Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад 01.2015г. Памятка для коррекции психических процессов
методическая разработка
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для коррекции психических процессов. | 66.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Кабанская СКОШи- VIII вида»
Доклад
Тема: «Памятка для коррекции психических процессов
(речи, мышления, памяти, внимания, самооценки, эмоционально-волевой сферы) ».
Январь 2015г.
Памятка для коррекции психических процессов (речи, мышления, памяти, внимания, самооценки, эмоционально-волевой сферы).
Коррекция психического развития является одним из важных направлений специальной психологии, которая входит в состав комплексной научной дисциплины – специальной (коррекционной) педагогики, одновременно являясь разделом психологии.
Основные задачи специальной психологии заключаются в изучении закономерностей психического развития; формировании личности у разных категорий детей под воздействием специального воспитания и обучения; разработке психолого-педагогических рекомендаций, способствующих совершенствованию методов коррекционной и учебно-воспитательной работы в различных школьных и дошкольных образовательных учреждениях для детей с аномалиями развития.
Коррекция (от лат.: correctio – исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей).
Коррекционно-воспитательная работа – система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, так как дефект влияет не на отдельную функцию, а на социальную полноценность в целом.
Коррекция зависит от правильной организации и постановки всего учебно-воспитательного процесса и от применения специфических приемов обучения. Коррекция дефектов развития осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы. В таком случае коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным, но для успеха педагогической работы по коррекции необходимо эти процессы различать.
Различие между ними существуют: а) в целях, б) педагогических приемах, в) результатах обучения.
Так, целью учебно-воспитательной работы является вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками в соответствии с принятым содержанием обучения и воспитания. Целью же коррекционной работы является исправление аномалий развития.
Педагогические приемы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы и позволяют формировать новые положительные качества личности.
Результаты учебно-воспитательной работы заключаются в овладении определенным объемом знаний, конкретных умений, навыков. В результате коррекционной работы формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Результаты отличаются также темпом их достижения: обучение учащихся знаниям, умениям, навыкам происходит гораздо быстрее, чем исправление недостатков их развития. Поиски наиболее эффективных путей коррекции происходили во все времена. Эта проблема остается не менее актуальной и сегодня, что является основой совершенствования процесса обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Коррекционная работа результативна, если она целенаправленна, то есть, адресована к той или другой стороне развития аномального ребенка, если ею руководить и стимулировать. Для этого нужно хорошо знать сущность коррекционно-воспитательной работы, средства и условия ее проведения.
В современных социально-экономических условиях обозначилась тенденция рассматривать весь образовательный процесс через призму сохранения психического здоровья детей.
Согласно И. В.Дубровиной, психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.
У аномальных детей с ОВЗ отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы.
Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук.
Используя систематически приведенные технологии: игротерапию, пальчиковую гимнастику, релаксационные упражнения, кинестетические техники педагоги и родители смогут улучшить самочувствие детей, снять напряжение, повысить их работоспособность.
Релаксационные упражнения
Релаксация – это расслабление. Релаксационные упражнения направлены на расслабление различных групп мышц.
1. Мгновенная релаксация.
Цель: быстрое расслабление.
2. Лифт.
Цель: расслабление и регулирование нервной системы.
3. Радуга.
Цель: снятие эмоционального напряжения. Стимулирование воображения
4. Лошадка.
Цель: растягивание и расслабление всех мышц, особенно живота и бедер.
5. . Морщинки.
Цель: избавление от напряжения в забавной форме.
Игры-этюды
1. Самолет.
Цель: преодоление страха перед ограничениями и самоограничением, развитие уверенности и установление равновесия между «свободой» и «самоконтролем».
2. Передвижные картинки.
Цель: посещение места, по которому скучаешь.
3. Океан.
Цель: полное расслабление. Совершенствование управления мыслями.
4. Сад чувств.
Цель: тренировка ума и активизация чувств, достижение творческой сосредоточенности.
Проводятся Релаксационная подготовка.
Цель: развитие сосредоточенности; помощь рассеянному ребенку в концентрации на занятии.
Пальчиковая гимнастика.
Активизация и коррекция психических процессов при помощи методики пальцевых упражнений – это доступный и эффективный способ индивидуального подхода в развитии детей не только с нарушениями интеллекта, но и детей любого возраста с ОВЗ.
Данная методика направлена на сохранение и укрепление здоровья независимо от возраста. В основе методики лежит раздражение активных точек организма, расположенных на руках.
Исследования отечественных физиологов доказали влияние манипуляции рук (игры с участием кистей рук) на функцию высшей нервной деятельности. Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой зоне.
Игры и упражнения с пальчиками тренируют не только мелкую моторику, но и стимулируют речь (формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от пальцев), пространственное мышление, воображение, стабилизируют внимание, предотвращают утомление в мозговых центрах, снижают нервное и мышечное напряжение – поэтому пальчиковая гимнастика не должна быть молчаливой, она сопровождается скороговорками, стишками.
Использование предлагаемых упражнений ежедневно по три раза в день в течение полугода приводит к положительному результату.
Растирание и надавливание, массаж кистей и пальцев рук с помощью массажного валика, мяча дают более ощутимые результаты в коррекции нарушений познавательных процессов и сохранении здоровья.
В основе всех пальцевых упражнений лежат 4 основных элементарных движения, которые необходимо выполнять при использовании пальчиковой гимнастики. На этих элементарных движениях построены игры с пальчиками.
Игры с пальчиками требуют соблюдения определенных правил:
- после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы, то есть потрясти кистями рук;
- пальцы нагружать равномерно.
1. Сгибание пальцев вперед
2. Прогибание пальцев
3. Сгибание и разгибание пальцев
4. Круговые движения с орехом (орехами)
(Это упражнение способствует устранению недовольства, снимает нервное раздражение, предотвращает старение мозга.)
ПАЛЬЦЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – энергизаторы.
1.Упражнение для улучшения памяти
Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же движение делают для большого и среднего, большого и безымянного, большого пальца и мизинца (для каждой руки 20 раз).
Затем кончиком большого пальца поочередно надавливают сильно на основание каждого пальца (до 10 раз).
2. Упражнение для повышения внимательности
Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки слегка сжатым кулаком. В следующий момент сжимают пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки.
(Повторяют эти движения быстро и попеременно 10 раз. Не забывайте делать выдох через рот при каждой смене рук).
3. Упражнения для утверждения воли
В "методике пальцевых упражнений" твердая воля имеет связь с дыханием. В большинстве случаев, когда стремление у человека ослабело, дыхание у него учащается. В таких случаях он должен делать медленные глубокие вдохи и напрягать брюшную полость.
1. Для утверждения воли массируют и раздражают бока большого пальца большим и указательным пальцами другой руки. Для каждого большого пальца три раза по две минуты.
2. Сильно надавливают на основание большого пальца левой и правой руки большими пальцами другой руки. Это придает связи большого пальца с головным мозгом жизнедеятельность, что, в свою очередь, делает деятельность головы более активным.
4. Упражнения для сохранения душевного спокойствия и концентрации внимания
1). Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания (см. точку №5 на листе топографии активных точек), расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки
(Повторяют 5 раз, при нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия – вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки).
2). Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака делают вдох
(Повторяют 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение способствует улучшению памяти).
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ
Помощники
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни.
(повороты кистями рук)
Раз, два, три, четыре, пять не сидится им опять.
(сжать и разжать кулаки)
Постучали, повертели, и работать расхотели.
(постучать кулачками друг об друга)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
А другой давненько спит.
Кто у нас еще шумит?
(поочередно загибать пальцы)
Тише, тише не шумите
Пальчики не разбудите.
(левой рукой погрозить и говорить очень тихо)
(Громко)
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет,
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Просыпайся, детвора,
В школу пальчикам пора.
(разжать кулачки)
Пальчики уснули
Пальцы крепко-крепко спят,
Только носики сопят,
(сжать пальцы обеих рук в кулачки)
Но проснулись поиграть,
Один, два, три, четыре, пять.
(разгибать поочередно пальцы правой руки)
Разбудили дом соседей
(постучать пальчиками о кулачек левой руки)
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять –
(разгибать поочередно пальцы левой руки)
Веселятся все.
(шевелить пальцами обеих рук)
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь,
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся,
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы спим.
(поочередно с левой руки загибать пальцы в кулак)
Сороконожка
Идет сороконожка по ровненькой дорожке
(пошевелить согнутыми пальцами)
Об камушек запнулась и перевернулась
(повернуть кисти рук ладонями вверх, пальцы полусогнуты)
Лежит, не поднимается,
В ножках разбирается
(шевелить пальчиками)
Эти ножки вот сюда,
Эти ножки – вон туда
(согнуть пальцы левой руки, затем правой руки)
Поднялась сороконожка
(повернуть ладони вниз)
Пошла дальше по дорожке
(шевелить согнутыми пальцами, имитируя движение)
Две сороконожки
Две сороконожки бежали по дорожке
(ладони вертикально друг к другу, ритмичные движения влево, вправо)
Бежали, бежали и друг друга повстречали
(ладони вертикально друг к другу, пальцы вытянуть и прижать друг к другу)
Так друг друга обнимали, так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали, что едва мы их разняли
( поочередное зацепление одноименных пальцев друг с другом и их растягивание, кроме больших. Затем "рукопожатие" и сцепление пальцев в замок; и разъединение ладоней в сторону)
Руки в стороны
Руки в стороны, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
(выполнять движения пальчиков с усилием согласно тексту стихотворения)
Замок
На двери висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли
(соединить пальцы рук в "замок", затем основанием ладони, сцепленных рук, стучать друг о друга; затем круговые движения "замочком"; руки в "замке" потянули в разные стороны и расцепили, показали ладони)
Елка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются
(пальчики в "замочек")
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
(выполнять движения согласно тексту стихотворения)
Цветки
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
(медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулачками вперед-назад)
В гости
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
(выставляем вверх большие пальцы)
Указательный и средний,
Безымянный и последний
(соединяем поочередно под углом кончики пальцев обеих рук с большим пальцем)
Сам мизинчик-малышок
(выставляются вверх мизинцы)
Постучался на порог.
(пальцы сжаты в кулак, кулачки друг о друга)
Вместе пальчики – друзья
Друг без друга им нельзя.
(ритмичные сжатия пальцев с усилием на обеих руках)
Прятки
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так
И головки убирали
(ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальца на обеих руках)
Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет
(пальцы обеих рук прижать под углом друг к другу, большие пальцы вовнутрь)
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем
(пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев; большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются; ладони поворачиваются параллельно друг к другу; возвращаемся в исходное положении
Пять пальцев
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять
(ритмично сжимать и разжимать кулачки, на счет поочередно загибать пальцы на обеих руках)
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,
(руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальчики, напрягая их)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмичное движение пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
Листочки
Ветер северный подул:
(подуть на пальцы.)
«С-с-с», - все листья с липы сдул…
(произнести протяжно звук «с»).
Полетели, закружились
И на землю опустились.
(ладони обеих рук зигзагами плавно опустить на стол).
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
(постучать пальцами по столу).
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.
(Постучать кулаками по столу).
Снег потом припорошил,
(плавные движения кистями рук вверх-вниз-вверх…)
Одеялом их накрыл.
(ладони крепко прижать к столу).
Рыбки
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке
(имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом)
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся
(сидя за партой, опустить голову на грудь, руки положить на колени и пальцы сжать в кулаки, закрыть глаза)
Больше спать не захотел.
(медленно разжимать кулаки и поднять голову, открыть глаза)
Шевельнулся, потянулся,
(подвигать плечами и поднять их кверху)
Взвился вверх и полетел.
(руки понимаем вверх, кисти рук скрещиваем и машем ладошками)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(имитируем полет бабочки – продолжаем махать ладошками).
Утречко.
Солнце встало, утречко настало.
(ладони скрещены, пальцы растопырены, как бы образуя солнышко с лучиками).
- Эй, братец Федя, разбуди соседей!
(кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения).
- Вставай, Большак!
(щелчок указательным пальцем правой руки по большому пальцу левой руки).
- Вставай, Указка!
(щелчок по указательному пальцу).
- Вставай, Середка!
(щелчок по среднему пальцу).
- Вставай, Сиротка!
(щелчок по безымянному пальцу).
- И Крошка – Митрошка!
(щелчок по мизинцу).
- Привет, Ладошка!
(щелчок в центр ладони).
Все потянулись и проснулись.
(руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся).
Улыбки после дождика.
Что делать после дождика?
(соединять по очереди все пальцы правой руки с большим пальцем левой и наоборот).
По лужицам скакать!
(ладонь одной руки приставить к центру ладони другой руки).
Что делать после дождика?
(соединять все пальцы правой руки по очереди с большим пальцем левой).
Кораблики пускать!
(рисовать обеими руками восьмерку).
Что делать после дождика?
(соединять все пальцы левой руки по очереди с большим пальцем правой).
На радуге
(руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу).
Качаться.
(качаться из стороны в сторону).
Что делать после дождика?
(соединять по очереди все пальцы правой руки с большим пальцем левой и наоборот).
Да просто улыбаться!
(все улыбаются).
Ежик и мышка.
Бежит ежик по дорожке,
Ножками стучит.
(указательным и средним пальцами правой руки быстро перебирать (бежать) по столу).
Иголками шевелит тихо, тихо, тихо…
(пошевелить всеми пальцами).
Бежит маленькая мышка,
ежик ее цап! – и поймал.
А сам побежал в норку,
клубочком свернулс
и спать лег.
(указательный и средний пальцы левой руки «бегут» по столу, правой рукой накрыть левую. Левую руку спрятать за спину, правый кулачок крепко сжать и перевернуть).
Игротерапия
Игра в развитии и воспитании детей имеет важнейшую роль.
У детей с проблемами в развитии вся коррекционно-развивающая работа должна осуществляться посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создавать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу.
Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека.
Каждый педагог в своей практике использует разнообразные виды игр. Мы предлагаем систему игр для детей с эмоциональными нарушениями: гиперактивными (с повышенной двигательной активностью и нарушением внимания), агрессивными, тревожными и аутичными чертами характера.
Игры для гиперактивных детей.
1. «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Подобрать 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и так далее. Все это на стол. Ребенок оголяет руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
2. «Кричалки-шепталки-молчалки».
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
3. «Гвалт».
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому из участников по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
4. «Пусть поменяются местами те, кто…»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем участников.
Ведущий говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и так далее). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
5. «Говори».
Цель: развитие умения контролировать импульсивность действия.
Сказать детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся» «Какое сейчас время года?» (Пауза) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе потолок?»… «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»… «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и так далее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
6. «Час тишины и час «можно».
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением.
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и так далее.
«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе.
Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).
7. «Передай мяч».
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, дети стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.
Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
8. «Сиамские близнецы».
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Задание детям: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по комнате, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и тому подобное».
Чтобы «третья нога» действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой.
Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами.
9. «Зеваки».
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять правила и инструкции.
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу взрослого (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
5. «Черепаха».
Цель: формирование контроля над своими действиями.
Взрослый встает у стены, дети становятся у противоположной стены. По сигналу взрослого они начинают движение.
Далее взрослый говорит: «Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните, вы – черепахи, и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт уже будет готов».
Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2- 3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают».
6. «Бездомный заяц».
Цель: развитие реакции, формирование навыков невербального взаимодействия со сверстниками.
В игре могут участвовать от 3 до 10 детей. Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром приблизительно 50 см. Расстояние между кругами 1 – 2 метра. Один из зайцев – бездомный, он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время этого обмена занять домик, оставшийся на минуту без хозяина.
12. «Король сказал».
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Дети вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает разные движения (физкультурные, театральные, шуточные), а дети должны их повторять только в том случае, если ведущий добавит слова «Король сказал».
13. «Запрещенное движение».
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует, сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
14. «Слушай хлопки».
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу.
Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка дети возобновляют ходьбу.
15. «Замри».
Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Дети должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге останется лишь один игрок.
16. «Давайте поздороваемся».
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечиками;
3 хлопка – здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
17. «Разговор с руками».
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался или что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на бумаге силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им ротик, глазки, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?» «Что вы любите делать?» «Чего не любите?» «Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней (в случае работы с гиперактивным ребенком, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: рисовать, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
18. «Море волнуется»
Цель: переключение внимания, снижение мышечного напряжения.
По сигналу педагога «Штиль» все дети «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими столами. Сначала встают дети, сидящие впереди, затем, через 2-3 секунды, поднимаются дети, сидящие за первыми и так далее, пока не встанут последние. Все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми, садятся и так по порядку. Сигнал «Шторм» - все так же повторяется, только дети встают и садятся сразу, без 2-3 секунд паузы. Закончить игру следует командой «Штиль».
Игры для агрессивных детей
1. «Два барана».
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
2. «Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Вдох – два шага вперед. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и так далее. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
3. «Тух-тиби-дух».
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух».Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
4. «Попроси игрушку» - вербальный вариант.
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и так далее. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш и так далее), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет ее у тебя просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
5. «Попроси игрушку» - невербальный вариант.
Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и так далее).
Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет особенно полезна тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.
6. «Зайчики».
Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Например, взрослый говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряженно стучат!...»
Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе «как играть с тревожными детьми».
7. «Я вижу…»
Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание ребенка.
Дети, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…»
Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.
9. «Ласковые лапки».. Игра подробно описана в разделе «Как играть с
гиперактивными детьми».
10. «Толкалки».
Цель: научить детей контролировать свои движения.
Инструкция: разбиться на пары, встать на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднять руки на высоту плеч и опереться ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего нужно начать толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если одного удастся сдвинуть с места, необходимо вернуться в исходное положение. Игра прекращается по сигналу ведущего «Стоп!».
Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.
11. «Жужа»»
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми; побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».
Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
12. «Рубка дров».
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Детям сказать следующее: «Кто из вас хоть раз видел, как рубят дрова? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг вас осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
13. «Головомяч»..
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу
. Инструкция детям: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».
Для детей 4-5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.
14. «Бумажные мячики».
Цель: выплеснуть агрессию, гнев, особенно после того, как долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился мячик.
Дети делятся на две команды, каждая выстраивается в линию так, чтобы расстояние между командами было примерно 4 метра. По команде взрослого дети начинают бросать мячи на сторону противника. Команда к началу игры будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. По команде взрослого «Стоп!» игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Дети не должны перебегать во время игры разделительную линию.
15. «Дракон».
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Дети становятся в одну линию, держась руками за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в двух ролях.
16. «Маленькое привидение».
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. В эту игру можно играть и за столами.
«Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (приподнять согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете говорить громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».
17.«Остров забияк».
Цель: профилактика агрессивного поведения. Развитие речи, воображения, творчества.
Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они все уже передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с разбитыми носами. Пусть дети изобразят все это: не скупитесь на черную, синюю и красную краску (можно рисовать на больших листах бумаги). Никто ни с кем не разговаривает, не мирится, ничем не делится.
«Хорошо вам?» - спрашивает фея.
«Нет, худо нам, плохо.» - отвечают дети.
«А почему вам плохо?» - продолжает фея и так далее.
Допишите сценарий сами, опираясь на уровень и возможности ваших детей.
18.«Петушки-драчуны».
Цель: коррекция агрессивного поведения.
Участие принимают дети, которым захотелось потолкаться, остальные – зрители. Поссорились два петушка. Изображающие их дети с заложенными за спину руками становятся на одну ногу друг против друга и, подпрыгивая, стараются ударить соперника движением плеч вперед. Игра должна проходить так, чтобы дети, окружающие «петушков», смеялись. Пусть попробуют все, кто захочет. После игры провести беседу:
1. Как со стороны выглядела драка петушков?
2. За что поссорились петушки?
3. Можно ли было избежать ссоры и драки?
4. Хорошо ли тому, кого бьют?
5. Что чувствует более сильный?
6. Как помириться петушкам?
7. Какой вред приносит драка?
20. «Скульптор».
Цель: коррекция агрессивного поведения.
Пусть дети попробуют вылепить из пластилина агрессивно настроенного человека. Выражение глаз, лица, поза должны соответствовать замыслу. Устраивается конкурс на лучшее изображение «самого злого».
Вариант игры: можно попробовать «вылепить» эмоциональное состояние: при помощи позы, жестов, мимики и тому подобное ребенок показывает любое эмоциональное состояние (например: злой волк, хитрая лиса и так далее).
Игры с тревожными детьми
1. «Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
1. «Гусеница».
Цель: игра учит доверию; успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
«Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите мяч. Дотрагиваться руками до мяча строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой мяч на вытянутых руках.
Таим образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
2. Липучка».
Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, снятие мышечного напряжения, сплочение детского коллектива.
Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников, приговаривая при этом: «Я липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за ркук, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.
3. «Ласковый мелок».
Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.
Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится детям.
Вариант для тревожных детей: взрослый говорит тревожному ребенку: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовала? Солнышко? Хорошо!». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым мелком»?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый движениями руки «стирает» все, что он нарисовал при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
4. « Качели».
Цель: формирование чувства доверия к другим.
Один ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй ребенок (сначала начинает взрослый) встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2-3 минуты.
5. «Соломинка на ветру».
Цель: формирование чувства доверия к другим, повышение уверенности в себе.
Дети встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу. Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лице «соломинки» заставят их побывать в роли «соломинки».
6. «Рыбаки и рыбка».
Цель: формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.
Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее (не менее шести). Два ребенка – «рыбки». Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это «сеть». Рыбка должна выбраться из сети: она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из «сети», «рыбка» ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся «сетью». Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза.
7. «Медвежонок».
Дети встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (поют) стихотворение и медленно движутся к центру круга:
Медвежонок, медвежонок
Спит в своей берлоге.
Хоть он не опасен,
Будьте осторожны:
Вы такому шалуну
Не верьте никогда.
«Медвежонок» по окончании стиха (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.
8. «Танцующие руки».
Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
«Разложите большие листы оберточной бумаги (или обои) на полу. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось».
Упражнение выполняется 2 – 3 минуты. Игра проводится под музыку.
9. «Смена ритмов».
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если взрослый хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно взрослый, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
10. «Волшебный стул».
Цель: повышение самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми
. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5 – 6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
11. «Продолжи рисунок».
Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.
Можно рисовать рисунок вдвоем: взрослый и ребенок; можно рисовать с группой детей. Взять лист бумаги и начать рисунок, затем попросить ребенка продолжить его, что-то пририсовав. Передает взрослому (если играют вдвоем) или другому ребенку. Так продолжать, пока рисунок не будет готов.
Игры с аутичными детьми
На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь.
Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят аутичные дети.
Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом взрослого не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, - ребенок сможет включиться в общую деятельность.
1. «Ручки».
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Группа из 2 – 3 детей располагается перед взрослым. Взрослый берет одного ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Рука моя, рука твоя…»
Если ребенок активно сопротивляется и отнимает свою руку, тогда взрослый продолжает, похлопывая себя или руку другого ребенка.
2. «Хоровод».
Цель: установление положительного эмоционального контакта с взрослым и другими детьми.
Взрослый выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто находится в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их
3. «Рукавички».
Цель: включение аутичных детей в групповую работу.
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички.
Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.
Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку.
Поиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
4. Щепки на реке».
Цель: создать спокойную, доверительную обстановку.
Дети встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе – Вода одной реки. По реке сейчас плывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закрое глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу.
Возможно, Щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке помочь найти дорогу.
Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь.
Когда щепка проходит до конца реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.
Дети сами могут решить, как они в качестве «Щепок» будут «двигаться по Воде»: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.
5. «Покажи нос».
Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Раз, два, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела.
Усложненный вариант: взрослый начинает «путать» детей, называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторять неверные движения.
6. «Охота на тигров».
Цель: научить планировать детей свои действия во времени.
Группа детей встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего – найти тигра.
Как правило, аутичным детям сразу трудно включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.
6. «Рисование контура тела».
Цель: осознание собственного тела.
Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет такое упражнение: положив ребенка на большой лист бумаги, взрослый или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух частит тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.
7. Игры за партами.
Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры рекомендуется проводить за партами.
Кроме того для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения.
Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет».
8. Игры с чудесным мешочком.
Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.
На левую руку ребенка надевают «волшебный мешочек», в котором находятся твердые цветные геометрические фигурки (пластик, дерево). Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше – яркий). На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.
Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем – двух форм, трех форм, четырех форм и так далее.
Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «выбери такой предмет, как я тебе покажу». Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке» – в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.
9. «Симметричные рисунки».
Цель: развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.
Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый – слева. Договариваются, каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаш ставят одновременно в одну точку и проводят в одном темпе.
Полезно предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок можно использовать «Рамки Монтессори»»).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Р. Д. Цой "Здоровье на кончиках пальцев"- Ташкент, "Медицина", 1990 г.
2. Иосиро Цуцуми "Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями".
- Москва, 1990 г.
3. С. Я. Рубинштейн "Психология умственно отсталого школьника"- Москва, "Просвещение", 1986г
4. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Е. Топоркова "Развиваем руки, чтоб учится писать и красиво рисовать".- Ярославль, "Академия развития", 1997 г.
5. Токуиро Наиикоми "Японская терапия надавливания пальцами".
- Киев, 1989 г.
6. О. В. Узорова, Е. А.Нефедова, Пальчиковая гимнастика,- Москва, Астрель, 2001 г.
7. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина, наши пальчики играют, - С-П, «Паритет», 2003 г.
8. Е. К.Лютова, Г. Б.Монина, Шпаргалка для взрослых, - Москва, 2000 г.
9. Л. М. Шипицина, развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, - С-П, изд-во «союз», 2004 г.
10. Н. Л.Кряжева, Мир детских эмоций, дети 5 – 7 лет, - Ярославль, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 03.2013г доклад Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии
Выступление на МО. Рапространение педагогического опыта,...
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 01.2014г доклад Развитие мелкой моторики рук у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела
Выступление на МО с докладом....
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад 03.2016г. Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения...
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.доклад 03.2017г Развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.доклад 03.2017г Развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников....
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела.
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела....
4.3. Обобщение и распространение педагогического опыта. Выступления на НПК, пед.чтениях и фестивалях.
№МероприятиеСтатусРезультатПрим.1Респ конкурсреспубл.ТГИПиПКК Грамота Победитель.2015 гЛучший куратор по аттестации2 Выступление на межрегиональной НПК. Мастер-класс.Тема:Современный урок г...