Толерантность как составная часть межкультурной коммуникации
классный час по немецкому языку на тему
Что такое толерантность? эмблема, игры, невербальные способы приветствия в разных странах, принципы толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
невербальные способы приветствия в разных странах? | 92.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Толерантность как составная часть межкультурной коммуникации
«Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке».
отечественный философ Ю.А. Шрейдер
"Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.
Знакомство (Необходимое время: 15 минут)
Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе.
Процедура проведения (возможные варианты).
Упражнение "Снежный ком"
Участники группы сидят в кругу.
Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
Упражнение "Сосед справа, сосед слева"
Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.
Разминка(Необходимое время: 10 минут.)
Цели:
• создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
• повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Упражнение "Комплименты"
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, миллионы людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Прелесть современного мира именно в многообразии. Красота в том, что все мы – люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, творить добро и быть терпимыми друг к другу. Все это - есть проявление толерантности.
Воспитание толерантности на уроках иностранного языка .
Проблема толерантности в современном мире является темой дискуссий общественно-политических, религиозных, научных сообществ в нашей стране и за рубежом. Модернизация системы российского образования приводит к тому, что современной целью обучения иностранному языку и культуре является сейчас не усвоение определенной системы знаний, умений и навыков, а подготовка к реальной межкультурной коммуникации. Концепция ФГОС второго поколения ставит одной из важнейших задач воспитания формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования. Особенно актуально это стало в нашей многонациональной стране.
В начале нового тысячелетия прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал основой для взаимопонимания и взаимосближения людей. Имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры, иной точки зрения, которые трансформируются в национальные и религиозные войны, межличностное противостояние. В связи с этим, по инициативе ЮНЕСКО 16 ноября каждого года - Международным днем толерантности.
Без сомнения школа является одним из важнейших институтов воспитания данного качества нравственного аспекта.
Работа по формированию толерантного сознания у юного поколения многогранна. Особенно трудно формируется толерантность к «другому» когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой, как я, значит, - «плохой», «неприемлемый». И важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование « чужого» - в « другого» , именно этим и интересного. Залогом такого преобразования может и должно стать «приближение» к национальному миру других народов в самых разных его проявлениях.
Содержание разных предметов, особенно иностранного языка, где образная система особенно сильно воздействует на эмоциональный мир личности, ее ценностные ориентации, дает множество возможностей для обращения к проблеме толерантности .
Очень важно донести до учащегося, что чужая культура—не хуже и не лучше нашей - она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям.
Именно на уроках иностранного языка легче всего обратиться к диалогу культур.
– это обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других людей.
Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуры, культуры родного края.
Неумолимо значение страноведения, которое направлено на формирование языковой и коммуникативной компетентности, а значит, - и толерантности по отношению к иному национальному миру.
Знание ритуалов, речевого этикета той страны, где находится носитель другой культуры - важное условие эффективной деятельности и залог успеха в общении и деловом взаимодействии с местными жителями. Их незнание или невыполнение сможет привести к серьезным недоразумениям и даже конфликтам.
Современное преподавание иностранного языка невозможно без привития учащимся иноязычной культуры, которая способствует повышению мотивации учения, развитию потребностей и интересов, а так же более осознанному изучению иностранного языка.
Поэтому, одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с учащимися. В распоряжении преподавателя не один, а два языка общения. Для первого главное - слова, фразы, их сочетание, то есть язык вербальный, а для второго - телодвижения, жесты, мимика, выражения лица и т.д., то есть невербальный.
Какие вы знаете невербальные способы приветствия в разных странах?
- сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
- потереться носами (Новая Зеландия);
- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
- показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.
Проявления нетерпимости:
• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
• игнорирование (отказ в беседе, в признании);
• поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на др);
• преследования, запугивания, угрозы;
• дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав
• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
• осквернение религиозных или культурных символов;
• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
• изгнание (официальное или насильственное)
Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения.
Так что же такое «ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
- в английском – готовность быть терпимым;
- во французском- убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной
- в немецком терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
- в испанском– способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
- в китайском – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
- в арабском– снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
- в русском- толерантность, терпимость – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость. Большой энциклопедический словарь определяет толерантность (от латинского tolerantia – терпение) как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Т.е. в основе термина – согласие воспринять нечто духовное, нравственно-идейное, этико-эстетическое, религиозное даже в том случае, если это нечто противоречит мировоззренческим установкам самого наблюдателя.
Упражнение "Что такое "толерантность"( Необходимое время: 20 минут.)
Цели:
• дать возможность участникам сформулировать "научное понятие" толерантности;
• показать многоаспектность понятия "толерантность".
Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана
Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.
Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-5 человек. (По цвету вырезанных из цветной бумаги ладошек). Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана (чистый ватман)
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения "лицом" к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
Обсуждение • Что отличает каждое определение?
• Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
• Какое определение наиболее удачно?
• Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"?
(В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:
• Понятие "толерантность" имеет множество сторон.
• Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.)
Рефлексия занятия
- Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
- Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
Упражнение "Пантомима толерантности"( Необходимое время: 15 минут.)
Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы - моток веревки, лента, принадлежности для рисования.
Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин.
Обсуждение: • Какая пантомима была наиболее "однозначной" и не вызвала затруднений при угадывании?
• С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года.
Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки. «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»
Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные?
А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наша школа, наш город стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.
Я изобразила «толерантность» в виде солнышка. Почему?
Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Упражнение "Эмблема толерантности"( Необходимое время: 20 минут.)
Цели:• продолжение работы с определениями толерантности;
• развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Следующее упражнение : участникам предстоит создать эмблему толерантности.
Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.
Рефлексия:
А каково ваше настроение после занятия? На «ладошках», которые есть на ваших столах, прошу схематично изобразить ваши ощущения после мастер – класса или написать о них.
Теперь попрошу всех встать в круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Упражнение "Лукошко"( Необходимое время: 10 минут.)
Цели:
• работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда;
• развитие фантазии, творческого мышления.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру
Рефлексия занятия
• Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?
• Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
Упражнение "Чем мы похожи"
Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Пирамида дружбы
Учитель: Какими качествами должен обладать друг? Каждый из вас называет одно качество, вытягивая вперед руку ладонью вниз. Другой, называя свое слово, кладет руку на руку первого и т. д. Таким образом, получается пирамида дружбы. У кого пирамида выше? (лучик – дружба)
Я думаю, что вы немного устали и предлагаю немного поиграть.
1. Игра называется «Это здорово!»
Цель: повышать самооценку получать поддержку у коллег.
Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется мяч, должен назвать, что он любит или умеет делать. Например, «Я умею танцевать!» А все остальные должны поднять вверх большие пальцы обеих рук и сказать: «Это здорово!» Затем мяч передаётся другому.
2. Игра называется «Вспомнить всё!»
Цель: проверить усвоение и понимание изложенного материала.
Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется мяч, должен назвать одну черту, которая есть у толерантного человека и передать мяч следующему
ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО?
Определения толерантности
Крупно и красиво напишите эти определения на листах ватмана следующим образом: на одной стороне слова "Толерантность - это...", а на другой - определения. Перед началом занятия прикрепите эти листы на доску или на стены так, чтобы на лицевой стороне было написано "Толерантность - это". После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.
Определения толерантности:
- Сотрудничество дух партнерства.
- Готовность мирится с чужим мнением.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принитие другого таким, какой он есть.
- Способность поставить себя на сесто другого.
- Уважение права быть иным.
- Признание многообразия.
- Признание равенства других.
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара
Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...
Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.
Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...
Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики.
Презентация к работе "Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики."...
сатья "Лингвистика как база методики обучения языкам в аспекте межкультурной коммуникации"
Статья Язык - единственное средство, способное помочь нам проникнуть в скрытую от нас сферу ментальное, ибо он определяет способ членения мира в той или иной культуре. Он рассказывае...
Толерантность как составная часть межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуры, культуры родного края.Неумолимо з...
Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР.
В статье выявлена необходимость развития невербальных средств коммуникации у детей с ОНР в процессе развития связной речи....
Толерантность как результат межкультурной коммуникации
Толерантность допускает право человека делать то, что он считает нужным, но не во вред другим.Толерантность не является врожденным качеством личности, это результат воспитания и обучения в условиях по...