Моя проектная деятельность
презентация к уроку

В презентации показаны алгоритмы создания проектов в урочной и внеурочной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность на уроках географии и химии: плюсы, минусы, результат Подготовил учитель химии и географии МАОУ СОШ № 1 г. Тобольска Плесовских Людмила Ивановна

Слайд 2

Проект- переводится от латинского как выдающийся, выдвигающий вперед. Это есть система Она доступна в применение Она фундаментальна Есть много методической литературы Много различных поурочных и инструктивных карт….

Слайд 3

Проект имеет несколько характеристик, которые свойственны только ему. По этим характеристикам определяется, является ли этот вид деятельности проектом. Ключевой параметр – время, сроки. Достижение определенных результатов. Последовательная разработка проекта. Информационная поддержка Команда проекта Уникальный результат

Слайд 4

Проект «Погода и климат» на кружке Ш.Л. «Петрович»

Слайд 5

Проект «Кристаллические решетки» - химия 8 класс

Слайд 6

Проект «Кристаллические решетки» - химия 8 класс

Слайд 7

Проект «Европейский север» география 9 класс

Слайд 8

Проект «Приготовление растворов» химия 8 класс

Слайд 9

НПК «Первые шаги»

Слайд 10

Уникальность проектов Проекты могут быть как реальные , так и виртуальные Осуществимые и неосуществимые Мелкие и глобальные Стандартные и нестандартные Предсказуемые и не предсказуемые

Слайд 11

Алгоритм проекта Цель (конкретно, количественно) Задачи (3) Аудитории (группы) Этапы реализации. Информационная поддержка (печать, интернет, сайт таблицы, рисунки, учебник) Команда проекта Результат



Предварительный просмотр:

1ппппппппппппппппппппппппппппп

Метод проектов- это не алгоритм,

состоящих из четких этапов,

 а модель творческого мышления и

принятия решений.

 (ДЖ. Питт)

Проектная деятельность на уроках: плюсы, минусы, результат

Плесовских Л.И. учитель географии и химии МАОУ СОШ  №1 г. Тобольска

В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для её реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология. Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета.

Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также технологией проблем и связывалась она с идеями в образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Проектная технология привлекла внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания. Лозунг основателей системы проектного обучения   «Всё из жизни, всё для жизни». [4, с.2].

     Цель  проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности

    Современный образовательный процесс, основанный на деятельностном подходе, немыслим без широкого использования проектной технологии. Она способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает их творческую активность, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности.

Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. [1.с 68].

Цель: создать условия, при которых учащийся

- самостоятельно и охотно приобретает знания из различных источников

-учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач

-приобретает коммуникативные умения, работая в группе

-развивает у себя умения выявлять проблемы, сбор информации, проведения эксперимента, анализа, обобщения

-развивает системное мышление - от теории к практике.

Технология проектного обучения- это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над решением проблемы, процесса или объекта, выполненная под руководством педагога.

Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. [3.с.39].

      Почему именно эту тему выбрала как тему по самообразованию? Широкий спектр форм и приемов работы. Проекты могут быть как реальные, так и виртуальные, осуществимые и неосуществимые, мелкие и глобальные, стандартные и нестандартные, урочные и внеурочные.

  • Это есть система
  • Она доступна в применение
  • Она фундаментальна
  • Есть много методической литературы
  • Много различных поурочных инструктивных карт

Проект имеет несколько характеристик, которые свойственны только ему. По этим характеристикам определяется, является ли этот вид деятельности проектом.

Из опыта работы можно сделать следующие выводы:ь следующие выводыИ2

  1.  Ключевой параметр – время, сроки, поскольку любой проект имеет определенные рамки, которые ограничены во времени. Для нас педагоги это очень важно так как урок имеет свои временные рамки – 40 минут.

           Это для нас +, мы знаем предмет, программу, сроки, очередность.3

  1. Проектная деятельность должна стимулировать на достижение определенных результатов. Ими могут стать показатели отметки т.е оценочная деятельность в определенный период за определенную выполненную работу (письменное задание, устный ответ, карточка, домашнее задание). Я иногда говорю «зарплата» важно понять, что запуск чего-то нового – это проект.

Это для нас педагогов +, и для меня +. Это меня мотивирует на создание или выбор каких – то интересных, проблемных, необычных заданий, вопросов дисциплинирует.  Где может пригодиться?  Это практико- ориентированные уроки, уроки обобщения, уроки практикумы, уроки изучения нового материала.4

  1. Разработка проекта выполняется последовательно, т.к. любой проект ограничен во времени, а потому он проходит через определенные шаги. Эти шаги – этапы ограничиваются содержанием и целями проекта, задачами, которые устанавливаются на начальном этапе проекта (урока).

Это для усвоения материала + и для педагогов, имеющих трудности в постановке правильных, нужных задачи по теме урока или цели урока.5

  1. На развитие проектной деятельности большое влияние оказывают другие факторы. У нас это пункт 5 ---Это задания, интернет, карточки, таблицы, схемы, графики, картинки, презентации и т.д. В зависимости от этого будет изменяться и содержание, и ход, и исход работы. Большую роль может сыграть оформление проекта, оригинальность, цвет, размещение информации, если  еще  выполняется с учетом особенностей (возраста учащихся, темой урока, его очередностью)  конкретно  (территория, ресурсы местности, экономика, политическая ситуация-  в географии; в химии  -это качество, концентрация, свойства, состав, роль в  жизни человека.).
  2. Окружение проекта изменяется во время его выполнения. Изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. Изменениями в проекте занимается педагог, но могут и сами учащиеся.

Это для нас + , мы можем менять состав группы, материал в группе, и т.д.

  1. Неизвестен результат есть какая- нотка неожиданного, неизвестного. Интрига до конца урока или до защиты проекта.

Это для нас и меня в том числе это +   Сам результат. Открываются возможности, знания, навыки учащихся, интересные факты, события из их жизни…

В проекте четко определяется цель, рассматриваются все виды деятельности и имеется цель на достижение уникальности результата. В отличие от любого другого процесса проект является конечным, итоговым.

Результатом или продуктом любого проекта могут быть разные формы: доклады, сообщения, выступления на конференциях или конкурсах, создание газет или информационных бюллетеней, написание рефератов или отчетов. В последнее время наиболее востребованными и интересными формами считаются презентация. Презентации ярко, красочно, наглядно демонстрируют результаты творческой деятельности учащегося или группы школьников, кроме того, приобщают учеников к новым информационных технологиям. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.[3.с.39 ]

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественный уровень всю систему организации процесса обучения.

        Результатом работы по проектам:

  1. Грамоты и благодарственные письма за подготовку участников НПК «Первые шаги», «Отечество», «Растим патриота и гражданина», «Наследники».
  2. Благодарственные письма за подготовку команды школьного лесничества.

Преимущества проектной технологии

  1. Учащиеся видят конечный результат- продукт, который сделали сами. Много оценок.
  2. Позволяет выявить и развивать творческие возможности и способности учащихся, научиться самостоятельно решать нетиповые задачи.
  3. Способствует профессиональному самоопределению учителя, укрепляет связь с реальной жизнью у учащихся.
  4. Позволяют развивать коммуникативные способности, умение работать в группе, сотрудничать.
  5. Позволяет развивать исследовательские способности, расширить кругозор.

Недостатки

  1. Недостаточное техническое обеспечение.
  2.  Перегрузка учащихся.
  3. Много времени на подготовку.

Приложение 1

Этапы работы над проектом. [2,5.с.42].

Стадии

   Деятельность учителя

   Деятельность учащихся

1.Выбор темы проекта

 

 

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

2. Выделение тем в проекте

 

Учитель предварительно вычленяет темы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе тему или предлагает новую.

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися тем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты тем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные темы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

 Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности

6. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

7. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

8.Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей).

Докладывают о результатах своей работы

9. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

 

 

 

 

 

Приложение 2

Алгоритм проекта

  1. Цель (конкретно, количественно)
  2. Задачи  (3)
  3. Аудитории (группы)
  4. Этапы реализации.
  5. Информационная поддержка (печать, интернет, сайт таблицы, рисунки, учебник)
  6. Команда проекта
  7. Результат.

Приложение 3

Оформление проекта  [ 3.с. 39].

  • Фамилия, имя
  • Тема проекта
  • Почему я начал работу над проектом
  • Какой продукт я хочу получить
  • Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
  • Что нового я узнал, чему научился?
  • Мои впечатления от работы над проектом.

План защиты проектных работ

1. Почему избрана эта тема.

2. Какую цель преследовали.

3. Какие ставились задачи.

4.Какие гипотезы проверялись

5. Какие использовались методы и средства.

6. Каким был план.

7.  Какие результаты получены.

8. Какие выводы сделаны по итогам.

Виды презентации проектов (результат)

1.  Научный доклад                                                                       

2. Деловая игра

3. Демонстрация видеофильма

4. Экскурсия

5. Телепередача

6. Научная конференция

7. Диалог исторических или литературных персонажей

8. Театрализация

9. Инсценировка

10. Защита на учебном совете.

11. Пресс-конференция

12. Спектакль

13. Путешествие

Список литературы:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.

3.Гаврилин, А. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. – 2004. – № 3.

4. Звонарева.Т. Н. Проектная технология // Педагогическая мастерская. – 2004.

5. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. – 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...