Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела.
методическая разработка
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Кабанская специальная (коррекционная)
школа-интернат VIII вида»
Доклад
Тема: « Развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников
на уроках швейного дела ».
Март 2017
Начну свой доклад с того, что все мы свами педагоги специальной коррекционной школы, и нам доверено учить и воспитывать особенных детей, детей с нарушениями интеллекта , т.е детей с ОВЗ.
В России одним из первых исследователей проблемы диагностики и коррекции детей с нарушениями в развитии был Г.Я. Трошин, автор первой отечественной монографии по этим проблемам . Автор тщательно проанализировал различия в перцептивных, мнемических и мыслительных процессах у детей с умственной отсталостью и здоровых детей. ( Слайд №2)
Трошин пишет: «По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, те и другие люди, те и другие дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в особых способах развития» . Эта мысль получила дальнейшее развитие в трудах Выготского Л.С
Одной из главных задач коррекционной школы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
( Слайд №3)
Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка. Воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно, так как их развитие происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений.
Ряд особенностей детей с нарушением интеллекта обуславливается нарушением их высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Эти особенности обуславливают инертность, вялость, снижение активности, работоспособности. У некоторых детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается замкнутость и неконтактность. Все это накладывает отпечаток на структуру их личности.
( Слайд №4) В тех случаях, когда имеется “поломка” какого-либо механизма мозга, процесс развития и обучения нарушается. “Поломка” может произойти на разном уровне: могут быть нарушены ввод информации, ее прием, переработка и т.д. Например, поражение внутреннего уха с развитием тугоухости обусловливает снижение потока звуковой информации. Это приводит, с одной стороны, к функциональному, а затем и к структурному недоразвитию центрального (коркового) отдела слухового анализатора, с другой — к недоразвитию связей между слуховой зоной коры и двигательной зоной речевой мускулатуры, между слуховым и другими анализаторами. В этих условиях оказываются нарушенными фонематический слух и фонетическое оформление речи. Нарушается не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка. В результате значительно затрудняется процесс его обучения и воспитания.
Таким образом, недоразвитие или нарушение одной из функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций. Однако мозг располагает значительными потенциальными и компенсаторными возможностями. Давайте разберемся вместе в этом сложном понятии «компенсация» и «потенциал». Прежде всего в том, что означает компенсация с опорой на функции сохранных анализаторов.
( Слайд№5)
В психологии распространен термин «потенциал личности», который определяет способность человека умножать свои внутренние возможности. В этом значении в качестве синонима выступает понятие ресурсов организма, благодаря чему говорят и о максимальном проявлении потенциала – резерве психики.
Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интелекта коррекции доложен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности.
Мы верим, что потенциальные возможности развития этих детей могут быть раскрыты в значительно большей степени. Во время его первичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возможности...
( Слайд№6)
Компенсация (лат. compensatio — возмещение, уравновешивание)— замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных аномалий.
Вы уже, наверное, знаете, что окружающий мир не закрывается для человека даже при полной утрате зрения. Он воспринимает свойства предметов и признаки явлений окружающего мира с помощью осязания, слуха, обоняния и других видов чувствительности. Они дают такую информацию о предметах и явлениях, которая позволяет ориентироваться в окружающей среде: обслуживать себя, общаться с людьми, трудиться и даже творить с огромной любовью к жизни.
Несовершенство, недоразвитие моторики учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида является одной из причин, затрудняющих их продуктивную деятельность. Низкий уровень общего развития двигательной сферы и особенно недостаточная способность рационально организовать сложные целенаправленные акты в значительной степени затрудняют решение главной задачи, которая стоит перед специальной (коррекционной) школой VIIIвида – подготовка детей к производительному труду.
Кроме того, от состояния развития моторики в значительной мере зависит дальнейшее психическое развитие ребенка. А.Н.Леонтьев (1945) подчеркивает, что психика не просто «проявляется в движениях: в определенном понимании движения формируют психику». Уроки швейного дела дают возможность решать данную коррекционную задачу.
( Слайд №7)
Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что
"Ум ребенка находится накончиках пальцев".
В процессе трудовой деятельности активно участвует двигательная сфера. Поэтому нельзя недооценивать руку и двигательный анализатор, роль которого чрезвычайно важна. Большое значение развитию руки придавал русский физиолог И.П. Павлов. Он указывал, «что рука является тонким анализатором. Мыслительная деятельность во многом зависит от деятельности руки, от того, насколько богаты их кинестетические представления».
Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями руки. Следует особо подчеркнуть, что развитие движения руки во многом зависит от способа владения ручными орудиями и инструментами. В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, двигательных трудовых навыков (развитие точности, ловкости, координации тонких движений рук).
Одной из особенностей обучения обучающихся швейному делу на начальном этапе, является низкая самостоятельность в труде и ограниченная двигательная сфера трудовых навыков. А это значит, неумение самостоятельно ориентироваться в задании, неумение планировать выполнение своей работы, затруднение в выполнении однотипного задания. На всех этапах обучения обучающиеся показывают трудности в речевом общении, так как у них малый словарный запас активного словаря. Они затрудняются провести речевой анализ своего изделия, описать его сложные операции или указать существенные признаки. Мешает усвоению трудовых навыков и двигательная недостаточность, которая проявляется в неумении синхронно работать руками
(Слайд №9) Уроки швейного дела – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.
Через систематическую работу по развитию творческих способностей на уроках швейного дела происходит обогащение и развитие детской души. Она становится богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению самостоятельной личности.
(слайд №10)
Специфические задачи трудовой подготовки вытекают из особенностей развития учащихся и определяют его направленность на компенсацию недостатка мыслительной и речевой деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, самостоятельности и активности.
Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии, развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников на уроках швейного дела
Литература:
1. Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
2. Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
3. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно - деятельностные технологии обучения.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела.
Для формирования жизненно необходимых практических умений и навыков детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо развитие психических функций, мелкой моторики и речи, поэтому необход...
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 03.2013г доклад Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии
Выступление на МО. Рапространение педагогического опыта,...
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 01.2014г доклад Развитие мелкой моторики рук у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела
Выступление на МО с докладом....
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад 03.2016г. Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения...
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.доклад 03.2017г Развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.доклад 03.2017г Развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников....
Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"
Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"...
Выступление на МО. Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида. Март 2022г.
Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида...