МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья на тему
Современная система образования предполагает относительную свободу в выборе образовательных программ и технологий. Метод проектов – это поворот к значительному увеличению активности учащихся. Существенно повышает интерес каждого ученика, его занятость, степень осмысления материала.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Всё больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связанных с непосредственным применением математики: экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и другие.
На ступени основного общего образования математическое образование должно обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущие математике красоту и привлекательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Современная система образования предполагает относительную свободу в выборе образовательных программ и технологий. Метод проектов – это поворот к значительному увеличению активности учащихся. Существенно повышает интерес каждого ученика, его занятость, степень осмысления материала.
Представляю обзор исследований по этой проблеме.
- Слайд На ступени основного общего образования математическое образование должно обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущие математике красоту и привлекательность.
3 слайд Цель исследования – изучение особенностей познавательной деятельности обучающихся с Задержкой Психического Развития; характеристика специфики организации метода проектов как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ЗПР на уроках математики.
Гипотеза исследования: организация метода проекта детей с ЗПР требует их учёта их познавательной деятельности.
Объект исследования - познавательная деятельность обучающихся с ЗПР
Предмет исследования – особенности познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
4 Слайд Задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по проблеме реализации математического образования детей с ЗПР, рассмотреть основные цели и задачи метода проектов в образовании.
2. Изучить особенности организации проектной деятельности обучающихся с ЗПР.
3. Описать опыт использования метода проектов на уроках математики с обучающимися с ЗПР в процессе обучения математике.
5 слайд Глава 1. Теоретические основы обучения математике учащихся с ЗПР в средней школе.
1.1 Специфика освоения курса математики обучающимися
с ЗПР на ступени основного общего образования
Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей любого возраста
В своей книге Баряева Л.Б «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии)» пишет, что «математическое развитие происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений»
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Всё больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связанных с непосредственным применением математики: экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и другие.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
При сравнении программ по математике для учащихся общеобразовательной школы наблюдается сходство лишь в названии основных разделов. Объем, содержание и система изучения математического материала с детьми с ЗПР имеют значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися.
Говоря о специфике освоения курса по математике, нельзя не остановиться на методах обучения дидактике. Что принято понимать как способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения.
Опыт использования элементов программированного обучения в процессе преподавания математики для обучающихся с ЗПР показал, что целесообразнее использовать его при закреплении знаний и особенно при выработке вычислительных навыков, решении задач. Детский образовательный портал для интерактивного и дистанционного обучения. Учи.ру — это отечественная онлайн-платформа
10 заповедей Р.Г. Хазанкина, основные направления его системы обучения
1Стараться, чтобы теоретические знания ребят были как можно более глубокими.
2. Связывать изучение математики с другими учебными предметами.
3. Систематически изучать, как использовать теоретические знания, решая задачи; методы доказательства и общие методы решения задач.
4. Руководящие идеи, общие приемы накапливать, систематизировать, исследовать в различных ситуациях.
5. Учить догадываться.
6. Продолжать работать с решенной задачей.
7. Учиться видеть красоту математики - процесс решения и результаты.
8. Составлять задачи самостоятельно.
9. Работать с учебной, научно-популярной и научной литературой.
10. Организовать «математическое» общение на уроке
Задачи проекта:
1.Научить учащихся планированию учебной деятельности исходя из возникшей проблемы.
2. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах.
3. Развивать коммуникативные навыки и умения.
4. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве.
5.Научить учащихся приобретать знания самостоятельно и применять приобретённые знания для решения новых практических задач.
6. Осуществлять руководство выполнения краткосрочных проектных работ учащихся, проводимых в урочное время.
6Слайд Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
При задержке психического развития у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах, и это сказывается на недостаточность познавательных процессов
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы учителя, должны быть направлены на развитие любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.
В настоящее время в мировом сообществе обозначилась тенденция, связанная с переходом на иной тип образования – инновационный, а для его эффективной реализации требуются иные образовательные технологии – инновационные.
8слайд Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий.
Метод проектов возник в 20-е годы столетия в США, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Идеи Дж. Дьюи - обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
В России с 1905 С.Т. Шацкий активно использовал метод проекта на практике. Используя в основе личностно-ориентированный и индивидуальный подходы.
Метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся
9слайд Технология «Метода проектов» рассматривается по следующим этапам.
анализ проблемы (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
- постановка цели (выдвижения гипотезы их решения; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений);
- выбор средств ее достижения (обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез (сбор, систематизация и анализ полученных данных);
- оценка полученных результатов и выводов (подведение итогов, оформление результатов, их презентация);
- выводы выдвижение новых проблем исследования (в самых различных формах, рефлексия)
10слайд Задачи проекта:
1.Научить учащихся планированию учебной деятельности исходя из возникшей проблемы.
2. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах.
3. Развивать коммуникативные навыки и умения.
4. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве.
5.Научить учащихся приобретать знания самостоятельно и применять приобретённые знания для решения новых практических задач.
6. Осуществлять руководство выполнения краткосрочных проектных работ учащихся, проводимых в урочное время.
Метод проекта дает учащимся возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации
В условиях правильной организации проектно-исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые "нравственные привычки": трудолюбие, ответственность.
11слайд В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для школьников с ЗПР косность мышления, стереотипность использования знаний. Успешность решения этой задачи во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, их целесообразного сочетания и правильности использования в учебном процессе. Метод проектов следует рассматривать как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
В процессе социальных изменений обострились проблемы математического образования. На ступени основного общего образования математическое образование должно обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущие математике красоту и привлекательность (Концепция математического образования).
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения.
В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для школьников с ЗПР косность мышления, стереотипность использования знаний.
Успешность решения этой задачи во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, их целесообразного сочетания и правильности использования в учебном процессе. Метод проектов следует рассматривать как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития.
В заключение
Рассмотрены основные особенности развития каждого этапа программно-целевого управления.
Раскрывается роль метода проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития.
Теоретические методы:
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и метода проектов
- Комплекс диагностических методов, направленных на выявление психолого-педагогических проблем реализации основного образования обучающих с задержкой психического развития:
Этапы исследования.
Первый этап был посвящен изучению философской, научной, психолого-педагогической литературы по избранной теме: проблеме, анализу и обобщению опыта использования метода проекта как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития.
Рассмотрена и апробирована методика проектов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся с ЗПР в частности на уроках математики.
Результаты исследования как основа для построения программы развития познавательной деятельности обучающихся с ЗПР в процессе обучения математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...
Обобщение опыта: "Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся".
Давно возник вопрос: как преподавание базового курса информатики сделать интересным, наглядным, а изучаемый материал – запоминающимся надолго. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мо...
«Использование интерактивных методов обучения при компетентностом подходе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом о...
Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...
«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»
Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...
Метод мини - проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки.
Метод мини - проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических воз...