Толерантность как результат межкультурной коммуникации
статья на тему
Толерантность допускает право человека делать то, что он считает нужным, но не во вред другим.
Толерантность не является врожденным качеством личности, это результат воспитания и обучения в условиях позитивного знакомства с разными культурами. Просвещение может достигаться различными путями, но наилучший результат приносит межкультурная коммуникация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_kak_rezultat_mezhkulturnoy_kommunikatsii.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Толерантность как результат межкультурной коммуникации
Предлагаю вашему вниманию доклад на эту важнейшую тему.
Перед тем, как начать оперировать терминами, хотелось бы вначале рассмотреть наиболее значимые из них подробнее.
Итак, толерантность, рассматривается в научной среде, как чувство терпимости и уважительного отношения к другим культурам, мнениям других людей; готовность к взаимодействию с другими людьми, не ущемляя ни их, ни свои интересы.
Толерантность допускает право человека делать то, что он считает нужным, но не во вред другим.
Толерантность не является врожденным качеством личности, это результат воспитания и обучения в условиях позитивного знакомства с разными культурами. Просвещение может достигаться различными путями, но наилучший результат приносит межкультурная коммуникация.
Культура сама по себе также является результатом воспитания и обучения. Подавляющее большинство мировых культур имеют корни в прошлом, свои традиции.
Воспитание личности в условиях одной подавляющей культуры может в дальнейшем повлечь за собой так называемый «культурный шок». Это эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация личности, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой.
Российская Федерация – как гласит Конституция – это многонациональное и многоконфессиональное государство.
В России проживают представители более 200 национальностей. Русские составляют около 80% от общей численности населения. Также выделяются 6 этнических групп численностью более 1 миллиона: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.
Народы России говорят на более чем ста языках и диалектах. Русский является родным для 92% процентов населения.
Россия является светским государством, однако подавляющее большинство граждан относят себя к православному христианству (это 75% населения).
Кроме православия, в России представлены такие религии и конфессии как ислам, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм, индуизм и т.д.
Всё высшесказанное подчёркивает важность воспитания будущего поколения в условиях терпимости и интереса к различным культурам, с уважением к традициям своего народа.
Межкультурная коммуникация – т.е. процесс общения представителей разных культур решает много задач: воспитание толерантности, получение новых знаний и опыта, развитие чуткости и эмпатии, способности поставить себя на место других.
Личность, воспитывавшаяся в иных условиях, может проявлять признаки интолерантности.
Интолерантность – это нетерпимость, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. Проявляется в широком диапазоне форм поведения — от невежливости, пренебрежительного отношения до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами проявления интолерантности являются:
• оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
• этноцентризм;
• дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;
• расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
• ксенофобия;
• осквернение религиозных и культурных памятников;
• изгнание, сегрегация, репрессии;
• религиозное преследование.
Перед тем, как рассмотреть способы воспитания толерантности, хотелось бы привести страшные примеры интолерантности из истории.
Наиболее ярким примером является нацистская Германия. В Германии издревле национальным меньшинством было еврейское население. С приходом нацистов к власти, именно евреи стали мишенью псевдопатриотизма нацистов. Эффективно используя негативные стереотипы и слабые познания в чужой культуре, нацисты перешли к сегрегации и геноциду в дальнейшем. После евреев следующей мишенью стал Советский Союз и русский народ. Ложь, стереотипы, пропаганда – все средства были использованы для зарождения ненависти одного народа к другому.
Ответом нацистской Германии стал героизм русского народа и представителей других национальностей, которые в едином порыве бросились на защиту нашей общей Родины. Интернационализм был одним из столпов Советского Союза. Современная Россия продолжает традиции и выступает одним из мировых примеров дружной и мирной жизни представителей разных культур.
Другой пример длительного проявления интолерантности – это расизм в США, который был узаконен вплоть до 1960-х годов.
В 1940-х годах в США был проведён расовый эксперимент, с целью выявить последствия длительной многолетней дискриминации чернокожего населения.
Учёный Кеннет Кларк предлагал чернокожим детям две куклы на выбор, которые отличались только цветом кожи. Экспериментатор спрашивал, «какая из кукол хуже», на что дети неизменно давали ответ «эта», указывая на чернокожую куклу. На последовавший вопрос «Почему?», малыши отвечали: «Потому что она чёрная». Когда ребёнка просили выбрать куклу, похожую на него, они выбирали чёрную.
Результаты эксперимента подтвердили гипотезу о том, что повсеместная дискриминация влияет на личность чернокожих детей. С малолетства они проникаются ощущением собственной ущербности, навязанной им обществом.
Эти и многие другие страшные примеры из истории являются напоминанием современному обществу о том, как важно воспитывать и обучать детей в условиях позитивной межкультурной коммуникации.
В условиях образовательного учреждения воспитание толерантности может производиться в разных формах.
Это и обязательный учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Он направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Это проведение классных часов и внеклассной работы в форме уроков-игр, с организацией диалоговых форм работы (дискуссия, диспут, дебаты), с использованием произведений художественной литературы и кинофильмов.
Например, в нашей школе проводятся обязательные классные часы на такие темы, как «Урок мира» (1 сентября), «Международный день мира» (21 сентября) и многие другие.
Изучение иностранных языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.
Изучение истории и культуры родного края, родной страны, на таких уроках, как «Окружающий мир», «История», «География», возбуждает интерес учащихся к своей Родине, дарит им драгоценные знания о многогранной России.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у школьников навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Спасибо за внимание!
Источники:
- «Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся» - pedsovet.su
- http://proshakov.livejournal.com/582658.html
- Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М., 2002.
- Николаева Л.В., Межкультурная коммуникация и толерантность / Педагогическое образование и наука, № 2, 2008, C. 88-92
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара
Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...
Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.
Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...
Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики.
Презентация к работе "Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики."...
сатья "Лингвистика как база методики обучения языкам в аспекте межкультурной коммуникации"
Статья Язык - единственное средство, способное помочь нам проникнуть в скрытую от нас сферу ментальное, ибо он определяет способ членения мира в той или иной культуре. Он рассказывае...
Статья на тему:«Межкультурная коммуникация в условиях модернизации структуры содержания языкового образования
Обобщение положительного опыта работы учителей английского языка...
Толерантность как составная часть межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуры, культуры родного края.Неумолимо з...
Толерантность как составная часть межкультурной коммуникации
Что такое толерантность? эмблема, игры, невербальные способы приветствия в разных странах, принципы толерантности....