивания) личностного развития умственно отсталого подростка, практически подготовить его к самостоятельной жизни.
Содержание предмета.
Введение (6 ч)
Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок). Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников). Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети). Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе). Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.
Жилище (4 ч)
Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов. Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме. Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, сигнализация, лифт, домофон. Правила пользования лифтом. Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком. Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках. Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники). Правила пожарной безопасности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Ученик должен иметь представление: о составе семьи; о семейных традициях людей;
о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
Ученик должен знать: состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей;
место работы родителей; домашний адрес;
Уход за жилищем (6 ч)
Рассказ-описание «Наша квартира».
Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.)
Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами).
Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (игровой, спальней и др.)
Помощники в доме (8 ч)
Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Ученик должен иметь представление: о функциональном назначении передней, гостиной, спальни, о гигиенически требованиях к сохранности жилища.
Ученик должен знать: правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.
Ученик должен уметь: производить сухую и влажную уборку помещений с помощью взрослых;
Окна, стекла, зеркала в доме (4 ч)
«Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами. Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.
Практические работы
Мытье зеркал, светильников с помощью; правила и приемы безопасности.
Одежда (6 ч)
Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду. Приобретение и хранение одежды (правила, способы). Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная. Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая. Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия). Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».
Обувь (4 ч)
Виды обуви, их назначение. Приобретение и хранение обуви (правила, способы). Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая. Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую). Профессии людей, создающих обувь.
Белье (4 ч)
Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья. Стирка белья: ручная, машинная. Моющие средства для разных видов белья. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности. Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Ученик должнен иметь представление: о видах одежды, обуви; гигиенических правилах содержания одежды, белья, обуви.
Тематическое планирование предмета «Домоводство» (2ч в неделю)
№ п/п | Тема | Часы |
1 | Введение | 6 |
2 | Жилище | 8 |
3 | Помощники в доме | 14 |
4 | Окна, стекла, зеркала в доме | 10 |
5 | Одежда | 12 |
6 | Обувь | 10 |
7 | Белье | 8 |
Итого | 68 |
Социальная коммуникация (2ч в неделю)
Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения
Задачи:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Общая характеристика обучающего предмета
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
|
|
Содержание учебного предмета:
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Квартира, дом, двор
Основные задачи раздела: формировать понятие о квартире, доме, дворе, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон).
Продукты питания
Основные задачи раздела: формировать понятия о продуктах питания, обогащать знания и представления детей по данному разделу, систематизировать знания о продуктах питания.
Узнавание(различение) напитков (вода, чай, сок, компот) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, сосиски). Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы). Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари), Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).
Предметы быта
Основные задачи раздела: формировать понятия о предметах быта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать наблюдательность.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, настольная лампа).Узнавание (различение) часов (наручные, настенные).
Школа
Основные задачи раздела: формировать понятия о школе, учить соблюдать распорядок школьного дня, воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Основные задачи раздела: формировать представления о предметах и материалов, изготовленных человеком, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать самостоятельность.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город
Основные задачи раздела: формировать понятия о правилах поведения в общественных местах, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, проспекты, площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин, театр, цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (Адмиралтейство, Медный всадник, Петропавловская крепость, Дворцовая площадь).
Транспорт
Основные задачи раздела: формировать понятия о видах транспорта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, обобщение знаний по данному разделу.
Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет). Узнавание (различение) водного транспорта (лодка, пароход, корабль). Узнавание (различение) космического транспорта (ракета). Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор и др.). Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание места посадки и высадки из транспорта. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Страна
Основные задачи раздела: познакомить с понятием «Страна», обогащать знания и представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь к своей Родине. Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг). Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь) на фото, видео. Знание названия города, в котором живешь (Москва). Знание достопримечательностей своего города.
Традиции и обычаи
Основные задачи раздела: формировать представления о праздниках, развивать интерес к праздникам, воспитывать самостоятельность. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). Знание школьных традиций (праздники, тематические недели). Для того чтобы обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития успешно освоил программу по предмету «Социальная коммуникация» педагогу необходимо: широко использовать наглядный материал, многократное повторение изучаемых понятий, предметов и явлений, максимально опираться на чувственный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности ученика. Приоритетным направлением в обучении является игровая деятельность. Деятельность педагога должна носить практическую направленность, позволяющую подготовить ребенка к доступным для него видам труда, социальной адаптации. Необходимо использовать технические средства обучения, компьютер и дидактические материалы, соблюдать охранительный режим. Необходим замедленный темп обучения.
№ п/п | Тема | Часы |
1 | Квартира, дом, двор | 8 |
2 | Продукты питания | 8 |
3 | Предметы быта | 6 |
4 | Школа | 6 |
5 | Предметы и материалы, изготовленные человеком | 8 |
6 | Город | 8 |
7 | Транспорт | 6 |
8 | Страна | 10 |
9 | Традиции и обычаи | 8 |
Итого | 68 |
Музыка, танцы, песни (комплексно)
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» соответствует ФГОС для обучающихся с ОВЗ, составлена на основании Примерной адаптированной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Цели:
- формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
- осознание общности и различий с другими людьми;
- развитие способности выражать свои потребности социально-приемлемыми способами вербально или используя средства альтернативной коммуникации.
Задачи:
- формировать представления о возрастных изменениях человека;
- формировать умение жить по режиму дня;
- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
- формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
- формировать умения обслуживать себя;
- формировать умения следить за своим внешним видом;
- формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. В процессе занятий в рамках предмета "Человек" ученики приобретают и совершенствуют представления о себе, собственном теле, происходит обогащение сенсорного опыта ребенка. Ребенок учится соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале, начинает относить себя к определенному полу. Формируются представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Ребенок учится определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Так же совершенствуется умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
Тематическое планирование предмета «Музыка, песни, танцы» (комплексно) 2ч в неделю
№п/п | Тема | Часы |
1 | Три «кита» в музыке (песня, танец, марш) | 18 |
2 | Навыки интонационного исполнения. | 12 |
3 | Классические инструменты. | 16 |
4 | Ритм в музыке. | 22 |
Итого | 68 |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
- Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
- Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
- Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
- Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
- Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
- Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
- Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др.
Прикладной труд.
Цель:
Создание условий для усвоения приемов работы с бумагой и картоном.
Задачи:
- развитие сенсорных процессов (восприятие формы, цвета, величины), мелкой моторики рук, пространственного ориентирования,
- воспитание осознания необходимости труда;
Базовые ценности:
Семья будет реализовываться через темы: «Изготовление открытки для папы»; «Изготовление открытки «C новым годом»; «Изделие - открытка для мамы».
Труд и творчество будет реализовываться через темы: «Изготовление блокнота»; «Изготовление словарика»; «Изготовление книжки-малышки».
Природа будет реализовываться через темы: «Изготовление осенней открытки»; «Изготовление карточек «Цветы»; «Изготовление карточек «Грибы» и т.д.
Обоснование программы:
Занятия по прикладному труду направлены на овладение ребенком элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ по направлению «переплетно-картонажное дело» и развития познавательной деятельности. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие ребенка. В процессе трудового обучения у учащегося улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координация движений. Обучающийся с умеренной умственной отсталостью овладевает совместно с учителем, таким видом ручного труда, как элементарное конструирование, навыками работы с бумагой, картоном.
Успешное формирование трудовых навыков у обучающегося возможно лишь при правильной организации учебного процесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности обучающегося полностью исключены измерительные операции. Его знакомят со свойствами материалов и областью их применения.
Такие термины как «рицовка, фальцовка» заменяются для лучшего понимания ребенком - «продавим ножницами», «разгладим ладошкой, пальчиком».
Тематическое планирование предмета «Прикладной труд» (3ч в неделю)
№п\п | Тема | Часы |
1 | Вводные занятия | 2 |
2 | Наклеивание картинок на картон (открытки, карточки). | 50 |
3 | Склеивание деталей (конверты, пакеты). | 20 |
4 | Изготовление коробок | 14 |
5 | Изготовление изделий в переплете. | 16 |
6 | Итого | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...
Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант по адаптивной физической культуре, коррекции двигательного развития (надомное обучение 5-8 класс)
Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков....
Рабочая программа по двигательному развитию (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, редакция 2021 года)
Рабочая программа «Двигательное развитие» разработана на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9б класса с умеренной, тяжелой умственной о...
Статья «Реализация адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26042136","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Рожина Е.Ю.Белова Т.Ю.Реализация адаптированных общеобразовательных прог...
Статья «Реализация адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187109","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Рожина Е.Ю.Белова Т.Ю. Реализация адаптированных общеобразовательныхпрогр...
Рабочая программа по географии 7-9 (приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по географии 7-9 класс подойдёт для учителей, работающих в коррекционных классах...