Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад 03.2016г. Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения
методическая разработка
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения | 27.81 КБ |
презентация . | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Кабанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIIIвида»
Доклад.
Тема: «Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения ( швейное дело) через усиление практической направленности занятий и проектную деятельность».
пгт. Селенгинск
2016
( слайд №1)
Главной задачей специальной коррекционной школы является адаптация учащихся в современном обществе и подготовка их к самостоятельной трудовой деятельности.
Главная проблема обучающихся специальной коррекционной школы заключается в нарушении связи с миром, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей
Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников с ограниченными возможностями здоровья приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.
Как и учащиеся массовой школы, школьники с нарушением интеллекта должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным трудом. В том чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности. Учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
(слайд №2)
Дети с нарушениями интеллекта характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчётливо обнаруживается в сфере мыслительной и познавательной деятельности, творческих способностей, восприятия, фантазии, а также воображения.
Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития
Перед учителем технологии, в большей степени чем перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача — не только сообщить ученикам определенную сумму знаний, но, главное, научить ребят применять полученные знания на практике.
(слайд№3)
Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.
( Л. С. Выготский)
Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности
(слайд№4)
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни. Люди, часто выполняющие работу пальцами рук, по сути, делают зарядку для ума. Примером пользы таких упражнений являются наши бабушки и дедушки, не страдающие склерозом, сохранившие ясность ума, т.к. не подверглись атаке болезней цивилизации, как их внуки и правнуки, часами сидящие у компьютеров.
(слайд№5)
В процессе трудовой деятельности активно участвует двигательная сфера. Поэтому нельзя недооценивать руку и двигательный анализатор, роль которого чрезвычайно важна. Большое значение развитию руки придавал русский физиолог И.П.Павлов. Он указывал, «что рука является тонким анализатором. Мыслительная деятельность во многом зависит от деятельности руки, от того, насколько богаты их кинестетические представления».
В процессе обучения труду обучающиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов и на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности.
(слайд№6)
Этап Практической деятельности для обучающихся представляет определённую сложность, т.к. любая трудовая операция состоит из множества действий, требующая владения инструментами, определёнными знаниями и умениями. Сознательная трудовая деятельность повышает интерес обучающихся к труду, их настроение влияет на качество и темп работы способствует улучшению дисциплины. Познавательный интерес, жизненная компетентность обучающихся коррекционной школы формируется трудом. Но они легко отвлекаются, их внимание неустойчиво, быстро утомляются, поэтому для таких детей необходимо определять дозировку трудовых нагрузок, объём учебного материала, предусматривать смену видов деятельности, чтобы предотвратить утомляемость.
Поэтому учителю приходится использовать в школе VIII вида приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции.
(слайд №7)
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Чаще всего проводятся комбинированные занятия.
Теоретическая часть посвящена ознакомлению учащихся с новыми техническими и технологическими сведениями или формированию умений ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу.
На практической части учащиеся усваивают новые элементы трудовых заданий, совершенствуют трудовые навыки, развивают скоростные показатели и самостоятельность в труде.
Чтобы повысить степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, необходимо определенным образом их подготовить. Ученики должны четко усвоить, что они будут делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и как будет проходить практическая работы. Кроме того, нужно вызвать интерес к предстоящей работе, чтобы активизировать учащихся. Затем учащиеся приступают к составлению плана, по которому они будут работать. При обучении планированию используются специальные наглядные пособия – технологические карты, готовые образцы, схемы и чертежи.
( слайд№8)
Комплексные практические работы– это основной тип занятий по труду в коррекционной школе. Результаты работы на этих занятиях имеют общественно-полезное значение. В проведении практических работ важно правильно инструктировать учащихся на занятиях, развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы учащихся.
Организация труда учащихся на комплексных практических работах индивидуальная, т.е. каждый ученик выполняет работу от начала до конца. Завершается практическая работа подведением итогов занятия, где очень важно не только проанализировать ход работы и дать оценку результатов работы каждого ученика, но и закрепить те технические и технологические знания, которые применялись на данном занятии.
(слайд №9)
Практическое повторение – это занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций. Основная задача на таких занятиях – формирование и дальнейшее совершенствование трудовых навыков, развитие скоростных показателей и умение работать в коллективе.
Организация труда на занятиях практического повторения может быть индивидуальной или с пооперационным разделением труда. Последнее имеет важное значение для воспитания коллективизма в труде.
(слайд №10)
Самостоятельные практические занятия проводятся в конце каждой четверти.
Учащиеся самостоятельно выполняют трудовые задания, самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Для ориентировки учащихся в задании можно использовать наглядный материал. Необходимо четко предъявить требования к качеству работы и установить время выполнения задания. По окончании работы проводится анализ ее результатов, сравнение с образцом, определятся качество выполнения изделия.
В процессе выполнения задания обучающиеся стараются соблюдать определённую последовательность, пользуясь составленной технологической картой, инструкциями, образцами.
(слайд №11)
Если ученик не усвоил план предстоящей работы, он будет задавать вопрос: «Что делать дальше?» или будет выполнять работу вне всякого плана или же совсем откажется от выполнения практического упражнения. При практическом выполнении я предлагаю обучающимся чаще проверять свои операции, действия и контролировать точность выполнения, т.к. у многих навык самоконтроля формируется недостаточно. Свою роль я вижу в своевременном направлении действий ученика в нужное русло и таким образом способствовать формированию жизненной компетентности, прочных практических навыков. Для этого я предлагаю школьникам самостоятельно контролировать свои действия, перед началом работы заостряю внимание на возможные ошибки, которые могут получиться при несоблюдении требований к выполнению операции.
(слайд №12)
Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются, прежде всего тем, что в решении трудовой задачи обучающиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю учителя.
При обучении воспитанниц я использую различные приемы. Первая группа – группа сильных девочек, хорошо успевающих. Эта группа работает с опережением, они получают инструктаж индивидуально, самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым.
Вторая группа девочек требует строгую дозировку и учет работы в течение урока. Вопрос: «Какую операцию ты выполняешь?», заставляет девочек соотносить свою работу с работой сильной группы, и трудиться более целесообразно. Особого внимания требуют ученицы Плюснина Снежана, Уладаева Арина, Соколова Саша, Шишкина Кристина, Лоскова Даша . Поставишь перед ними цель, будет хороший итог.
- В результате проведенной работы на уроках труда учащиеся достигли хороших результатов:
- У всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сформировался положительный устойчивый интерес к швейному делу.
- В результате коррекционной работы наметилось уменьшение недостатков в практической деятельности учащихся.
- Значительно расширился словарный запас.
- Контроль за деятельностью обучающихся позволил развить самооценку и самоанализ своего труда.
Литература
1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей вспомогательной школы. М., Школа-пресс, 1994.
2. Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей /Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. – М.; Просвещение, 1981. – 176 с.
3. Ковалёва Л.Ю. Методика обучения труду во вспомогательной школе. 1995г.
4. Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М.: 2001. – 480 с.
5. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.// Дефектология. -1993. № 5. С. 24-26.
6. Мирский С.Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. – 1997.- № 4. С. 16-20.
7. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.: ил.
8. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 127 с.: ил.
9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 2002. – 160с.
10. Ткаченко В.Г. Алгоритмы в процессе трудового обучения учащихся специальных коррекционных школ VIII вида // Коррекционная педагогика – 2009.-№ 2(32).
11. Щербакова А.М. Усвоение знаний и овладение общетрудовыми умениями на уроках швейного дела во вспомогательной школе.// Дефектология. – 2003. - № 4. С. 24-30
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».
Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательнойдеятельности является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Развитие познавательного интереса способствует ро...
Самоанализ педагогической деятельности в межаттестацинный период« Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения и на занятиях кружковой работы; формирование у учащихся основных жизненных компетентностей, активн
В работе раскрыты методы и приемы по развитию у обучающихся творческих способностейт на уроках трудового обучения, на занятиях кружковой р...
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 03.2013г доклад Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии
Выступление на МО. Рапространение педагогического опыта,...
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 01.2014г доклад Развитие мелкой моторики рук у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела
Выступление на МО с докладом....
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад 01.2015г. Памятка для коррекции психических процессов
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад....
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.доклад 03.2017г Развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.доклад 03.2017г Развитие потенциальных и компенсаторных возможностей школьников....
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела.
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела....