Аналитическая справка по итогам устного собеседования по русскому языку в 9 классах
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
На основании Приказа Министерства образования и науки Республики Калмыкия от № «О проведении устного собеседования по русскому языку с участием обучающихся 9–х классов ОО» 9 февраля 2022 года было проведено итоговое собеседование по русскому языку для обучающихся 9-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_po_itogam_sobesedovaniya.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по итогам устного собеседования
по русскому языку в 9 классах МКОУ «Ульяновская СОШ»
Яшалтинского района Республики Калмыкия
Дата проведения: 09.02.2022 года
На основании Приказа Министерства образования и науки Республики Калмыкия от № «О проведении устного собеседования по русскому языку с участием обучающихся 9–х классов ОО» 9 февраля 2022 года было проведено итоговое собеседование по русскому языку для обучающихся 9-х классов.
Цель проведения: итоговое собеседование по русскому языку проводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение. Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.
Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:
- проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;
- принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку;
- учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.
При этом заявленная цель предполагает решение нескольких задач:
1) объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;
2) выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию;
3) актуализация устной речи как педагогического явления в образовательном процессе.
Задача итогового собеседования по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций. КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Проверяемые элементы содержания:
1. Чтение текста вслух
2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
3. Создание устного монологического высказывания
4. Участие в диалоге
Соблюдение норм современного русского литературного языка
Всего заданий – 4;
из них с развёрнутым ответом – 4;
по уровню сложности: Б – 4.
Общее время ответа ученика – 15 - 16 минут.
Максимальный балл – 20
Минимальный балл -10
Максимальный балл по школе – 19 баллов, минимальный балл – 10 баллов
Из 28 обучающихся 9-х классов 28 (100 %) получили зачёт по результатам собеседования.
№ п/п | Наименование ОО | Общее кол-во участников | Кол-во участников, получивших «зачет» | Кол-во участников, получивших «незачет» | Кол-во участников, получивших максимальный балл | Кол-во участников, получивших минимальный балл |
1 | МКОУ «Ульяновская СОШ» | 28 | 28 | - | - | 2 |
Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку
Класс | Количество | Выполняло | % участия | Зачет | Незачет | % успеваемости | Максимальный балл | Минимальный балл |
9 | 28 | 28 | 100 | 28 | 0 | 100 % | 19 | 10 |
Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении таких заданий, как работа с высказыванием, способы цитирования, речевое оформление сообщения. Очень много допущено учащимися орфоэпических, грамматических и речевых ошибок.
Методические рекомендации
Анализ статистических данных показал, что у обучающихся достаточно сформированы навыки пересказа текста и построения устного монологического высказывания. Также учащиеся владеют нормами современного русского литературного языка. В связи с этим обозначим ключевые направления подготовки обучающихся к итоговому устному собеседованию:
1. Пересказы с языковым заданием являются предметом специального обучения на уроках русского языка и литературы. Рекомендуем использовать разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника) тексты. В V-IX классах следует предлагать специальные обучающие задания. Смысл этой работы - научить детей способам деятельности по созданию устного текста на основе исходного.
Статистические данные позволяют выявить еще одно направление подготовки обучающихся – обучение приемам цитирования. Работа с цитатами имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности ее воспроизведения. Традиционно используется прямая цитата, т.е. дословное воспроизведение чужой речи. В устной речи такая цитата предваряется и заканчивается репликами. Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, т.е. передача своими словами основного смысла чужой речи. Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы. В процессе обучения цитированию важно помочь обучающимся оценить место и назначение цитаты в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.
2. Формирование и развитие монологической речи на уроках русского языка - одно из ключевых коммуникативных умений. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений: пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную или свободную тему, составить рассказ; логически, последовательно раскрыть заданную тему; обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
Важной особенностью монологической речи является её непрерывность, которая позволяет обучающемуся связно и полно высказывать свои мысли. Поэтому к монологической речи предъявляются особые требования: она должна быть понятной, последовательной, логичной, связной и целенаправленной.
В процессе обучения созданию устного текста могут быть использованы самые различные виды заданий, например: творческий диктант по картине с целью обогащения словарного запаса обучающихся; редактирование (коллективное, самостоятельное) устных текстов-описаний с типичными недочетами; создание текста по алгоритму и др. Также одну из важных опор для монологических высказываний представляет собой тема, потому что обучение устной речи строится по тематическому принципу.
3. Для формирования функциональных знаний и умений, универсальных способов выражения своих мыслей в процессе преподавания русского языка следует использовать возможности уроков по развитию речи. Следует системно формировать коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают речевые умения. Важно развивать способность усваивать нормы и строить в соответствии с ними свою речь, то есть языковое чутье.
Методика работы над речевыми ошибками должна включать следующие элементы:
- исправление речевых ошибок в устных высказываниях обучающихся;
- индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками;
- система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и грамматики;
- языковые упражнения перед каждым устным высказыванием с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
- специальное обучение школьников самостоятельному редактированию устного высказывания, в том числе и собственного.
Общие выводы и рекомендации:
Рекомендуется уделить особое внимание следующим направлениям изучения русского языка на уровне основного общего образования:
- актуализировать методику развития навыков чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умения выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
- системно обучать созданию монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета, приемам цитирования;
- планировать речевые упражнения, направленные на формирование речевых монологических умений, на уровень основного общего образования;
- использовать разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности обучающихся с целью совершенствования диалогической речи школьников.
Учителям русского языка и литературы
- продолжить работу по развитию навыков монологической речи обучающихся;
- следить за тем, чтобы учащиеся на уроках давали развёрнутые ответы на вопросы;
- работать над умением уместно приводить и оформлять цитаты в речи.
Справку составила руководитель ШМО учителей русского языка и литературы Киосева Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитические справки по проведению олимпиад по русскому языку и литературы
Часто учителя русского языка и литературы встречаются с трудностями при написании аналитических справок по олимпиаде по русскому языку и литературе. Я предлагаю образцы оформления таких справок-отчёто...
ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА результатов профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы Козловой Елены Валентиновны
Анализ результатов работы за пятилетний период для аттестации...
Аналитическая справка (программа) о проведении недели русского языка
Аналитическая справка о проведении недели русского языка. Программа проведения Недели русского языка. План проведения Недели русского языка:«Мы любим русский язык и...
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"
В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....
Аналитическая справка по результатам мониторинга по русскому языку в 11 кл.
Аналитическая справка содержит подробный анализ контрольной работы по русскому языку....
Аналитическая справка Толкачевой О.Л., учителя русского языка и литератеры
В аналитической справке представлены рузультаты деятельности учителя....
Аналитическая справка по итогам ЕГЭ по русскому языку. 2021 год
Аналитическая справка поможет учителям проанализировать результаты ЕГЭ своего класса. В таблицах представлены результаты ЕГЭ по русскому языку определенного класса, процент выполнения каждого задания....