Аналитическа справка по итоговому собеседованию 9 классов
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)
Аналитическая справка по итоговому собеседованию 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyvody_po_itogam_analiza_rezultatov_itogovogo_sobesedovaniya.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Выводы по итогам анализа результатов
итогового собеседования по заданию 1
«Чтение текста вслух»
Вывод 1 (по критерию оценивания «ИЧ»): интонация чтение соответствовала пунктуационному оформлению у всех участников экзамена.
Вывод 2 (по критерию оценивания «ТЧ»): темп чтения соответствовал коммуникативной задаче у всех участников экзамена.
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении задания 1 (по критериям оценивания «ИЧ», «ТЧ»): ошибок нет
Выводы по итогам анализа результатов
итогового собеседования по заданию 2
«Пересказ текста с включением приведённого высказывания»
Вывод 1 (по критерию оценивания «И1»): 36 участников экзамена сохранили все микротемы исходного текста; 13 участников упустили последнюю микротему.
Вывод 2 (по критерию оценивания «И2»): 15 участников допустили фактические ошибки, связанные с пониманием текста; 34 участника не допускали ошибок.
Вывод 3 (по критерию оценивания «И3»): 17 участников неуместно включили в текст приведённое высказывание; 2 участника – совсем не включили; 30 участников приведенное высказывание включили логично и уместно.
Вывод 4 (по критерию оценивания «И4»): 6 участников допускали ошибки при цитировании, не называя автора цитаты; 43 участника верно применяли способы цитирования.
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении задания 2 (по критериям оценивания «П1», «П2», «П3», «П4»):
П1 При пересказе участники экзамена упускали последнюю микротему, так как старались как можно больше информации записать из первых абзацев, а на четвёртый времени не оставалось.
П2 Участники экзамена нарушали требования достоверности в передаче фактического материала, искажали информацию, данную в тексте и отдельные его детали. Неверно передавали даты и цифры, искажали факты из биографии, допускали ошибки в употреблении терминологии
П3 В ходе пересказа дети забывали включить приведенное высказывание и вспоминали об этом в конце, но высказывание в конце текста было неуместно.
П4 Типичной ошибкой было цитирование без озвучивания автора данных слов.
Выводы по итогам анализа результатов
итогового собеседования за выполнение заданий 1 и 2
«Критерии оценивания правильности речи»
Вывод 1 (по критерию оценивания «Г»): 16 участников экзамены допустили грамматические ошибки при прочитывании числительных и пересказе; 33 участника не допускали грамматических ошибок.
Вывод 2 (по критерию оценивания «О»): 11 участников допустили ошибки в ударении слов, имеющих в тексте ударение и не имеющих его; 38 участников знают орфоэпические нормы.
Вывод 3 (по критерию оценивания «Р»): речевые ошибки допустил 1 участник экзамена.
Вывод 4 (по критерию оценивания «Иск.»): искажение слов при чтении допустили 12 участников экзамена; 37 участников внимательно прочитали текст, без искажений.
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении задания 1 и 2 (по критериям оценивания «Г», «О», «Р», «Иск.»):
Г. Ошибочное словообразование, ошибочное образование формы существительного, ошибочное образование формы числительного, ошибочное образование формы местоимения, ошибочное образование формы глагола, нарушение согласования, нарушение управления, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, ошибки в построении предложения с однородными членами, ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом, ошибки в построении сложного предложения, нарушение границ предложения, Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
О. Участники экзамена допускали ошибки в словах, имеющих ударение: пароход «ЧавЫча».
Р. Речевые ошибки замечены у одного ученика – тавтология, плеоназм.
ИСК. Искажение во время прочтения личных окончаний глаголов, падежных окончаний прилагательных и причастий, форм существительных, фамилий героев текстов.
Выводы по итогам анализа
результатов итогового собеседования по заданию 3
«Монологическое высказывание»
Вывод 1 (по критерию оценивания «М1»): по данному критерию 2 участника не справились с заданием, так как монолог состоял из 6,7 фраз.
Вывод 2 (по критерию оценивания «М2»): условия речевой ситуации учтены всеми участниками экзамена.
Вывод 3 (по критерию оценивания «М3»): у 14 участников экзамена высказывания нелогичны, изложение непоследовательно, присутствуют логические ошибки.
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении задания 3 (по критериям оценивания «М1», «М2», «М3»)
М1. Монологическое высказывание участников состояло и больших сложноподчиненных предложений, а они, как правило, считаются за одну фразу.
М2. Ошибок нет
М3. Нарушение логики утверждений, логики вопроса и ответа, логики построения предложения, логики предметно-количественных отношений, логики объединения слов в однородный ряд, нарушение причинно-следственных связей в содержании (из причины не следует вывод); приведённое следствие не соответствует указанной причине.
Выводы по итогам анализа результатов
итогового собеседования по заданию 4
«Участие в диалоге»
Вывод 1 (по критерию оценивания «Д1»): с коммуникативной задачей не справился 1 участник экзамена, ответы были даны лишь на некоторые вопросы.
Вывод 2 (по критерию оценивания «Д2»): условия речевой ситуации соблюдены всеми участникам экзамена.
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении задания 4 (по критериям оценивания «Д1», «Д2»):
Д1. Неумение правильно строить диалог: каждая реплика и ответ участников диалога должен побуждать собеседника к следующей фразе.
Д2. Ошибок нет.
Выводы по итогам анализа результатов
итогового собеседования по заданию 3 и 4
«Критерии оценивания правильности речи»
Вывод 1 (по критерию оценивания «Г»): 21 участник экзамена допустил грамматические ошибки.
Вывод 2 (по критерию оценивания «О»): орфоэпические ошибки во время монолога и диалога не допускались.
Вывод 3 (по критерию оценивания «Р»): речевые ошибки допустили 7 участников.
Вывод 4 (по критерию оценивания «РО»): у 7 участников экзамена речь отличается бедностью, неточностью словаря, использовались однотипные синтаксические конструкции; у 42 участников речь отличается точностью, богатством словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении задания 4 (по критериям оценивания «Г», «О», «Р», «РО»):
Г. Ошибочное словообразование, ошибочное образование формы существительного, ошибочное образование формы местоимения, ошибочное образование формы глагола, нарушение согласования, нарушение управления, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, ошибки в построении предложения с однородными членами, ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом, ошибки в построении сложного предложения, нарушение границ предложения, Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
О. Ошибок нет
Р. Употребление слов и выражений, неточно передающих мысль, употребление слов в несвойственном им значении, неуместное употребление слов иной стилевой окраски, неоправданное употребление просторечных слов, плеоназм, ошибки, связанные с употреблением в одном предложении однокоренных слов, бедные и однообразные синтаксические конструкции.
РО. Бедная речь, ограниченный словарный запас, однотипные простые конструкции предложений.
Общие выводы
Содержательный анализ по результатам итогового собеседования по русскому языку в IX классах позволил выявить круг проблем в преподавании русского языка, решение которых требует особого внимания в процессе подготовки обучающихся к основному государственному экзамену по русскому языку.
Проблемы в подготовке обучающихся к итоговому собеседованию в образовательной организации МАОУ СОШ №1, реализующей программы основного общего образования, в части видов речевой деятельности:
«Устная речь» основная проблема заключается в том, что нынешнее поколение выпускников не читают художественную литературу, даже обязательную для чтения по школьной программе, если даже обратятся к произведению, то изучат его в кратком содержании – угасает интерес детей к книге и чтению.
«Говорение» как правило дети развивают свою речь на уроках русского языка и литературы, но необходимо привлечь всех учителей предметников к решению данной проблемы.
«Диалогическая речь» наши выпускники всё больше времени тратят на виртуальное письменное общение, а живая речь отсутствует в жизни детей, отсюда и неумение строить диалоги и вести беседы
«Монологическая речь» лексикон многих выпускников очень ограничен, это связано с тем, что в виртуальном общении достаточно коротких фраз для понимания друг друга, поэтому детям не хватает слов, чтобы построить содержательный интересный монолог, учителя русского языка и литературы стараются исправить данную ситуацию, но необходимо присоединяться и другим учителям – предметникам к решению данной проблемы.
Предложения.
Методические рекомендации
Анализ статистических данных показал, что у обучающихся недостаточно сформированы навыки пересказа текста и построения устного монологического высказывания. Также многие из экзаменуемых не владеют нормами современного русского литературного языка. В связи с этим обозначим ключевые направления подготовки обучающихся к итоговому устному собеседованию.
1. Пересказы с языковым заданием являются предметом специального обучения на уроках русского языка и литературы. Рекомендуем использовать разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника) тексты. В V-IX классах следует предлагать специальные обучающие задания. Смысл этой работы - научить детей способам деятельности по созданию устного текста на основе исходного. Основные этапы работы могут быть следующие: 1) уточнение (учителем) речевой задачи; 2) вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст для изложения (если это необходимо); 3) чтение текста обучающимся; 4) определение темы и основной мысли исходного текста; 5) анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ языковых особенностей текста. Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная лексическая подготовка. Ее назначение – предупредить различного рода речевые ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста.
Статистические данные позволяют выявить еще одно направление подготовки обучающихся – обучение приемам цитирования. Работа с цитатами имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности ее воспроизведения. Традиционно используется прямая цитата, т.е. дословное воспроизведение чужой речи. В устной речи такая цитата предваряется и заканчивается репликами. Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, т.е. передача своими словами основного смысла чужой речи. Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы. В процессе обучения цитированию важно помочь обучающимся оценить место и назначение цитаты в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.
2. Формирование и развитие монологической речи на уроках русского языка - одно из ключевых коммуникативных умений. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений: пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную или свободную тему, составить рассказ; логически, последовательно раскрыть заданную тему; обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
Важной психологической особенностью монологической речи является её непрерывность, которая позволяет обучающемуся связно и полно высказывать свои мысли. Поэтому к монологической речи предъявляются особые требования: она должна быть понятной, последовательной, логичной, связной и целенаправленной.
Логическая цепочка обучения монологическому высказыванию такова: монологическое высказывание совершается на базе речевого умения, а средством развития речевого умения служат речевые упражнения. Типичными недостатками устных высказываний учащихся являются: расширение или сужение темы высказывания, отступление от предложенной темы; перегрузка высказывания подробностями, не имеющими значения для раскрытия темы; отсутствие замысла, основной мысли высказывания или неумение ее в полной мере раскрыть; неумение отобрать нужный для высказывания материал и систематизировать его, нарушение последовательности в изложении мысли, повторы; отсутствие связи между частями высказывания, несоразмерность отдельных его частей; несоответствие содержания, композиционной формы и отобранных языковых средств задаче и адресату высказывания, условиям общения; неоправданное нарушение стилевого единства текста.
Традиционно в методике выделяют 2 пути обучения монологической речи – дедуктивный и индуктивный. Индуктивный путь предполагает следующие этапы работы: формирование лексико-грамматических навыков на уровне фразы; формирование навыков монологической речи на уровне сверхфразового единства (соединить реплики между собой, т.е. логично простроить высказывания); развитие умения монологической речи на основе темы, ситуации. Дедуктивный путь предполагает следующую логику работы над текстом: прогнозирование содержания текста; построение речевого высказывания по плану; рефлексия (повторное возвращение к тексту и его анализ).
В процессе обучения созданию устного текста могут быть использованы самые различные виды заданий, например: творческий диктант по картине с целью обогащения словарного запаса обучающихся; редактирование (коллективное, самостоятельное) устных текстов-описаний с типичными недочетами; создание текста по алгоритму и др. Также одну из важных опор для монологических высказываний представляет собой тема, потому что обучение устной речи строится по тематическому принципу.
Для формирования умений монологической речи следует четко спланировать и методически правильно организовать процесс обучения этому виду речевой деятельности.
3. Для формирования функциональных знаний и умений, универсальных способов выражения своих мыслей в процессе преподавания русского языка следует использовать возможности уроков по развитию речи. Следует системно формировать коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают речевые умения. Важно развивать способность усваивать нормы и строить в соответствии с ними свою речь, то есть языковое чутье.
Методика работы над речевыми ошибками должна включать следующие элементы:
- исправление речевых ошибок в устных высказываниях обучающихся;
- индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками;
- система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и грамматики;
- языковые упражнения перед каждым устным высказыванием с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
- специальное обучение школьников самостоятельному редактированию устного высказывания, в том числе и собственного.
4. Общие выводы
Рекомендуем уделить особое внимание следующим направлениям изучения русского языка на уровне основного общего образования:
- актуализировать методику развития навыков чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умения выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
- системно обучать созданию монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета, приемам цитирования;
- планировать речевые упражнения, направленные на формирование речевых монологических умений, на уровень основного общего образования;
- использовать разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности обучающихся с целью совершенствования диалогической речи школьников.
Методическим службам: рекомендуем на педагогическом совете поставить вопрос о развитии устной речи учащихся не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах школьной программы
Учителям – предметникам: учителям русского языка и литературы вести коррекционную работу по выявленным в ходе устного собеседования пробелам в знаниях и умениях учащихся 9 классов; продолжить работу по развитию навыков монологической речи обучающихся; следить за тем, чтобы учащиеся на уроках давали развёрнутые ответы на вопросы; работать над умением уместно приводить и оформлять цитаты в речи.
Исполнитель: Русских И.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам итоговой аттестации в 7-х классах.
Мониторинг аттестационной работы по русскому языку за курс 7-го класса....
Аналитическая справка по сольфеджио об итоговой аттетстации
Разработка формы аналитической справки об итоговой аттетсации по сольфеджио...
Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».
Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...
Аналитическая справка итоговой контрольной работы по географии за I полугодие 9 класс
Назначение контрольной работы оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии и выработать основные направления работы в целях повышения качества и эффективной подготовки к ОГЭ....
Аналитическая справка по итогам проведения итогового сочинения в 11 классе в 2021-2022 учебном году
B соответствии с приказом МО и Н РК «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Республики Калмыкия в 2021 – 2022 учебном году» 3 фев...
Аналитическая справка по итогам устного собеседования по русскому языку в 9 классах
На основании Приказа Министерства образования и науки Республики Калмыкия от № «О проведении устного собеседования по русс...
Аналитическая справка о результатах итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах в 2022 году.
Анализ итогового собеседования в девятых классах....